г. Владимир |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А43-24956/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2012.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.01.2012
по делу N А43-24956/2011,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, связанных с государственной регистрацией прекращения права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - учебный корпус N 1 общей площадью 5.037,80 кв.м., инвентарный номер 1370, литер А, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Минина, д.31А, и одновременной государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - учебный корпус N 1 общей площадью 10.088,7 кв.м., расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Минина, д.31А, незаконными, а также об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области восстановить запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - учебный корпус N 1 общей площадью 5.037,80 кв.м., инвентарный номер 1370, литер А, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31А, аннулировать запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - учебный корп ус N 1 общей площадью 10.088,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31А, как незаконную;
при участии третьего лица - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова".
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова" - Винокурова Ю.Н. по доверенности от 31.08.2011 N 5.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей для участия в судебном заседании не направили.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова",
Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова" (далее - Университет, учебное заведение) на основании распоряжения администрации г. Нижнего Новгорода от 19.02.2002 N 519-р осуществило проектирование и строительство пристроя между учебными корпусами с подземной автостоянкой и котельной на предоставленном ему в аренду земельном участке, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина.
Пристрой возведен к учебному корпусу N 1, общей площадью 5037,8 кв.м, расположенному по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31А инвентарный номер: 1370, литер А, этажность 4, дата ввода в эксплуатацию - 1948 год. Данное здание находилось в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 21.05.2007 серии 52-АВ N 062303).
После окончания строительства пристроя администрацией г. Нижнего Новгорода Университету было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 52303000-5 от 31.01.2008 и в реестр федерального имущества включено нежилое здание учебный корпус N 1, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31А, инвентарный номер 01370, литер АА1, общей площадью 5037,8 кв.м., 5064,3 кв.м., этажность 4, 6, дата ввода в эксплуатацию - 1948 и 2008 годы (выписка из реестра федерального имущества от 21.07.2010 N 2886).
17.05.2011 на спорное здание общей площадью 10 088,7 кв.м был оформлен кадастровый паспорт с присвоением кадастрового номера 52:18:0060104:0:10.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области доверенностью от 25.02.2011 N 14-59 уполномочило Винокурову Ю.Н. на представление его интересов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) по вопросу внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимости - учебного корпуса N 1, общей площадью 5.037,8 кв.м., 5.064,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31А, литер А, А1.
Управление на основании заявления, подписанного Винокуровой Ю.Н., произвело следующие регистрационные действия: внесло запись о прекращении права собственности Российской Федерации на объект недвижимости учебный корпус N 1, общей площадью 5037,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31А, литер А и зарегистрировало право собственности Российской Федерации на объект недвижимости учебный корпус N 1, общей площадью 5037,8 кв.м, 5064,3 кв.м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 31А, литер А, А1, о чем было выдано свидетельство от 30.06.2011 серии 52 NАГ 978535.
Посчитав, что данные действия Управления не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области.
Решением от 26.01.2012 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Управление своими действиями нарушило статью 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В данном случае представленное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.01.2008 подтверждает факт ввода в эксплуатацию пристроя между учебными корпусами с подземной стоянкой, общей площадью 5064,3 кв.м.
Университет и Управление в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда оставить без изменения, апелляционной жалобу - без удовлетворения.
Представитель Университета в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу по доводам, в нем изложенным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей Управления и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 9 данной статьи установлено, что в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов. В случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества, права на которые возникли до дня вступления в силу названного закона, положения пункта 2 статьи 6 этого Закона не применяются.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплен в статье 17 Закона N 122-ФЗ. К ним в том числе относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 10 статьи 33 Закона N 122-ФЗ установлено, что до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ содержится перечень оснований отказа в государственной регистрации прав.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявление о проведение соответствующих регистрационных действий было подано уполномоченным лицом, к нему были приложены все предусмотренные законом документы, в том числе кадастровый паспорт.
Довод о том, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, является исключительно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не основан на нормах права, в связи с чем отклоняется как несостоятельный.
Таким образом, основания для отказа в государственной регистрации спорного объекта недвижимости отсутствовали.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о законности действий Управления по регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, касающихся здания литер А, А1.
Доказательств нарушения данными регистрационными действиями прав собственника недвижимого имущества в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.01.2012 по делу N А43-24956/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплен в статье 17 Закона N 122-ФЗ. К ним в том числе относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 10 статьи 33 Закона N 122-ФЗ установлено, что до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ содержится перечень оснований отказа в государственной регистрации прав."
Номер дела в первой инстанции: А43-24956/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, г. Н.Новгород
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Третье лицо: ГОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А.Добролюбова", ГОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А. Добролюбова г. Н.Новгород, ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А.Добролюбова"