г. Санкт-Петербург |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А56-60478/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Майковой Н.В. по доверенности от 01.01.2012, Лукина И.А. по доверенности от 01.01.2012.
от ответчика: Зиятдиновой Р.А. по доверенности от 16.01.2012 N 01-19/307.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5271/2012) ООО "Контур СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2012 года по делу N А56-60478/2011 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "КОНТУР СПб"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу.
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНТУР СПб" (192102 Санкт-Петербург, пр.Юрия Гагарина, д.1 комната 533, ОГРН 1037821030928, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать незаконным решение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191014 Санкт-Петербург, Литейный пр., д.39, далее - Департамент) об отказе в проведении государственной экологической экспертизы материалов проекта дооборудования причала СВ-16М ООО "Западный терминал" для обеспечения стоянки судов, изложенное в письме от 27.09.2011 N 01-27/9423.
Решением суда от 08 февраля 2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "КОНТУР СПб" заявило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель ссылается на Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в котором не предусмотрено право органа государственной экологической экспертизы отказывать в проведении экспертизы в связи с реализацией объекта экспертизы. Представитель Общества в судебном заседании пояснил, что в настоящее время государственная экологическая экспертиза проведена, получено положительное заключение, в связи с чем отсутствует необходимость в восстановлении нарушенных прав заявителя.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель Департамента возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивала на правомерности отказа в проведении экспертизы, ссылаясь на статьи 3, 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.09.2011 Департаментом зарегистрировано заявление Общества о проведении государственной экологической экспертизы материалов проекта дооборудования причала N СВ-16М ООО "Западный Терминал" для обеспечения стоянки судов с приложенными документами.
27.09.2011 Департамент письмом N 01-27/9423 отказал в проведении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), указав на не представление материалов обсуждения объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями) с информированием в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления, а также на полученную информацию о реализации объекта экологической экспертизы - дооборудовании причала N СВ-16М для обеспечения стоянки судов, без положительного заключения ГЭЭ.
Полагая отказ в проведении ГЭЭ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 398 (далее - Положение о порядке проведения ГЭЭ) перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам ГЭЭ, указанным в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", определяется нормативными актами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правомерному выводу о непредставлении заявителем полного комплекта документов и отсутствии сведений о публикации информации о проведении общественных слушаний в официальном издании органа местного самоуправления, на территории которого намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, что является нарушением требований, установленных пунктом 4.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372.
Между тем, судом не учтены нормы раздела II Положения о порядке проведения ГЭЭ, регламентирующего организацию и проведение государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 8 названного Положения, представляемые на государственную экологическую экспертизу материалы регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения ГЭЭ для проверки полноты и достаточности представленных материалов.
Пунктом 9 Положения установлена обязанность экспертного подразделения в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомить заказчика:
при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;
при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме.
Не проведение ГЭЭ с возвратом материалов заказчику возможно только в случае отсутствия документа, подтверждающего оплату проведения ГЭЭ в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты ГЭЭ, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов.
В нарушение вышеизложенного порядка Департамент не установил Обществу срок представления материалов в полном объеме, а отказал в проведении ГЭЭ и возвратил представленные материалы.
Изложенное Департаментом в оспариваемом письме второе основание отказа в проведении ГЭЭ - реализация объекта экспертизы без положительного заключения ГЭЭ - в Положении о порядке проведения ГЭЭ вообще отсутствует. Указанному обстоятельству судом первой инстанции оценка не дана.
Ссылка представителя Департамента на статью 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" апелляционным судом отклоняется, поскольку названная статья не регулирует порядок рассмотрения документов для проведения ГЭЭ, а содержит перечень принципов, на которых основывается экологическая экспертиза.
Отказ в проведении ГЭЭ вследствие нарушения какого-либо принципа экологической экспертизы законодательством об экологической экспертизе не предусмотрен.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает неправомерным вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого решения Департамента, изложенного в письме от 27.09.2011 N 01-27/9423, требованиям нормативных документов, а апелляционную жалобу Общества - обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и второй инстанции в размере 3000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет Департамента Росприроднадзора.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2012 года по делу N А56-60478/2011 отменить.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОНТУР СПб" (196105, Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 1, ком. 533, ОГРН 1037821030928) удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39) об отказе в проведении государственной экологической экспертизы материалов проекта дооборудования причала СВ-16М ООО "Западный терминал" для обеспечения стоянки судов, изложенное в письме N 01-27/9423 от 27.09.2011.
Взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39) в пользу общества с ограниченной ответственностью "КОНТУР СПб" (196105, Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 1, ком. 533, ОГРН 1037821030928) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель Департамента возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивала на правомерности отказа в проведении экспертизы, ссылаясь на статьи 3, 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
...
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 398 (далее - Положение о порядке проведения ГЭЭ) перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам ГЭЭ, указанным в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", определяется нормативными актами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к правомерному выводу о непредставлении заявителем полного комплекта документов и отсутствии сведений о публикации информации о проведении общественных слушаний в официальном издании органа местного самоуправления, на территории которого намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, что является нарушением требований, установленных пунктом 4.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372.
...
Ссылка представителя Департамента на статью 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" апелляционным судом отклоняется, поскольку названная статья не регулирует порядок рассмотрения документов для проведения ГЭЭ, а содержит перечень принципов, на которых основывается экологическая экспертиза."
Номер дела в первой инстанции: А56-60478/2011
Истец: ООО "КОНТУР СПб"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопльзования по Северо-Западному Федеральному округу.
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3091/12
04.05.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5271/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60478/11