город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2012 г. |
дело N А53-6012/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей В.В. Ванина, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клята Е.В.
при участии:
от истца: представитель Симоненко А.С. по доверенности N 1/9 от 10.01.2012 (до и после перерыва)
от ответчика: представитель Саркисова Т.В. по доверенности N 274 от 19.12.2011 (до перерыва), представитель Сазонов И.В. по доверенности N 273 от 19.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2012 по делу N А53-6012/2011
по иску ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону"
к ответчику ОАО "ДОНАВИА"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Аэропорт Ростов-на-Дону" (далее - истец, ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Донавиа" (далее - ответчик, ОАО "Донавиа") о взыскании 70 299 руб. 87 коп. задолженности по договору возмездного оказания услуг.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что пунктом 3.3.2 договора предусмотрено предоставление обслуживания больным пассажирам и инвалидам по вылету и прилету, в связи с чем, неверным является вывод суда первой инстанции о том, что договор не предусматривает оказания авиакомпании услуг по облуживанию пассажиров с ограниченными возможностями. Судом при рассмотрении вопроса о заключении между сторонами дополнительного соглашения N 3 не применена статья 438 ГК РФ, не учтено, что ответчиком произведена частичная оплата оказанных услуг. Заявитель указывает, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела, ответчиком не оспорен. На основании неправильного толкования Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 и "Порядка регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание ВС эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ и цен на материально-технические ресурсы, представляемые эксплуатантам РФ" N НА 1.15 от 13.04.2001, суд пришел к неверному выводу о том, что у аэропорта отсутствуют полномочия на установление тарифов и об обязательной регистрации и публикации спорного тарифа. Истец считает, что расходы, связанные с обслуживанием пассажиров с ограниченными возможностями не входят в состав тарифов за специальное обслуживание пассажиров для особо важных персон и бизнес салоне и в состав сбора за пользование аэровокзалом. Поскольку авиакомпания при продаже авиабилета пассажиру взимает с него в том числе и стоимость услуг по подъему и спуску пассажиров с ограниченными возможностями на борт, а данную услугу пассажиру оказывает аэропорт, постольку отказ авиакомпании от оплаты услуг по доставке и подъему пассажиров с ограниченными возможностями на борт влечет неосновательное обогащение ответчика.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 24.04.2012 до 02.05.2012.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между открытым акционерным обществом "Аэропорт Ростов-на-Дону" (обслуживающая организация) и открытым акционерным обществом "Донавиа" (перевозчик) 26.11.2009 заключен договор оказания возмездных услуг N 8711/2, в соответствии с которым, истец обязался предоставлять ответчику услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов, перевозимых им пассажиров, багажа, почты и грузов в соответствии с нормативными актами, действующими в гражданской авиации Российской Федерации условиями настоящего договора и применения сторонами в договоре рекомендаций IATA при заключении данного вида договоров, а ответчик обязался оплатить оказанные услуги в соответствии с действующими на момент оказания услуг тарифами.
Согласно пункту 2.9 договора предоставление услуг ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" ОАО "Донавиа" при обслуживании его воздушных судов, перевозимых пассажиров, багажа, почты и грузов в аэропорту Ростов-на-Дону производится в соответствии с перечнем работ и услуг, определенных приказом Минтранса России от 02.10.2000 N 110, с оплатой перевозчиком за выполненные работы и оказанные услуги согласно действующих ставок сборов и тарифов ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону".
Пунктом 3.1 договора аэропортовое и наземное обеспечение включает в себя взлет-посадку, обеспечение авиационной безопасности и дополнительные услуги по авиационной безопасности, предоставляемые по обслуживающей организацией по запросу перевозчика.
В соответствии с пунктом 3.2.2 к услугам, оказываемым при обслуживании убывающих и прибывающих пассажиров в зоне и здании аэровокзала, относятся в том числе, предоставление обслуживания больным пассажирам и инвалидам по вылету и прилету, в том числе при прохождении пограничного и таможенного контроля в сопровождении персонала обслуживающей организации. Обслуживание убывающих пассажиров включает в себя доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки на ВС (из расчета 100 человек на один автобус). Обслуживание прибывающих пассажиров включает в себя встречу и прием пассажиров эконом-класса прибывшего рейса у трапа воздушного судна персоналом ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" с последующей их доставкой автобусом, исходя из расчета 100 человек на один автобус в зону прибытия, а для международного рейсов в зону пограничного, иммиграционного, санитарного и таможенного контроля в международном секторе аэровокзала и другие (согласно договору) услуги.
Согласно условиям договора обслуживающая организация обязуется обеспечивать качественное и своевременное предоставление услуг перевозчику, определенных разделом 3 договора, а также информировать перевозчика об изменении ставок сборов и тарифов за все виды оказываемых услуг, указанных в договоре, за 20 календарных дней до их введения (п. 4.1.1, 4.1.3).
В соответствии с п. 4.3.5 договора, ОАО "Донавиа" обязуется своевременно производить оплату ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" за все виды работ (услуги), согласно разделу 5 настоящего договора. Ежемесячно производить сверку расчетов с ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" за все виды обслуживания воздушных судов.
Пункт 5.1 договора предусматривает, что расчеты сторон за выполненные работы (услуги) производятся в рублях путем перечисления на расчетный счет ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону". Оплата производится по счетам-фактурам в течении двух банковских дней с момента получения счетов-фактур и актов выполненных работ (услуг). Датой выполнения обязательств по оплате работ (услуг) считается день зачисления денежных средств на расчетный счет ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону".
Согласно п. 5.2 договора аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются в соответствии с Приказом Минтранса РФ N 110 от 02.10.2000 г.. и Приложения к нему. Регистрация и опубликование ставок аэропортовых сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов производится согласно "Порядку регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание ВС эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном пространстве РФ и цен на материально-технические ресурсы, представляемые эксплуатантам РФ" N НА 1.15 от 13.04.2001 г.., установленному Минтрансом РФ.
В соответствии с п. 5.3. договора ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" по факту выполнения каждого рейса оформляет Акт приема-сдачи выполненных работ (услуг) по аэропортовому и наземному обслуживанию ВС по форме "С" на основании перевозочных документов, который подписывается членом экипажа или представителем ОАО "Донавиа". Акты по форме "С" передаются ОАО "Донавиа" со счетами-фактурами и актами приема-сдачи выполненных работ (услуг). В случае неполучения или не предоставления мотивированного отказа от подписания акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) в указанный срок, услуги считаются оказанными надлежащим образом.
01.04.2010 ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" был подписан и направлен в адрес ОАО "Донавиа" проект соглашения N 3 к договору N 8711/2, согласно которому п. 3.2.1 дополнен абзацами: "обслуживающая организация обеспечивает прием к перевозке пассажиров с ограниченными возможностями согласно Технологии, действовавшей у обслуживающей организации. Данная услуга предоставляется на возмездной основе согласно "Прейскуранту тарифов на дополнительные (отдельные) работы (услуги) по наземному обслуживанию воздушных судов российских эксплуатантов в ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" и п. 3.2.5 договора "Дополнительные услуги, оказываемые обслуживающей организацией при обслуживании убывающих и прибывающих пассажиров, предоставляемые на возмездной основе (за отдельную плату) дополнен следующим абзацем: доставка и подъем на борт воздушного судна пассажира с ограниченными физическими возможностями: неспособного передвигаться самостоятельно, в инвалидном кресле-коляске и больной на носилках.
ОАО "Донавиа" с принятием п.3.2.1 и п. 3.2.5 соглашения N 3 к договору N8711/2 в редакции истца не согласилось, что подтверждают направленные в адрес ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону": протокол разногласий, протокол окончательного урегулирования разногласий и письмо N 22.06/4073 от 24.08.20-10 года. Согласно указанному письму ответчик отказался от подписания соглашения, сославшись на то, что согласно статье 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 года организация, независимо от организационно-правовых форм создает условия инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, в связи с чем, отнесение услуги по обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями в разряд дополнительных не обоснованно.
Стоимость услуг по доставке и подъему на борт воздушного судна пассажира с ограниченными физическими возможностями определена прейскурантом цен на дополнительные услуги, утвержденным на заседании Правления ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" протоколом от 26.03.2010 года N 5.
По факту оказания услуг истцом составлены реестры оказанных услуг и реестры обслуженных пассажиров.
Полагая, что ОАО "Донавиа" не оплатило оказанные ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" услуги, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Правоотношения сторон по настоящему спору регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации; Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ; Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1084; Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 605; Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В статье 40 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ указано, что аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющие для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Согласно пункту 1 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Таким органом в силу пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 является Министерство транспорта Российской Федерации.
02 октября 2000 года Министерством транспорта Российской Федерации издан Приказ N 110 (далее - Приказ N 110), которым определены ставки аэропортовых и аэронавигационных сборов, тарифы за наземное обслуживание воздушных судов, а также порядок их формирования, опубликования, взимания и контроль над правильностью их применения.
Согласно пункту 1.1 Приказа N 110 аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, граждан, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Министерством транспорта Российской Федерации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов на внутренних воздушных линиях Российской Федерации, международных воздушных линиях и работ в отрасли экономики.
Аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое государственными унитарными предприятиями, аэропортами, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями на основании лицензий (разрешений) Минтранса Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.2 Приказа N 110).
Аэропортовые сборы и тарифы формируются в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации.
Согласно пункту 2.8 Приказа N 110 ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте.
Таким органом является Федеральная служба по тарифам (пункт 1 Положения "О Федеральной службе по тарифам", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332).
В соответствии с пунктом 5.3.1.24 Положения "О Федеральной службе по тарифам" служба устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
На основании пункта 2.9 Приказа N 110 ставки аэропортовых сборов подлежат регистрации и/или опубликованию для информационного обеспечения эксплуатантов Российской Федерации и других организаций ГА в порядке, установленном Минтрансом России.
Тарифы регистрируются и публикуются в соответствии с требованиями Положения о регистрации и опубликовании аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах, введенного в действие Федеральной авиационной службой России на основании Инструкции от 15.12.1996 N 54/И.
В пункте 1.3 указанного Положения приведен перечень сборов и тарифов подлежащих регистрации и опубликованию. Опубликование ставок сборов и тарифов осуществляет Центр расписания и тарифов.
Тарифы за наземное обслуживание воздушных судов, не включенные в пункт 3.1 настоящего Порядка, устанавливаются организациями в соответствующих прейскурантах тарифов и цен и доводятся до пользователя (пункт 3.2. раздела 3 Порядка).
Из материалов дела следует, что ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" оказывало ответчику по договору услуги по обслуживанию пассажиров - доставка к воздушному судну и от воздушного судна, предоставление трапа и т.д. Данные услуги содержатся в пунктах 4.34.4 раздела 4 "Тарифы за наземное обслуживание" Приказа Минтранса России от 2 октября 2000 года N 110.
Так, п.4.3 предусматривает, что тариф за посадку или высадку пассажиров устанавливается за предоставление персонала и технических средств для обеспечения посадки или высадки пассажиров в/из воздушного судна. Тариф устанавливается на одну подачу одного технического средства посадки-высадки (кроме телескопического трапа). Плата определяется по установленному тарифу за каждую подачу каждого технического средства отдельно для посадки или для высадки пассажиров. Тариф за доставку пассажиров устанавливается за предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушного судна. Тариф устанавливается на одно транспортное средство по типам (маркам) транспортных средств различной пассажировместимости. Плата определяется по установленному тарифу за каждое транспортное средство, предоставленное к прилету или к вылету воздушного судна.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов заявителя суд об отсутствии требований об обязательной регистрации и публикации спорного тарифа.
Из материалов дела следует, истец в качестве дополнительных возмездных услуги установил услуги по доставки и подъему на борт воздушного судна пассажира с ограниченными физическими возможностями, стоимость которых определена прейскурантом цен на дополнительные услуги, утвержденным на заседании Правления ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" протоколом от 26.03.2010 года N 5. При этом истец утверждает, что применение установленного правлением ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" тарифа за обслуживание пассажиров с ограниченными возможностями основано на нормах действующего законодательства, что подтверждается письмом Министерства транспорта Российской Федерации N 01 -01-02/1456 от 19.05.2008 г.. Суд первой инстанции обоснованно отклонил данные доводы истца как несостоятельные по следующим основаниям.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой названной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Договор оказания возмездных услуг N 8711/2 не содержит каких-либо сведений о дополнительных возмездных услугах, связанных с доставкой и подъемом на борт воздушного судна пассажира с ограниченными физическими возможностями, их составе и цене. Пункт 4.2.3 договора предусматривает возможность изменения тарифных ставок за оказываемые виды работ (услуг) при условии, что обслуживающая организация предоставит перевозчику предварительное уведомление не менее, чем за двадцать дней до вступления в силу изменений с пересмотренных тарифных ставок. То есть в договоре указано на возможность изменения уже имеющихся тарифов, в то время как под дополнительными услугами следует понимать дополнительное обслуживание, предоставление дополнительных услуг, то есть услуг, не перечисленных в договоре. Более того, дополнительные тарифы были установлены истцом в Прейскуранте, утвержденном на заседании Правления ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" 26.03.2010 года, тогда как соглашение о внесении изменений в договор N 8711/2 от 24.11.20009 года и последующая переписка сторон, касающаяся спорных услуг, датирована более поздними датами.
По смыслу пункта 1 статьи 779, статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик (перевозчик) обязан оплатить лишь фактически оказанные ему услуги.
Пунктом 3.2.2 к услугам, оказываемым при обслуживании убывающих и прибывающих пассажиров в зоне и здании аэровокзала, относятся в том числе, предоставление обслуживания больным пассажирам и инвалидам по вылету и прилету. Однако, ни один из документов, представленных ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" в подтверждение факта оказания обществу дополнительных возмездных услуг по обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями, не содержит сведений о том, какие именно дополнительные услуги, не предусмотренные договором, оказывало общество.
При этом апелляционной суд считает несостоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела, ответчиком не оспорен, поскольку факт оказания услуг по договору не свидетельствует о том, что истцом были оказаны дополнительные услуги, не указанные в договоре.
Указание истца на применение положений статьи 438 ГК РФ, отклоняется апелляционным судом, поскольку ОАО "Донавиа" с принятием п.3.2.1 и п. 3.2.5 соглашения N 3 к договору N 8711/2 в редакции истца не согласилось. Оплата ответчиком услуг, согласованных условиями договора не может быть расценена судом как акцепт стороной условий дополнительного соглашения, с учетом прямого волеизъявления ответчика, выраженного в протоколе разногласий, протоколе окончательного урегулирования разногласий и письме N 22.06/4073 от 24.08.2010 года.
Кроме того, тарифы регистрируются и публикуются в соответствии с требованиями Положения о регистрации и опубликовании аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах, введенного в действие Федеральной авиационной службой России на основании Инструкции от 15.12.1996 N 54/И. Истец документально не подтвердил полномочий на установление цен на спорные услугу без регистрации тарифа и его опубликования. Поскольку цена билета устанавливается уполномоченными органами государственной власти (тарифицируется), то в нее включаются как затраты перевозчика, так и стоимость некоторых услуг, оказываемых аэропортом пассажирам, в том числе услуги, связанные с доставкой и подъемом на борт воздушного судна пассажира с ограниченными физическими возможностями. Дополнительное взимание платы за предоставление данных услуг неправомерно.
Кроме того, расчет истца экономически необоснован, не подтвержден первичными документами, не представлено подтверждения, что указанные расходы уже не включены в действующие тарифы на обслуживание пассажиров.
Истцом не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства регистрации данного тарифа уполномоченным органом, его опубликования в установленном порядке. При указанных обстоятельствах у заявителя отсутствовали полномочия на установление цен на указанную услугу.
Кроме того, в материалах дела имеется запрос истца в Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России, в котором просил разъяснить имеет ли он право в соответствии с действующими нормами и правилами гражданской авиации ввести отдельный тариф на доставку пассажиров с ограниченной подвижностью в/из воздушного судна и взимать его с перевозчика.
Письмом Министерства транспорта Российской Федерации N 01 -01-02/1456 от 19.05.2008 г.., по вопросу обслуживания пассажиров с ограниченной подвижностью (пассажиров в кресле-коляске, не способные передвигаться самостоятельно, больных на носилках, пассажиров, лишенных зрения и/или слуха) в аэропортах Российской Федерации было разъяснено, что возмещение расходов, связанных с обслуживанием указанных категорий пассажиров в части привлечения дополнительного персонала, приобретения технических средств и т.д. целесообразно осуществлять в рамках тарифов за специальное обслуживание пассажиров, предусмотренных пунктом 4.6 приложения 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N11О "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - приказ). Хранение технических средств (кресел - колясок, носилок и т.д.) осуществляется согласно санитарно-гигиеническим требованиям к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденным Министерством гражданской авиации СССР 29.03.1985, в специально оборудованных кладовых медпункта. В соответствии с п. 3.4 приложения 1 к приказу расходы по содержанию медпункта возмещаются за счет сбора за пользование аэровокзалом.
Изложенное свидетельствует о том, что возмещение расходов истца за обслуживание инвалидов осуществляется в рамках тарифов на обслуживание пассажиров, предусмотренных п. 4.6 Приложения к приказу N 110, то есть тарифов на обслуживание пассажиров в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других помещениях.
Федеральная служба по Тарифам России в письме N 4180 от 27.01.2012 года также разъяснила, что в соответствии с п. 2 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации правила формирования тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на их основе указанных тарифов и сборов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации и Контрольно-ревизионное управление ФСТ считает возможным ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" при обслуживании авиаперевозок пассажиров с инвалидностью и ограниченными физическими возможностями руководствоваться позицией Минтранса России, изложенной в письме N 01 -01-02/1456 от 19.05.2008 г..
Таким образом, законодателем не предусмотрено установление отдельного тарифа за обслуживание инвалидов, и разъяснено, что компенсация расходов аэропорта, связанных с обслуживанием пассажиров-инвалидов, осуществляется за счет средств, получаемых в рамках тарифов за специальное обслуживание пассажиров и сбора за пользование аэровокзалом.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. В статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация определена как социальное государство, в котором обеспечивается поддержка, в том числе, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты. Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при продаже авиабилета авиакомпания включает в стоимость авиабилета стоимость услуг по подъему и спуску пассажиров на борт воздушного судна, не подтверждены материалами дела. В стоимость билета пассажира-инвалида включаются расходы по обслуживанию пассажиров исходя из утвержденных в установленном порядке сборов за обслуживание пассажиров, то есть билеты указанной категории граждан продаются по тем же тарифам, что и остальным лицам.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что установление ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" тарифа за обслуживание пассажиров с ограниченными возможностями является неправомерным, основан на нормах действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2012 по делу N А53-6012/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом Министерства транспорта Российской Федерации N 01 -01-02/1456 от 19.05.2008 г.., по вопросу обслуживания пассажиров с ограниченной подвижностью (пассажиров в кресле-коляске, не способные передвигаться самостоятельно, больных на носилках, пассажиров, лишенных зрения и/или слуха) в аэропортах Российской Федерации было разъяснено, что возмещение расходов, связанных с обслуживанием указанных категорий пассажиров в части привлечения дополнительного персонала, приобретения технических средств и т.д. целесообразно осуществлять в рамках тарифов за специальное обслуживание пассажиров, предусмотренных пунктом 4.6 приложения 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N11О "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - приказ). Хранение технических средств (кресел - колясок, носилок и т.д.) осуществляется согласно санитарно-гигиеническим требованиям к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденным Министерством гражданской авиации СССР 29.03.1985, в специально оборудованных кладовых медпункта. В соответствии с п. 3.4 приложения 1 к приказу расходы по содержанию медпункта возмещаются за счет сбора за пользование аэровокзалом.
Изложенное свидетельствует о том, что возмещение расходов истца за обслуживание инвалидов осуществляется в рамках тарифов на обслуживание пассажиров, предусмотренных п. 4.6 Приложения к приказу N 110, то есть тарифов на обслуживание пассажиров в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других помещениях.
Федеральная служба по Тарифам России в письме N 4180 от 27.01.2012 года также разъяснила, что в соответствии с п. 2 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации правила формирования тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на их основе указанных тарифов и сборов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации и Контрольно-ревизионное управление ФСТ считает возможным ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" при обслуживании авиаперевозок пассажиров с инвалидностью и ограниченными физическими возможностями руководствоваться позицией Минтранса России, изложенной в письме N 01 -01-02/1456 от 19.05.2008 г..
...
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. В статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация определена как социальное государство, в котором обеспечивается поддержка, в том числе, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты. Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц."
Номер дела в первой инстанции: А53-6012/2011
Истец: ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону"
Ответчик: ОАО "ДОНАВИА"