г. Владивосток |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А51-19726/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей А.С. Шевченко, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от администрации г.Владивостока: Юртаева Т.Б. по доверенности от 19.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3606,
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Юртаева Т.Б. по доверенности от 26.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3606,
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого: Ким С.В. по доверенности от 27.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 1241,
от Дачного некоммерческого товарищества "Вишневый сад": Манжурина А.Ю. по доверенности от 20.10.2010 сроком действия 3 года, удостоверение N 1597
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г.Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-2797/2012, 05АП-2798/2012
на решение от 24.02.2012
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-19726/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Вишневый сад" (ИНН 2537082668, ОГРН 1102537002787) к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812), Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) третье лицо: МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока"
об оспаривании решений и обязании утвердить схему расположения земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Вишневый сад" (далее - Заявитель, Товарищество, ДНТ "Вишневый сад") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Владивостока от 29.07.2011 N 8456д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) от 23.08.2011 N 29/06/02-14/14903 об отказе в предоставлении Товариществу земельного участка, расположенного в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке, и об обязании администрации г.Владивостока в лице Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (далее - УГиА администрации г.Владивостока") утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе ул.Главная, д. 64 в г.Владивостоке.
В судебном заседании 23.12.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока".
Решением Арбитражного суда от 24.02.2012 признано незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 23.08.2011 N 29/06/02-14/14903 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд первой инстанции обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока для повторного рассмотрения обращения заявителя об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке. Признано незаконным решение администрации г.Владивостока от 29.07.2011 N 8456д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке. Суд первой инстанции обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока повторно рассмотреть обращение заявителя об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация г.Владивостока, УГиА администрации г.Владивостока обратились в апелляционный суд с жалобой, в которой просят его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 26.04.2012 представитель Департамента доводы апелляционных жалоб поддержал. Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2012 просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Представитель ДНТ "Вишневый сад" на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2012 счел законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока" в судебное заседание не явилось, поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
22.06.2010 Товарищество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 14 000 кв.м., расположенного в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке, в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 15.07.2010 N 29/06-20-10791 Департамент отказал Товариществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на его нахождении на территории лесного фонда.
Данный отказ был обжалован Товариществом в арбитражный суд.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А51-14849/2010 данный отказ был признан незаконным, суд обязал Департамент предоставить заявителю земельный участок в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта.
Постановлением ФАС ДВО от 11.07.2011 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А51-14849/2010 было изменено: суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление Товарищества в соответствии с порядком и сроками, установленными статьями 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
На основании данного постановления заявление Товарищества было направлено Департаментом в администрацию г.Владивостока для рассмотрения возможности формирования земельного участка.
Письмом от 29.07.2011 N 8456д администрация г.Владивостока возвратила заявление Товарищества без утверждение схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок предоставлен муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока".
В связи с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка Департамент письмом от 23.08.2011 N 29/06/02-14/14903 отказал Товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанными решениями, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом. Пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и федеральным законом о садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Как следует из статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо зонирование территорий с определением места нахождения, площадей и целевого назначения земельных участков, разрешенного использования земельных участков, а также сведений о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять в собственность гражданам.
Статья 13 данного закона предполагает регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Очередность предоставления таких участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством преимущественное право на получение таких участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении таких участков, утверждаются органом местного самоуправления; эти списки являются основанием для определения потребности в садовых, огородных и дачных земельных участков исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
После этого в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" уполномоченный орган ходатайствует перед органом, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Указанный орган предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров с учетом пожеланий граждан и с их согласия формируется персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного объединения, и после его регистрации земельный участок ему предоставляется бесплатно в соответствии с земельным законодательством.
Затем после утверждения проекта организации и застройки и вынесения проекта в натуру членам соответствующего объединения земельные участки предоставляются в собственность.
Как следует из материалов дела, Товарищество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 14 000 кв.м., расположенного в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке, в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства.
Данное заявление было направлено в администрацию г.Владивостока для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Письмом от 29.07.2011 N 8456д администрация г.Владивостока возвратила заявление Товарищества в Департамент. В обоснование невозможности утверждения схемы расположения земельного участка администрация г.Владивостока указала на то, что испрашиваемый земельный участок предоставлен муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока".
Судом первой инстанции установлено, что постановлением главы администрации г.Владивостока от 23.06.2006 N 1274 муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока" был предоставлен земельный участок площадью 21 787 кв.м. в районе ул.Центральная, 5 в постоянное (бессрочное) пользование под размещение полигона для проведения игры "Зарница".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации.
Из представленных в материалы дела документов, судом первой инстанции правомерно установлено, что в нарушение данных норм право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком муниципальным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока" зарегистрировано не было.
Данный факт также не опровергается ответчиком.
На основании вышеуказанного, апелляционной коллегией также отклоняется довод апеллянтов относительно того, что поскольку на сегодняшний день ведется работа по восстановлению в графической базе данных государственного кадастра недвижимости границ данного земельного участка для последующей регистрации соответствующих прав на него, то он относится к разграниченным землям, в связи с чем, не представляется возможным утверждение и выдача схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании обращения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу статей 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
Поскольку право муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 43 г.Владивостока" на земельный участок площадью 21 787 кв.м. не возникло, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г.Владивостока неправомерно отказала в формировании земельного участка, испрашиваемого Товариществом.
Довод апеллянтов относительно того, что согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462, земельный участок, испрашиваемый ДНТ "Вишневый сад" в районе ул.Главная, 64 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), апелляционной коллегией отклоняется, поскольку не указан в качестве оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в письме администрации г.Владивостока от 29.07.2011 N 8456д.
Как следует из материалов дела, на основании отказа администрации г.Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка Департамент отказал Товариществу в предоставлении данного земельного участка.
Между тем, оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что обстоятельства, указанные администрацией г.Владивостока в письме от 29.07.2011 N 8456д, не могут служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого заявителем.
Следовательно, решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 23.08.2011 N 29/06/02-14/14903, также является необоснованным.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу относительно того, что оспариваемые решения повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку препятствуют оформлению его прав на спорный земельный участок с целью его последующего использования в экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал решение Департамента от 23.08.2011 N 29/06/02-14/14903 об отказе в предоставлении земельного участка и решение администрации г.Владивостока от 29.07.2011 N 8456д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконными и удовлетворил требования заявителя в данной части.
Наличие дополнительных оснований, обозначенных администрацией г.Владивостока при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, явилось в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для обязания Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока повторно рассмотреть обращение заявителя об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе ул.Главная, д.64 в г.Владивостоке.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2012 по делу N А51-19726/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо зонирование территорий с определением места нахождения, площадей и целевого назначения земельных участков, разрешенного использования земельных участков, а также сведений о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять в собственность гражданам.
...
После этого в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" уполномоченный орган ходатайствует перед органом, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации.
...
По смыслу статей 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц."
Номер дела в первой инстанции: А51-19726/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Вишневый сад"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
Третье лицо: МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 43 г. Владивостока", МОУ "Средняя общеобразовательная школа N43 с углубленным изучением предметов художесственно-эстетического цикла", Управление муниципальной собственности г. Владивостока (УМС г. Владивостока)
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3281/12
04.05.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2797/12
26.04.2012 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2799/12
24.02.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-19726/11