г. Самара |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А65-28804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан - не явились, извещены;
от истца ООО "РИНКАМ-Н" - не явились, извещены;
от ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явились, извещены;
от иных третьих лиц - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2012 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 года, принятое по делу NА65-28804/2011 судьей Хасаншиным И.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РИНКАМ-Н" (ИНН: 1639043401, ОГРН: 1101682001849), д. Белоус, Тукаевский район, Республика Татарстан,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
с привлечением третьих лиц:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
- Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
- Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республики Татарстан,
об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кад. N 16:52:020607:72 площадью 5 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Набережные Челны, вдоль автодороги М-7, указав его равной его рыночной стоимости в размере 5 575 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью "РИНКАМ-Н", Тукаевский район Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному бюджетному учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кад.N 16:52:020607:72 площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: г. Н.Челны, вдоль автодороги М-7, указав его равной его рыночной стоимости в размере 5 575 000 руб.
Определением суда от 06.12.2011 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны.
В судебном заседании, в связи с реорганизацией ответчика, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел процессуальное правопреемство ответчика на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), г.Москва, в лице филиала по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 года по делу N А65-28804/2011 иск удовлетворен. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ обязано внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:020607:72 площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу город Набережные Челны, вдоль автодороги М-7, указав ее равной рыночной стоимости в размере 5575000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РИНКАМ-Н" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и как следствие, выводы сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители истца, ответчика и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, ООО "РИНКАМ-Н" на основании договора аренды земельного участка N 1147-АЗ от 28 октября 2008 (л.д.14) и договора от 08.10.2010 о передаче прав и обязанностей по договору аренды (л.д.19), является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:52:020607:72, площадью 5000 кв.м., находящегося в муниципальной собственности и расположенного по адресу г.Набережные Челны, вдоль автодороги М-7 (далее - спорный земельный участок).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка по состоянию на 27.04.2009, удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка был определен в размере 259,31 руб. за 1 кв.м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 1.296.550 руб.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка увеличился в 11,5 раз и составил 2982,08 руб. за 1 кв.м, соответственно кадастровая стоимость земельного участка составила 14.910.400 руб., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка по состоянию на 11.04.2011 (л.д.9).
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету ООО "Центр оценки и экспертизы "Арслан", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 31.12.2010 составила 5575000 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1115 руб. за 1 кв.м (л.д.24).
Данный отчет прошел экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков (Российское общество оценщиков), в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик и получил положительное заключение эксперта за N 31/ВН-11 (л.д.69).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости в размере 5575000 руб.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 17.1, 12, 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обосновано удовлетворяя исковые требования правомерно указал, что исходя из положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, устанавливаемой в отчете оценщика, и исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Истцом по настоящему делу представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствующий о том, что их кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка. Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Экспертиза отчета была проведена саморегулируемой организацией оценщиков (Российское общество оценщиков), в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик. Согласно заключению эксперта N 31/ВН-11, отчет соответствует требованиям законодательства (л.д.69).
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом правомерно отмечено, что единственным доказательством рыночной стоимости земельного участка, которое мог представить и представил истец, является отчет независимого оценщика. Ходатайство о проведении новой экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков сторонами не заявлялось.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 года по делу N А65-28804/2011, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2012 года по делу N А65-28804/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 17.1, 12, 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обосновано удовлетворяя исковые требования правомерно указал, что исходя из положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, устанавливаемой в отчете оценщика, и исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
...
Экспертиза отчета была проведена саморегулируемой организацией оценщиков (Российское общество оценщиков), в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик. Согласно заключению эксперта N 31/ВН-11, отчет соответствует требованиям законодательства (л.д.69).
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются."
Номер дела в первой инстанции: А65-28804/2011
Истец: ООО "РИНКАМ-Н", Тукаевский район, д. Белоус
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан