г. Киров |
|
02 мая 2012 г. |
Дело N А28-10556/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Зориной В.Ю., действующей на основании доверенности от 21.11.2011,
представителя ответчика - Шмаковой И.Г., действующей на основании доверенности от 10.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2012 по делу N А28-10556/2011, принятое судом в составе судьи Волковой С.С.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "УКС" (ИНН: 4345000792 ОГРН: 1034316513692)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (ИНН: 4345211049 ОГРН: 1074345054090),
о признании недействительными решений от 30.08.2011 и от 07.11.2011,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "УКС" (далее - МУП "УКС", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 30.08.2011 N 053 001 11 РК 0002574 в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде наложения штрафа и решения от 07.11.2011 N 053 001 11 ВД 0022385 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2012 требования, заявленные Предприятием, удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать МУП "УКС" в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил пункт 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009. По мнению Управления, страхователь не может быть освобожден от ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009, поскольку им не соблюдены условия, установленные пунктом 1 части 4 статьи 17 указанного Закона, а именно при подаче уточненного расчета не уплачены пени. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Предприятия и в отзыве на апелляционную жалобу указало, что с жалобой Управления не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Кировской области - без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело камеральную проверку представленного МУП "УКС" 19.05.2011 уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год. По результатам проверки составлен акт от 27.07.2011 N 05300130002369 (л.д. 59-61).
По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Управления принято решение от 30.08.2011 N 053 001 11 РК 0002574 о привлечении Предприятия к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в сумме 12 573 рубля 60 копеек. Указанным решением Предприятию предложено уплатить пени в сумме 243 рубля 46 копеек. Управление пришло к выводу, что поскольку плательщик страховых взносов на момент подачи уточненного расчета не уплатил пени в размере 243 рубля 46 копеек, он не выполнил условия для освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 (л.д. 17-20).
В адрес Предприятия было направлено требование от 04.10.2011 N 05300140075319 об уплате недоимки по пени и штрафам в срок до 25.10.2011 (л.д. 21).
Поскольку Предприятием в установленный в требовании срок штраф не был уплачен, 07.11.2011 заместителем начальника Управления было вынесено решение о взыскании штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банке (л.д. 25).
Общество не согласилось с решением Управления от 30.08.2011N 053 001 11 РК 0002574 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 12 573 рубля 60 копеек и решением от 07.11.2001 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что представление корректирующего расчета не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В части 1 статьи 5, пунктах 1, 3 части 2 статьи 28 Федерального Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлена обязанность плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также представлять в установленном порядке расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу частей 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Как следует из материалов дела, МУП "УКС" расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год (первоначальный) представило 26.01.2011, согласно которого сумма страховых взносов, подлежащая к начислению и уплату составила 981 122 рубля (л.д. 39-41).
При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ).
Частью 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ предусматриваются основания для освобождения от ответственности плательщика страховых взносов, если уточненный расчет представляется им после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов. К таким основаниям относятся представление уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам:
- до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
- после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции, Предприятием самостоятельно обнаружены ошибки в первоначально представленном расчете за 2010 год по начисленным и уплаченным страховым взносам, вследствие чего им 19.05.2011 был представлен уточненный расчет за 2010 год. Согласно представленного уточненного расчета база для исчисления страховых взносов была увеличена, а сумма страховых взносов подлежащих начислению и уплате составила 953 990 рублей, т.е. увеличилась по сравнению с первоначальным расчетом на 62 868 рублей (из них: на страховую часть - 43 976 рублей, на накопительную часть - 10 456 рублей, в ФФОМС - 2 993 рубля, в ТФОМС - 5 443 рубля).
В ходе камеральной проверки уточненного расчета Управлением установлено, что плательщиком изменены суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ. Причиной расхождения базы для начисления страховых взносов явился пересчет фонда оплаты труда в связи с начислением премии за год. Данная ошибка привела к занижению налоговой базы для начисления страховых взносов за 2010 год в сумме 272 160 рублей.
Из реестра поступления платежей усматривается, что недостающая сумма страховых взносов Предприятием уплачена (л.д. 68), при подаче уточненного расчета Предприятием не была уплачена сумма пени.
Таким образом, из представленных в суд документов установлено, что при подаче Предприятием первичного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год, допущено занижение базы по страховым взносам, и соответственно, неуплата страховых взносов в установленные законодательством сроки.
Из положений части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ следует, что плательщик страховых взносов, представивший уточненный расчет после истечения срока подачи первоначального расчета и срока уплаты страховых взносов, освобождается от ответственности при условии: доплаты недостающей суммы страховых взносов до представления уточненного расчета; доплаты соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности до представления уточненного расчета.
В данном случае Предприятием условия названной выше нормы права выполнены не были, сумма пени по страховым взносам в Пенсионный фонд не уплачена, в связи с чем, действия Управления по привлечению МУП "УКС" к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы следует признать правомерными.
Таким образом, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что основания для привлечения МУП "УКС" к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ отсутствовали.
Однако из решения Управления следует, что Предприятие привлечено к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа, рассчитанного по фондам (на обязательное пенсионное страхование на страховую часть, на накопительную часть трудовой пенсии, в ФОМС и ТФОМС).
Между тем, Управлением не учтено, что по взносам в ФОМС отсутствует сумма задолженности, на которую могут быть начислены пени; по взносам в ТФОМС имелась переплата, перекрывающая доначисленные по расчету суммы пеней, которая согласно положениям части 8 статьи 26 Закона N 212-ФЗ должна была учитываться Управлением при расчете пени.
При таких обстоятельствах, отсутствовали основания для привлечения Предприятия к ответственности за неуплату взносов в результате занижения базы по взносам в ФОМС и ТФОМС.
Следовательно, решения Управления от 30.08.2011 и от 07.11.2011 являются недействительными в части привлечения Предприятия к ответственности в виде штрафа в размере 598 рублей 60 копеек за неуплату страховых взносов в ФФОМС и в виде штрафа в размере 1 088 рублей 60 копеек за неуплату страховых взносов в ТФОМС.
Кроме того, как следует из материалов дела, единственным поводом для принятия Управлением решения о привлечении Предприятия к ответственности за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы послужило получение от МУП "УКС" уточненного расчета.
МУП "УКС" без какого-либо принуждения или иного внешнего воздействия исполнило обязанность по внесению дополнений и изменений в расчет в связи с обнаружением в нем неточностей и ошибок, предусмотренную частью 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ.
Непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о размере штрафа может способствовать уклонению плательщиков от исполнения указанной выше обязанности в надежде, что ошибки Пенсионным фондом не будут обнаружены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ и исходя из обстоятельств данного дела, суд апелляционной инстанции признает самостоятельное выявление и исправление плательщиком ошибок в расчете, а также уплату начисленных страховых взносов смягчающими ответственность обстоятельствами. Указанные обстоятельства, по мнению суда, должен был учесть Пенсионный фонд при привлечении Предприятия к ответственности.
Согласно части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд снижает размер штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии до 1 000 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии до 500 рублей.
Следовательно, решения Управления от 30.08.2011 и от 07.11.2011 следует признать недействительным в части привлечения Предприятия к ответственности в виде штрафа в размере 7 795 рублей 20 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, в виде штрафа в сумме 1 591 рубль 20 копеек на накопительную часть трудовой пенсии, как принятое Пенсионным фондом в указанной части без учета обстоятельств, смягчающих ответственность.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба Управления подлежит частичному удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на Управление.
При обращении с заявлением в суд первой инстанции Предприятием была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 28.11.2011 N 998. Таким образом, с Управления следует взыскать в пользу Общества 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области удовлетворить частично, принять новый судебный акт.
Требования, заявленные муниципальным унитарным предприятием "УКС", удовлетворить частично.
Признать недействительными решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области от 30.08.2011 N 053 001 11 РК 0002574 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 7 795 рублей 20 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, в виде штрафа в сумме 1 591 рубль 20 копеек на накопительную часть трудовой пенсии, в виде штрафа в сумме 598 рублей 60 копеек за неуплату страховых взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в виде штрафа в сумме 1 088 рублей 60 копеек за неуплату страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и решение от 07.11.2011 N 053 001 11 ВД 0022385 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках в части взыскания штрафа в сумме 7 795 рублей 20 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, штрафа в сумме 1 591 рубль 20 копеек на накопительную часть трудовой пенсии, штрафа в сумме 598 рублей 60 копеек за неуплату страховых взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, штрафа в сумме 1 088 рублей 60 копеек за неуплату страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области в пользу муниципального унитарного предприятия "УКС" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2 000 рублей.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве суд может снизить размер взыскиваемой оплаты услуг привлеченного лица, если будет доказано, что размер оплаты является необоснованным (явно несоразмерен ожидаемому результату или значительно превышает рыночную стоимость подобных услуг), что привлечение этого лица было необоснованным в целом или в части (как в общем, исходя из потребности в услугах такого привлеченного лица, так и применительно к конкретному привлеченному лицу), а также что привлеченное лицо знало или должно было знать об этом обстоятельстве (было недобросовестным).
...
Оценив оспариваемые действия управляющего в совокупности, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии формального нарушения закона в части обязанности лично утвердить и подписать анализ финансового состояния должника. При этом с учётом общеправового принципа соразмерности меры ответственности характеру допущенного нарушения (постановление президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 15935/11 по делу N А21-1723/2010) суд первой инстанции обоснованно счел несоразмерным признание в порядке статьи 60 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" действий Баканова С.Ю. не соответствующими закону, поскольку его действия не повлекли наступление негативных последствий, обоснованные претензии к качеству финансового анализа у участвующих в деле лиц отсутствуют."
Номер дела в первой инстанции: А28-10556/2011
Истец: МУП "УКС"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области