г. Вологда |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А66-10479/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Шадриной А.Н.,
судей Елагиной О.К. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от истца Поздняковой В.В. по доверенности от 04.10.2011, Шлякова В.Г. по доверенности от 04.10.2011, от ответчика Бархатовой Е.В. по доверенности от 28.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Строительная Компания "Тверьгражданстрой" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07 февраля 2012 года по делу N А66-10479/2011 (судья Жукова В.В.),
установил:
закрытое акционерное общество Строительная Компания "Тверьгражданстрой" (ОГРН 102690053301; далее - ЗАО СК "Тверьгражданстрой") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (ОГРН 1056900020462; далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области"; Учреждение) о взыскании 3 122 313 руб. 36 коп. неосновательного обогащения по государственному контракту от 15.01.2008 N 10/08 на выполнение работ по строительству микробиологического лабораторного корпуса в г. Твери.
Определением суда от 28 ноября 2011 года уточнено наименование ответчика - федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области".
Решением суда от 07 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
ЗАО СК "Тверьгражданстрой" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В основание принятого решения судом положены нормы о договоре подряда, в то время как основанием иска являются нормы о неосновательном обогащении. Работы по контракту на сумму 3 122 313 руб. 36 коп. приняты ответчиком, однако не оплачены. Без выполнения данных работ объект не мог быть введен в эксплуатацию. Суд первой инстанции немотивированно отказал истцу в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы рыночной стоимости объема выполненных работ, заключение по которой явилось бы достаточным доказательством, подтверждающим доводы истца о размере неосновательного обогащения.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали изложенные в жалобе доводы.
Учреждение в отзыве и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 15 января 2008 года ЗАО СК "Тверьгражданстрой" (Подрядчик) и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (Государственный заказчик) заключен государственный контракт N 10/08 на выполнение работ по строительству микробиологического лабораторного корпуса в г. Твери, согласно которому Подрядчик обязался в установленный срок выполнить строительные работы микробиологического лабораторного корпуса ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", предусмотренные приложением N 1 к договору, заданием по строительству объекта (приложение N 2), по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:04:00:081:0031, а Государственный заказчик обязался принять выполненные работы и уплатить обусловленную контрактом цену.
В соответствии с пунктом 1.2 договора работы считаются выполненными после подписания сторонами актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Сроки производства работ согласованы сторонами в пункте 1.3 договора - в течение 27 календарных месяцев с момента заключения настоящего контракта.
Общая стоимость выполняемых по контракту работ составляет 52 256 560 руб. (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 2.2 контракта оплата выполняемых работ осуществляется в пределах годового лимита финансирования из федерального бюджета на данное строительство, в соответствии с действующими на период закрытия работ дефляторами, и при условии и по мере поступления данного финансирования Государственному заказчику (по объему и по срокам).
Согласно пункту 2.5 контракта все изменения первоначальной цены и сроков выполнения работ или одного из этих параметров должны оформляться в виде дополнительного соглашения к контракту в письменной форме.
26 мая 2008 года ЗАО СК "Тверьгражданстрой" (Подрядчик) и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (Государственный заказчик) заключено дополнительное соглашение N 1/08 к государственному контракту от 15.01.2008 N 10/08, которым пункт 2.1 контракта дополнен пунктом 2.1.1 следующего содержания: стоимость выполняемых работ в 2008 году составляет 7 000 000 руб., в том числе НДС - 1 067 796 руб. 61 коп.; пункт 2.3 изложен в следующей редакции: Заказчиком может производиться авансирование предполагаемых объектов работ в согласованные сроки в размере 30 % от стоимости годового задания. Авансирование производится при условии и по мере поступления данного финансирования Заказчику (по объему и срокам).
30 января 2009 года сторонами подписано дополнительное соглашение N 1-09 к государственному контракту от 15.01.2008 N 10/08, которым пункт 2.1 дополнен пунктом 2.1.2 следующего содержания: стоимость выполняемых работ на 2009 год составляет 5 871 250 руб. 00 коп., в том числе НДС 18 % - 895 614 руб. 00 коп.; а пункт 2.3 изложен в следующей редакции: Заказчиком может производится авансирование предполагаемых объемов работ в текущем году в согласованные сроки в размере 30 % от стоимости годового задания. Авансирование производится при условии и по мере поступления данного финансирования Заказчику (по объему и срокам).
06 октября 2009 года ЗАО СК "Тверьгражданстрой" (Подрядчик) и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (Государственный заказчик) заключено дополнительное соглашение N 2-09 к государственному контракту от 15.01.2008 N 10/08, которым пункт 2.1 дополнен пунктом 2.1.3 следующего содержания: Стоимость дополнительного выделенного лимита финансирования и соответственно выполняемых дополнительно работ на 2009 год составляет 14 970 050 руб. 00 коп., в том числе НДС 18 % - 2 283 567 руб. 00 коп.
06 мая 2010 года сторонами подписано дополнительное соглашение N 01/10 к государственному контракту от 15.01.2008 N 10/08, согласно которому стоимость выполняемых работ в 2010 году составляет 27 840 119 руб., в том числе НДС 18% - 4 246 798 руб.
В июле 2010 года во исполнение контракта Подрядчиком выполнены работы на сумму 9 859 484 руб. 64 коп. и сторонами подписаны соответствующие акты о приемке работ.
Ответчик принял и оплатил выполненные работы в указанной сумме без возражений.
Считая, что фактическая стоимость выполненных в июле 2010 года работ должна составлять 12 981 798 руб. (с применением размера дефлятора - 6,141), истец направил ответчику для подписания и оплаты акты о приемке выполненных работ в измененной редакции. Указанные акты не были подписаны и оплачены ответчиком.
Не получив оплату работ в сумме 3 122 313 руб. 36 коп. и полагая, что установление ответчиком размера индекса в спорный период (июль 2010 года) в размере, установленном на момент заключения контракта, - 4,664 не соответствует условиям пункта 2.2 контракта, ЗАО СК "Тверьгражданстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что ЗАО СК "Тверьгражданстрой" не представило доказательств, свидетельствующих о том, что денежные средства в размере 3 122 313 руб. 36 коп. сбережены ответчиком без установленных на то законом или договором оснований за счет истца.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Из содержания пункта 1 статьи 1102 и пункта 1 статьи 1105 ГК РФ следует, что для удовлетворения иска о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие неосновательного обогащения (сбережения) имущества другой стороной без должного правового основания.
В материалах дела усматривается, что между сторонами 15 января 2008 года заключен государственный контракт N 10/08 на выполнение работ по строительству микробиологического лабораторного корпуса в г. Твери.
Следовательно, отношения между сторонами возникли вследствие закона и заключенного ими государственного контракта.
Согласно статье 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно части 1 статьи 9 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Частью 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ определено, что контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом (пункт 4.1 Закона N 94-ФЗ).
В случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом. В случае если это предусмотрено документацией об аукционе, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт (пункт 6 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, а также сметой, определяющей цену работ.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса (статья 746 ГК РФ).
Согласно ведомости определения стоимости работ по строительству спорного объекта на 2010 год размер дефлятора сторонами был согласован в размере 4,664 (л.д. 27).
В июле 2010 года, во исполнение условий контракта, ответчик выполнил работы на сумму 9 859 484 руб. 64 коп. Акты приемки выполненных работ, составленные ответчиком с учетом выше указанного размера дефлятора, ответчиком оплачены в полном объеме.
Данный факт истцом не оспаривается. Доказательств выполнения в июле 2010 года работ на большую сумму истцом не представлено.
В статье 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В силу пункта 2 указанной статьи изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Цена спорного контракта определена в ведомости определения стоимости работ (приложение N 1 к контракту), согласованной сторонами, является окончательной и изменению не подлежит.
В ходе исполнения контракта, подписания первоначальных актов о приемке выполненных работ ЗАО СК "Тверьгражданстрой" не возражало против цены, установленной в контракте, не требовало по правилам статьи 450 ГК РФ изменения цены, в связи с удорожанием строительства.
Заявленный ЗАО СК "Тверьгражданстрой" иск фактически направлен на изменение цены государственного контракта в одностороннем порядке, что является недопустимым.
С учетом всего вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец неправомерно предъявил к взысканию сумму неосновательного обогащения, и отказал в удовлетворении иска.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 февраля 2012 года по делу N А66-10479/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Строительная Компания "Тверьгражданстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом. В случае если это предусмотрено документацией об аукционе, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт (пункт 6 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
...
Оплата выполненных подрядчиком работ производится в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса (статья 746 ГК РФ).
...
В статье 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
...
В ходе исполнения контракта, подписания первоначальных актов о приемке выполненных работ ЗАО СК "Тверьгражданстрой" не возражало против цены, установленной в контракте, не требовало по правилам статьи 450 ГК РФ изменения цены, в связи с удорожанием строительства."
Номер дела в первой инстанции: А66-10479/2011
Истец: ЗАО СК "Тверьгражданстрой"
Ответчик: ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15251/12
06.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15251/12
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2516/12
26.04.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2112/12
07.02.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10479/11