г. Саратов |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А06-8977/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" мая 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
при участии в заседании:
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отдела водных ресурсов по Астраханской области - Баиева И.С., действующая по доверенности N ИЖ-8-1723/09 от 03.10.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "29" февраля 2012 года по делу N А06-8977/2011, принятое судьей Мирекиной Е.И.,
по заявлению Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отдела водных ресурсов по Астраханской области (г. Волгоград)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349)
о признании действий незаконными, обязании зарегистрировать право
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, отдела водных ресурсов по Астраханской области (далее заявитель, Нижне-Волжское БВУ) с заявлением о признании незаконными действий Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее Управление Росреестра, регистрирующий орган), связанных с отказом в государственной регистрации прав на "берегоукрепление в с. Раздор", обязании зарегистрировать право на "берегоукрепление в с. Раздор" за Нижне-Волжским бассейновым управлением Федерального агентства водных ресурсов.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 29 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отдела водных ресурсов по Астраханской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 05 апреля 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов отдела водных ресурсов по Астраханской области, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.07.2011 г.. заявитель обратился в Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - берегоукрепление, расположенное р. Черная в с. Раздор.
12.09.2011 г.. Управлением Росреестра по Астраханской области принято решение об отказе заявителю в государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества на основании абзаца 14, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о государственной регистрации).
Основанием для отказа послужило не представление заявителем на регистрацию решения на предоставление водного объекта в пользование, схемы размещения гидротехнического сооружения на водном объекте, а также зон с особыми условиями их пользования в соответствии с требованиями статей 11, 22 Водного кодекса Российской Федерации, а также установление факта строительства в 2005 году в отсутствие документов землепользования, что, по мнению Управления Росреестра, свидетельствует о наличии у объекта статуса самовольной постройки.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права и законные интересы Нижне-Волжского БВУ, поскольку отсутствие свидетельства о праве собственности препятствует постановке объекта на баланс и выделению бюджетных средств для содержания в надлежащем состоянии берегоукрепления, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что отказ в государственной регистрации права собственности, является незаконным, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации права, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Право собственности на созданный объект недвижимого имущества в соответствии с положениями статьи 25 указанного закона регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии со статьями 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статья 20 Закона о регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации прав.
Как было указано выше, Управлением Росреестра по Астраханской области отказано в государственной регистрации права на вновь созданный объект недвижимого имущества по основаниям, указанным в абзаце 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, поскольку заявителем не представлены оформленные в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства документы землепользования.
Именно на указанные обстоятельства регистрирующий орган ссылается в апелляционной жалобе.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Управлением Росреестра при принятии решения об отказе в государственной регистрации права не учтен ряд обстоятельств, которые в соответствии с нормами действующего законодательства должны были быть установлены в процессе рассмотрения заявления о регистрации права.
При рассмотрении дела судами установлено, что 18 мая 2001 года прошел государственную экспертизу и был утвержден рабочий проект II очереди строительства берегоукрепления в районе с. Раздор, спроектированный на основании задания на проектирование неотложных мероприятий по защите от затопления и подтопления при подъеме уровня Каспийского моря, утвержденного председателем Комитета по водному хозяйству Астраханской области от 07.12.1994 года, письма-заказа N 37-3 от 05.03.2001 года, акта обследования и выбора земельного участка берегоукрепления села Раздор Камызякского района Астраханской области, постановления главы администрации Камызякского района Астраханской области N 160 от 29.03.2001 года "Об отводе земельного участка под строительство объекта "Берегоукрепление р. Черная в с. Раздор" (т. 1 л.д. 12-15).
В соответствии с трехсторонним соглашением N 3 от 03.12.2004 года права и обязанности государственного заказчика по договору подряда N 2 от 13.10.2003 года на выполнение работ по объекту: "Берегоукрепление р. Черная в с. Раздор Астраханской области" переданы Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов МПР России.
По заказу Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в 2005 году осуществлено строительство объекта "Берегоукрепление р. Черная в с. Раздор Камызяксого района Астраханской области".
Строительство объекта произведено в соответствии с разрешением на строительство, согласно акту рабочей комиссии от 02.08.2005 г.. законченный строительством объект принят в эксплуатацию.
При регистрации прав на недвижимое имущество в 2008 году заявителю стало известно о необходимости наличия документов подтверждающих предоставление земельного участка.
В связи с невозможностью восстановления утраченных: акта обследования и выбора земельного участка берегоукрепления села Раздор Камызякского района Астраханской области и постановления главы администрации Камызякского района Астраханской области N 160 от 29.03.2001 года "Об отводе земельного участка под строительство объекта "Берегоукрепление р. Черная в с. Раздор", Постановлением администрации МО "Камызякский район" Астраханской области от 22.01.2010 г.. N 39 утвержден акт обследования и выбора земельного участка от 18.09.2009 г.. для проведения берегоукрепительных работ, утверждена схема расположения земельного участка.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 30:05:050107:7.
Постановлением администрации МО "Камызякский район" Астраханской области от 20.06.2011 г.. N 1196 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:05:050107:7 площадью 861 кв.м., расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, в границах МО "Раздорский совет", с. Раздор на берегу реки Черная, предоставлен Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в безвозмездное срочное пользование для проведения берегоукрепительных работ на срок до 20.12.2011 г..
На основании указанного постановления 20.06.2011 г.. между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО "Камызякский район" заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Учитывая изложенное судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости, а именно: акт приемки законченного строительством объекта от 02.09.2005 г.., постановление N 1196 от 20.06.2011 г.. о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование для проведения берегоукрепительных работ.
На гидротехническое берегоукрепительное сооружение имеется также паспорт от 10.12.2008 г.., содержащий структурную схему и технические решения системы мониторинга состояния сооружения с содержанием графических материалов.
Согласно заключению экспертов по рабочему проекту "Строительство берегоукрепления с. Раздор Камызякского района Астраханской области, от 18.05.2001 г.. работы по берегоукреплению проводились заявителем в целях выполнения неотложных мероприятий по защите от затопления и подтопления при подъеме уровня Каспийского моря. Проект утвержден постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.01.2001 г.. N 65.
Строительство берегоукрепления произведено в соответствии с разрешением на строительство, выданным Правительством РФ от 07.12.2001 г.. N 860. Законченный строительством объект принят в эксплуатацию согласно акту приемки от 02.09.2005 г..
Таким образом, в оспариваемом решении суд правомерно указал, что отказ Росреестра в государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании абзаца 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является необоснованным.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как было указано выше, также основанием для отказа в государственной регистрации права послужило не представление заявителем на регистрацию решения на предоставление водного объекта в пользование, схемы размещения гидротехнического сооружения на водном объекте, а также зон с особыми условиями их пользования в соответствии с требованиями статей 11, 22 Водного кодекса РФ.
Порядок государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, установлен статьей 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пунктам 1, 2 указанной нормы права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.
Пунктом 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации указано, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
Положения пункта 5 статьи 11 и 22 Водного кодекса РФ о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении таковых для строительства гидротехнических сооружений, согласно Федеральному закону "О введении в действие Водного кодекса РФ" N 73 от 03.06.2006 года введены в действие с 01.01.2007 года и применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Следовательно, документы, подготовленные в соответствии с водным законодательством, являются обязательным приложением к документам на государственную регистрацию прав на гидротехнические сооружения, строительство которых начато после 01.01.2007 года.
Учитывая изложенное является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что требование Росреестра представить для государственной регистрации гидротехнического сооружения построенного в 2005 году, документы, предусмотренные законом, не действующим в момент его строительства и не имеющим обратной силы, является незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признавая действия государственного органа незаконными, в резолютивной части суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав.
Решение суда первой инстанции в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области осуществить государственную регистрацию права за Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов на "берегоукрепление в с. Раздор", соответствует положениям ст. 201 АПК РФ.
Апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области не содержит доводов, которые, по мнению Управления, не были учтены при принятии обжалуемого судебного акта и которые опровергали бы выводы суда. Регистрирующий орган не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "29" февраля 2012 года по делу N А06-8977/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, установлен статьей 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
...
Пунктом 5 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации указано, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
Положения пункта 5 статьи 11 и 22 Водного кодекса РФ о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении таковых для строительства гидротехнических сооружений, согласно Федеральному закону "О введении в действие Водного кодекса РФ" N 73 от 03.06.2006 года введены в действие с 01.01.2007 года и применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
...
В соответствии с п. 3 ч. 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признавая действия государственного органа незаконными, в резолютивной части суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав."
Номер дела в первой инстанции: А06-8977/2011
Истец: Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Отдел водных ресурсов по Астраханской области, Представители в Астрахани: отдел водных ресурсов по Астраханской области
Ответчик: Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области