г. Пермь |
N 17АП-11795/2010-АК |
4 мая 2012 г. |
А71-2597/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой И.В., Полевщиковой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.
при участии:
от истца ООО "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470): Нилова В.В., паспорт 8702 462396, доверенность от 19.12.2011;
от ответчика Муниципального автономного учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска": не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике: не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 февраля 2012 года
по делу N А71-2597/2009,
принятое судьей О.А.Сидоренко
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к Муниципальному автономному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
заинтересованное лицо: Индустриальный районный отдел судебных приставов г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике
об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
ООО "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об уменьшении исполнительского сбора, подлежащего взысканию по постановлению судебного пристава-исполнителя Индустриального РОСП г. Ижевска УФССП по УР Жежеря Е.В. от 25.11.2011 года на 3 626 316,79руб.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 февраля 2012 года заявление общества удовлетворено.
Индустриальный районный отдел судебных приставов г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора), не согласившись с судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что должником не представлены доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, наличия тяжелого материального положения; не предпринимались какие-либо действия в ходе исполнительного производства, направленные на добровольное исполнение требований исполнительного документа ни в течение срока для добровольного исполнения, ни по его истечении, ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки не представлялись.
ООО"Удмуртские коммунальные системы" (истец по делу) представил письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что уменьшение исполнительского сбора является правом суда с учетом оценки фактических обстоятельств дела и доводов, содержащихся в заявлении должника.
Муниципальное автономное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (ответчик по делу) в письменном отзыве просит суд апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя удовлетворить, определение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Считает, что у общества имелась реальная возможность своевременного исполнения требований исполнительного документа.
Муниципальное автономное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (ответчик по делу) и Индустриальный районный отдел судебных приставов г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора), извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.11.2011 на основании выданных арбитражным судом исполнительных листов АС N 000399865 и АС N 000399857 по определению от 07.11.2011 судебным приставом-исполнителем Индустриального РОСП г. Ижевска УФССП по УР Жежеря Е.В. возбуждены исполнительные производства N 49474/11/19/18 и N 49476/11/19/18 о взыскании с ООО "УКС" в пользу МАУ "ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска" 207 218 102 руб. 43 коп. и 947 655 руб. 32 коп. соответственно.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.11.2011 г.. исполнительные производства N 49474/11/19/18, N 49476/11/19/18, возбужденные 14.11.2011 до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Уральского округа кассационных жалоб по делу N А71-2597/2009 приостановлены.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в срок до 21.11.2011 года судебным приставом-исполнителем Индустриального РОСП г. Ижевска УФССП по УР Жежеря Е.В. вынесено постановление от 22.11.2011 года о взыскании с ООО"Удмуртские коммунальные системы" исполнительского сбора в размере 14 505 267,17руб.
Постановление от 22.11.2011 года о взыскании исполнительского сбора на сумму 14 505 267, 17руб. выделено в отдельное исполнительное производство N 51779/11/19/18 от 25.11.2011 года.
Полагая, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда соответствует действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6, пункту 1 статьи 113 ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частях 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 2.10.2007 г.. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п. 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (п.7).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П сумма исполнительского сбора рассматривается в качестве санкции (меры административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
При рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора суду следует исследовать вопрос вины должника, устанавливать наличие обстоятельств, которые препятствовали своевременному исполнению требований исполнительного документа, размер исполнительского сбора может быть снижен судом при наличии соответствующих оснований.
Судом первой инстанции при вынесении определения обоснованно учтено, что ООО"Удмуртские коммунальные системы" в материалы дела представило копию бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2011, расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2011, копию справки об оборотах по расчетному счету от 24.01.2012 N 472/712000, которыми подтверждается наличие тяжелого материального положения общества, которое затрудняло единовременное перечисление суммы долга.
Так, баланс общества на 30.09.2011 года и налоговая декларация по налогу на прибыль за 3 квартал 2011 года подтверждают убыточность предприятия; справка банка от 24.01.2012 г.. об оборотах по расчетному счету общества за период с 14.11.2011 года по 21.11.2011 года указывает на отсутствие достаточных денежных средств, необходимых для оплаты исполнительного документа; на момент вынесения судом обжалуемого определения в отношении ООО "УКС" имелись вступившие в законную силу судебные акты о взыскании задолженности и процентов в пользу подрядчиков и поставщиков энергоресурсов.
Таким образом, суд первой инстанции при вынесении определения обоснованно принял во внимание вышеуказанные обстоятельства и с учетом принципа соразмерности наказания обоснованно посчитал возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть с 14 505 267,17 руб. до размера 3 626 316,79 руб. (в пределах размера снижения, установленного п. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что должником не предпринимались какие-либо действия в ходе исполнительного производства, направленные на добровольное исполнение требований исполнительного документа ни в течение срока для добровольного исполнения, ни по его истечении, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не является препятствием для уменьшения размера исполнительского сбора в судебном порядке.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо также ссылается на то, что должником не представлены доказательства непреодолимой силы, препятствующей исполнению судебного акта. Между тем, как указано ранее, из положений ст. 112 Закона следует, что вопрос об уменьшении исполнительского сбора решается в судебном порядке на основании представленных заявителем документов при рассмотрении дела. При этом право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Довод заинтересованного лица о том, что должник не представил доказательств отсутствия вины, а также наличия тяжелого материального положения, подтверждающих невозможность исполнения требований исполнительного документа, отклоняется, поскольку обратное доказано материалами дела.
В результате изложенного определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 февраля 2012 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 февраля 2012 года по делу N А71-2597/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индустриального районного отдела судебных приставов г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П сумма исполнительского сбора рассматривается в качестве санкции (меры административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
...
Судом первой инстанции при вынесении определения обоснованно учтено, что ООО"Удмуртские коммунальные системы" в материалы дела представило копию бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2011, расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2011, копию справки об оборотах по расчетному счету от 24.01.2012 N 472/712000, которыми подтверждается наличие тяжелого материального положения общества, которое затрудняло единовременное перечисление суммы долга.
Так, баланс общества на 30.09.2011 года и налоговая декларация по налогу на прибыль за 3 квартал 2011 года подтверждают убыточность предприятия; справка банка от 24.01.2012 г.. об оборотах по расчетному счету общества за период с 14.11.2011 года по 21.11.2011 года указывает на отсутствие достаточных денежных средств, необходимых для оплаты исполнительного документа; на момент вынесения судом обжалуемого определения в отношении ООО "УКС" имелись вступившие в законную силу судебные акты о взыскании задолженности и процентов в пользу подрядчиков и поставщиков энергоресурсов.
Таким образом, суд первой инстанции при вынесении определения обоснованно принял во внимание вышеуказанные обстоятельства и с учетом принципа соразмерности наказания обоснованно посчитал возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть с 14 505 267,17 руб. до размера 3 626 316,79 руб. (в пределах размера снижения, установленного п. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве")."
Номер дела в первой инстанции: А71-2597/2009
Истец: ООО "УКС"
Ответчик: МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8874/11
04.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11795/10
05.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8874/11
15.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8874/11
27.02.2012 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-2597/09
19.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1491/2011
13.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1491/2011
18.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1491/11
04.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11795/10
01.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11795/10
05.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1491/11
11.01.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11795/2010