г. Ессентуки |
|
05 мая 2012 г. |
Дело N А63-8541/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю. Б.,
судей: Егорченко И. Н., Жукова Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х. А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисгеофизика"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2012
по делу N А63-8541/2011 под председательством судьи Тлябичевой З. Р.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервисгеофизика" (ИНН 2623013356, ОГРН 1032601680528, 355042, Ставропольский край, г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-западный, 8)
к администрации города Ставрополя (ИНН 263601001, ОГРН 1022601931901, 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, д. 96),
третьи лица: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитет градостроительства администрации города Ставрополя, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю,
об обязании администрации города Ставрополя принять в месячный срок решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Сервисгеофизика" на новый срок в аренду земельного участка, об обязании администрации города Ставрополя в месячный срок подготовить и предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Сервисгеофизика" проект договора аренды земельного участка,
с участием в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сервисгеофизика" - директор Долженко С. В. и представитель Труфанова Т. А. на основании доверенности от 15.08.2011,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сервисгеофизика" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация), с участием третьих лиц: комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитета градостроительства администрации города Ставрополя, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, об обязании администрации принять в месячный срок решение о предоставлении обществу на новый срок в аренду земельного участка, с кадастровым номером 26:12:012208:0038, площадью 14 152 +/- 42 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8, для продолжения строительства производственной базы; об обязании администрации в месячный срок подготовить и предоставить обществу проект договора аренды указанного земельного участка для продолжения строительства производственной базы (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Исковые требования со ссылкой на статьи 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что отказ администрации в предоставлении обществу в аренду на новый срок указанного земельного участка противоречит нормам земельного законодательства, нарушает законные интересы общества в отношении предварительно согласованного земельного участка, а также его право на рассмотрение заявления о предоставлении участка для строительства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в аренду в связи с тем, что у общества не возникло преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок (так как подписанный ранее сторонами договор аренды от 26.08.2006 N 5310 не прошел процедуру государственной регистрации, а потому не является заключенным) и в материалах дела отсутствуют доказательства заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о возможном предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 24.01.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, отсутствие заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о возможном предоставлении спорного земельного участка в аренду не может препятствовать предоставлению земельного участка, поскольку на момент утверждения акта выбора земельного участка порядок публикации упомянутого сообщения не был установлен. Кроме того, податель жалобы полагает, что отсутствие регистрации договора аренды не имеет правового значения, поскольку обществом в полной мере реализованы обязанности, возложенные статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации на лицо, заинтересованное в приобретении земельного участка, в рамках процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие администрации города Ставрополя, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитета градостроительства администрации города Ставрополя и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения 14.03.2012 информации о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru). От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23.04.2010 объявлялся перерыв до 03.05.2012 в связи с намерением сторон урегулировать возникший спор мирным путем.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 03.05.2012 директор общества сообщил, что в представленный судом срок стороны не достигли мирового соглашения, просил рассмотреть дело по существу и удовлетворить апелляционную жалобу.
Выслушав в судебном заседании представителей общества, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2012 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации г. Ставрополя N 3562 от 26.09.2005 (с учетом изменений внесенных постановлениями от 08.02.2006 N 291 и от 29.12.2006 N 4452) на основании акта выбора земельного участка от 25.03.2003 обществу был предоставлен в аренду земельный участок, с кадастровым номером 26:12:012208:0038, площадью 14 152 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8, для проектирования и строительства производственной базы (т. 1, л. д. 14-16, 49).
В соответствии с названным постановлением между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и обществом 16.08.2006 подписан договор аренды земельного участка N 5310 сроком на три года с 26.09.2005 по 25.09.2008, согласно которому обществу в аренду предоставлен упомянутый земельный участок для проектирования и строительства объектов производственной базы (т. 1, л. д. 9-11).
Из материалов дела видно и участвующими в деле лицами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:012208:0038 был образован из ранее предоставленных земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:012208:0011 площадью 9302 кв.м и 26:12:012208:0019 площадью 5045 кв. м. Обществом проведены работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 26:12:012208:0038, согласованию границ и постановке его на кадастровый учет в период с 02.08.2005 по 28.09.2007.
10.01.2008 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка N 5310 от 16.08.2006. Сообщением от 22.02.2008 N 12/021/2008-003 обществу отказано в государственной регистрации названного договора в связи с тем, что к договору аренды земельного участка не были приложены документы, подтверждающие заблаговременную публикацию в средствах массовой информации сообщения о предоставлении земельного участка в аренду, и акт выбора земельного участка (т. 1, л. д. 46-47).
Поскольку на момент отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 5310 от 16.08.2006 срок действия срок действия названного договора истекал, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка и заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Письмом от 01.10.2009 МУ "Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя" обществу сообщено о необходимости предоставления согласованного в установленном порядке эскизного проекта фасада, санитарно-эпидемиологического заключения на строительство объектов производственной базы и документов, подтверждающих освоение (проектирование) спорного земельного участка (т. 1, л. д. 48).
24.01.2011 обществом получено положительное заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (т. 1, л. д. 50).
Общество вновь обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении на новый срок земельного участка, с кадастровым номером 26:12:012208:0038, площадью 14 152 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8, для продолжения строительства производственной базы.
10.08.2011 администрация отказала обществу в заключении договора аренды на новый срок, сославшись на то, что договор аренды земельного участка N 5310 от 16.08.2006 не прошел государственную регистрацию в установленном законном порядке, в связи с чем является незаключенным и не дает преимущественного права обществу на заключение договора аренды земельного участка на новый срок.
Полагая отказ администрации незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм права обязательным условием для признания бездействия органа муниципальной власти незаконным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение бездействием органа муниципальной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на отсутствие оснований для предоставления земельного участка в аренду обществу ввиду того, что у общества не возникло преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок. Кроме того, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлены доказательства заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о возможном предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования мест размещения объектов;
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Указанной статьей установлены случаи, когда предварительное согласование места размещения объекта не проводится, предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах. Пунктом 9 названной статьи закреплено право на обжалование отказа в предоставлении земельного участка.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому последовательно проводятся:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что выбор земельного участка по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8, для размещения производственной базы согласован, о чем составлен акт от 25.03.2003 (т. 1, л. д. 48).
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 21.05.2009 N 26/501/09-5379 (т. 1, л. д. 66-68).
Таким образом, обществом в полной мере реализованы обязанности, возложенные статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации на лицо, заинтересованное в приобретении земельного участка, в рамках процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в связи с чем решение администрации об отказе в предоставлении обществу в аренду на новый срок спорного земельного участка для продолжения строительства производственной базы не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований по мотиву непредставления заявителем доказательств заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о возможном предоставлении спорного земельного участка в аренду судебная коллегия находит необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования (аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92).
Следует учитывать, что по смыслу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства возложена на органы местного самоуправления городских или сельских поселений.
На момент утверждения акта выбора земельного участка (25.03.2003) порядок информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства путем обязательной публикации в средствах массовой информации соответствующего сообщения не был установлен.
Постановление главы г. Ставрополя от 31.07.2008 N 1793 "Об утверждении Положения о порядке информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и установлении публичных сервитутов", определившее порядок информирования населения путем публикации информационного сообщения в газете "Вечерний Ставрополь", вступило в силу лишь 31.07.2008.
В материалах дела доказательства надлежащего исполнения администрацией обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства путем заблаговременной публикации соответствующего сообщения в средствах массовой информации либо иным способом (например, путем размещения соответствующего сообщения на информационных стендах) отсутствуют.
Вместе с тем, в материалах дела не имеется и доказательств, свидетельствующих о том, что на получение спорного земельного участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения претендовали иные лица.
При таких обстоятельствах непредставление заявителем доказательств заблаговременной публикации в средствах массовой информации сообщения о возможном предоставлении спорного земельного участка в аренду не может выступать основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда от 24.01.2012 подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом названных норм, а также разъяснений, изложенных в пункте 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 4 000 рублей подлежат взысканию с администрации в пользу общества.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2012 по делу N А63-8541/2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать решение администрации города Ставрополя об отказе в предоставлении ООО "Сервисгеофизика" в аренду на новый срок земельного участка, с кадастровым номером 26:12:012208:0038, площадью 14 152 кв. м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8 для продолжения строительства производственной базы незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать администрацию Ставрополя принять в месячный срок решение о предоставлении ООО "Сервисгеофизика" на новый срок в аренду земельного участка, с кадастровым номером 26:12:012208:0038, площадью 14 152 +/- 42 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8, для продолжения строительства производственной базы.
Обязать администрацию города Ставрополя в месячный срок подготовить и предоставить ООО "Сервисгеофизика" проект договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 26:12:012208:0038, площадью 14 152 +/- 42 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8, для продолжения строительства производственной базы.
Взыскать с администрации города Ставрополя (ИНН 263601001, ОГРН 1022601931901, 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, д. 96) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сервисгеофизика" (ИНН 2623013356, ОГРН 1032601680528, 355042, Ставропольский край, г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-западный, 8) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 4 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
И. Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования (аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92).
Следует учитывать, что по смыслу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства возложена на органы местного самоуправления городских или сельских поселений.
...
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом названных норм, а также разъяснений, изложенных в пункте 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 4 000 рублей подлежат взысканию с администрации в пользу общества.
...
Признать решение администрации города Ставрополя об отказе в предоставлении ООО "Сервисгеофизика" в аренду на новый срок земельного участка, с кадастровым номером 26:12:012208:0038, площадью 14 152 кв. м., расположенного по адресу: г. Ставрополь, проезд 2-й Юго-Западный, 8 для продолжения строительства производственной базы незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А63-8541/2011
Истец: ООО "Сервисгеофизика"
Ответчик: Администрация города Ставрополя
Третье лицо: Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Администрация города Ставрополя