город Омск |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А46-15283/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2537/2012) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.02.2012 по делу N А46-15283/2011 (судья Яркова С.В.)
по заявлению департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (ОГРН 1065503057443, ИНН 5503101004)
о признании недействительным отказа от 09.09.2011 N 0201/9474 в предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Кузнецов С.Л. (паспорт, по доверенности N ИсДИО/3406 от 13.03.2012 сроком действия один год),
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление, ГУЗР Омской области) о признании незаконным отказа Управления от 09.09.2011 N 0201/9474 в предоставлении Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельного участка, расположенного на территории города Омска с кадастровым номером 55:36:04 01 15:24 и возложении на заинтересованное лицо обязанности предоставить указанный земельный участок заявителю в постоянное (бессрочное) пользование.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.02.2012 по делу N А46-15283/2011 заявленные Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области требования удовлетворены полностью. Признан незаконным отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 09.09.2011 N 0201/9474 в предоставлении департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельного участка, расположенного на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:04 01 15:24.
Суд обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области предоставить департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельный участок, расположенный на территории г.Омска, с кадастровым номером 55:36:04 01 15:24.
Судебный акт мотивирован тем, что обращаясь к Управлению, предварительно согласовав позицию с иными подразделениями Администрации города Омска, с заявлениями о представлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, необходимых для разрешения вопросов местного значения городского округа, Департамент действовал от имени муниципального образования город Омск в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Следовательно, отказ в удовлетворении таких заявлений, препятствует осуществлению Департаментом возложенных на него полномочий, равно как и разрешению стоящих перед муниципальным образованием город Омск вопросов местного значения в области организации благоустройства и озеленения территории городского округа.
Установленные законодательством основания для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУЗР Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что у Департамента отсутствуют имущественные интересы муниципального образования город Омск, следовательно, Департамент в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является заинтересованным лицом, обладающим правом на обращение в суд.
Департамент обратился в Управление с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, цель использования земельного участка указана: для решения вопросов местного значения городского округа - организации благоустройства и озеленения территории городского округа. Однако в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка разрешенное использование земельного участка - под строительство.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.01.2011 N 01/001/2011-2037 на испрашиваемый земельный участок зарегистрировано обременение сроком на 7 лет.
От Департамента поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие Главного управления по земельным ресурсам Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Департамент зарегистрирован в качестве юридического лица 11.09.1997 Администрацией города Омска за номером 294-П, о чём 25.11.2002 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г.Омска в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении заявителю основного государственного регистрационного номера 1025500748613, ИНН 5508001003.
21.06.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г.Омска в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись об образовании Главного управления по земельным ресурсам Омской области за основным государственным регистрационным номером 1065503057443, ИНН 5503101004.
Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённым Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 предусмотрено проведение мероприятия по озеленению городской территории, в том числе формирование участков для размещения парков, бульваров, скверов (раздел 4.2.7.).
Особый акцент сделан на сохранение и воссоздание в историческом центре города планировочной и архитектурно-пространственной структуры площадей, парков, бульваров и скверов, формирование системы пешеходных зон, улиц и маршрутов, воссоздание утраченных элементов исторического природно-ландшафтного каркаса (раздел 4.2.8.).
Согласно пункту 2.4.26. Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п, сквер представляет собой компактную озеленённую территорию, предназначенную для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения населения размером, как правило, от 0,5 до 2,0 га.
По предложению департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в соответствии с постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 31.10.2000 N 484-п "О создании культурно-исторического общественного комплекса "Омская крепость" как объекта особого назначения с жёстким регулированием градостроительной деятельности", было принято решение об обустройстве скверов на пустующих земельных участках, примыкающих к культурно-историческому общественному комплексу "Омская крепость", в том числе на земельном участке с кадастровым номером 55:36:04 01 15:24.
18.08.2011 Департамент обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 15:24.
Управление уведомило Департамент об отказе в предоставлении земельного участка (письмо от 09.09.2011 N 0201/9474).
Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Департамента, последний обратился с требованиями о признании его незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путём предоставления заявителю в постоянное (бессрочное) пользование перечисленных им земельных участков.
20.02.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано ГУЗР Омской области в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены, в том числе полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" порядок предоставления в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, для целей, не связанных со строительством, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, осуществляется в порядке, определённом статьями 10, 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, если иное не предусмотрено областным законодательством.
Статьёй 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" определён порядок предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не связанных со строительством. Согласно установленному этой статьёй порядку земельный участок предоставляется на основании заявления, которое подаётся в специально уполномоченный орган (каковым является ГУЗР Омской области согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95). В случае, если информация, указанная в заявлении, требует дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в двухнедельный срок со дня поступления заявления. При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления необходимой дополнительной информации.
Орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется также в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п (далее по тексту - Порядок). Данный орган, утверждая Порядок, действовал в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области").
В соответствии с положениями пункта 14 указанного Порядка лицам, указанным в статьях 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 15 Порядка, предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления, поданного в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
В пункте 16 Порядка закреплено, что в заявлении должны быть указаны:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры земельного участка;
3) местоположение земельного участка;
4) испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 17 Порядка установлено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в недельный срок рассматривает указанное заявление и подготавливает проект решения о предоставлении земельного участка либо ответ об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием отказа.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, не может быть принято в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается заинтересованным лицом, что Департаментом в ГУЗР Омской области было подано заявление о предоставлении земельного участка для организации благоустройства и озеленения территории городского округа, к которому был приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а также уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведений об этих земельных участках.
Таким образом, заявление Департамента в полной мере отвечает требованиям указанного Порядка, а также статьям 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (предоставлено соответствующие заявления в уполномоченный орган, с приложением установленных указанными актами документов).
Отношения, возникающие при решение вопросов местного значения в области организации благоустройства и озеленения территории городского округа, регулируются, помимо прочего, Правилами создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, утверждёнными Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации от 15.12.1999 N 153.
Означенные Правила предусматривают приём территории перед началом работ по озеленению и благоустройству (пункт 4.7), а также передачу территории сквера на содержание после завершения указанных работ (пункт 4.20).
По смыслу пункта 1.2.1. указанного документа объекты, входящие в категорию озеленённых и лесных территорий общего пользования (в их числе - скверы), имеют самостоятельное финансирование и входят в титульный список проектирования и строительства как самостоятельные объекты и финансируются из городского бюджета.
В соответствии со статьей 21 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структура Администрации г. Омска формируется Мэром г. Омска и по его представлению утверждается Омским городским Советом.
Заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п, согласно которому Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска.
Основными задачами Департамента является осуществление от имени муниципального образования город Омск функций управления муниципальным имуществом, управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска, в пределах своей компетенции (подпункты 1, 3 пункта 18 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска). Для выполнения указанных задач заявитель приобретает в интересах органов местного самоуправления города Омска способами, предусмотренными действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, объекты недвижимости и иное имущество в собственность муниципального образования г. Омск.
На основании изложенного Департамент был вправе обратиться в Управление с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Возможность судебного обжалования действий (бездействий) и решений Главного управления при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков предусмотрена нормативным правовым актом, принятым самим Главным управлением.
В соответствии с пунктом 57 Регламента, получатели государственной услуги имеют право на обжалование действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе предоставления государственной услуги, в досудебном порядке путем обращения в Главное управление в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Омской области "О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение", или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, довод Управления об отсутствии у Департамента права на обращение в суд в связи с отказом в предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу пункта 14 Порядка, лицам, указанным в статьях 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Пунктом 2 Регламента предусмотрено, что получателями государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством" являются граждане, в том числе граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица, в том числе государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Кроме того, Управление письмом от 23 августа 2010 года N 06/7050 (т. 1 л.д. 15) проинформировало Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера о возможности предоставления земельных участков, необходимых для развития муниципального образования, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действующим законодательством.
В связи с чем, Мэр города Омска В.Ф. Шрейдер поручил Департаменту дальнейшую работу по оформлению прав на земельные участки, которые необходимы городу Омску для развития и решения вопросов местного значения, осуществлять с учётом письма Главного управления от 23 августа 2010 года N 06/7050 о возможности предоставления таких земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Главное управление было проинформировано о данном обстоятельстве письмом департамента от 29.10.2010 N 09/33622, копия которого имеется в материалах дела (т. 1 л.д. 16).
Таким образом, оснований полагать, что у Департамента отсутствуют полномочия на приобретение земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие цели использования земельного участка, указанной Департаментом в заявлении о предоставлении земельного участка, разрешённому использованию, указанному в кадастровом паспорте земельного участка.
Указанный довод судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
Подпунктом "в" пункта 10 Регламента, предусмотрено, что для приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование получатель государственной услуги подаёт в Главное управление заявление по установленной форме, согласно приложению N 5 к Регламенту, или в произвольной форме.
Регламентом не предусмотрено, что при заполнении графы заявления "Цель использования земельного участка" в неё вписывается разрешённое использование земельного участка, указанное в кадастровом паспорте.
Рекомендации или правила заполнения заявлений о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории города Омска, Главным управлением не утверждены. Какие-либо ссылки на рекомендации или правила заполнения заявлений в Регламенте отсутствуют.
В этой связи, при заполнении заявления, Департамент руководствовался соответствующими положениями федеральных законов.
Целью заявления, поданного департаментом в Главное управление, является реализация конституционного права органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, предусмотренного частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации.
При заполнении заявления, в графе "Цель использования земельного участка", Департамент указал вопрос местного значения, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения которого приобретается земельный участок - "Для решения вопросов местного значения городского округа - организации благоустройства и озеленения территории городского округа".
При этом, цель использования земельного участка - не есть запись, хранящаяся в государственном кадастре недвижимости (в силу Приказа Минюста России от 18 февраля 2008 года N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" в строке 9 "Разрешенное использование" кадастрового паспорта земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости).
По предложению департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в целях реализации плана основных мероприятий празднования 300-летия основания города Омска и "Проекта комплексного благоустройства территории Воскресенского сквера и строительства пешеходной зоны на территории культурно-исторического общественного комплекса "Омская крепость" в границах улиц Партизанская - Таубе - набережная реки Омь до Юбилейного моста" было принято решение об обустройстве скверов на пустующих земельных участках, примыкающих к культурно-историческому общественному комплексу "Омская крепость", с кадастровыми номерами 55:36:040115:24 и 55:36:040115:25, а также о резервировании земельного участка.
В материалах дела имеется соответствующее обращение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 9 декабря 2010 года N 09/14027 (т. 1 л.д. 11).
Территориально земельный участок расположен в непосредственной близости от выставочного сквера по улице Партизанская. На земельном участке находится древесно-кустарниковая растительность и газон (съёмка земельного участка имеется в материалах дела).
Использовать данный земельный участок для строительства не планируется. Кроме того, возвести на нём какой-либо объект капитального строительства не позволит его "Г-образная" конфигурация.
Согласно кадастровому паспорту, земельный участок был сформирован и постановлен на государственный кадастровый учёт 29.05.2003, то есть более 8 лет назад, и всё это время по целевому назначению не использовался. Обоснования того, кем и когда формировался земельный участок, Главным управлением в материалы дела не представлено.
Такой земельный участок, в силу статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
Хранящиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о нём актуальны по состоянию на 29 мая 2003 года.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Генеральный план) был утверждён Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43, то есть через 4 года после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Основные направления градостроительного развития города Омска, предусмотренные Генеральным планом, не предполагают возведение на земельном участке какого-либо объекта капитального строительства, что подтверждается письмом департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 9 декабря 2010 года Щ 09/14027, который в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 10 августа 2005 года N 396-п "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", обеспечивает реализацию Генерального плана.
Примыкающий к земельному участку ранее учтённый земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:25 с аналогичным разрешённым использованием был предоставлен Главным управлением департаменту для целей не связанных со строительством в целях решения вопросов местного значения городского округа в соответствии с распоряжением от 2 декабря 2011 года N 1840-р (копия данного распоряжения имеется в материалах дела).
Одним из доводов апелляционной жалобы является то, что земельный участок ограничен в обороте в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 4 октября 2010 года N 896-п "О резервировании земель для муниципальных нужд по набережной Тухачевского, улицам Партизанская, Щербанева, Тюменская в Центральном административном округе города Омска" (далее - постановление) для целей создания дороги, в связи с чем и был подготовлен отказ в предоставлении земельного участка.
Однако в отказе в предоставлении земельного участка такое основание не указано. Более того, в данном отказе слова "ограничения" и "резервирование" отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отмечает также следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения.
В силу постановления Госстроя России от 25 мая 2000 года N 51 "Об утверждении классификаторов работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе" услуги по содержанию полосы отвода автомобильных дорог предусматривают озеленение, эксплуатацию и ремонт зеленого хозяйства в полосе отвода автомобильных дорог.
Учитывая особенности местоположения земельного участка (вдоль автомобильных дорог), его конфигурацию и характер находящихся на нём зелёных насаждений, было принято решение о возможности его использования не только в качестве части сквера, но и в качестве элемента озеленения прилегающих к нему автомобильных дорог, и о возможности включении земельного участка в состав резервируемых земель в соответствии с таким функциональным назначением.
В соответствии с пунктом 2 постановления, в границах резервируемых земель для муниципальных нужд по набережной Тухачевского, улицам Партизанская, Щербанева, Тюменская в Центральном административном округе города Омска были ограничены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в возведении жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений, в проведении оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительстве прудов и иных водных объектов.
Указанные ограничения не распространяются на деятельность, связанную с охраной и содержанием зелёных насаждений, которые расположены на зарезервированном земельном участке.
Поэтому доводы Главного управления о невозможности предоставления зарезервированного для муниципальных нужд земельного участка для удовлетворения муниципальных нужд в сферах благоустройства и озеленения территории, являются ошибочными.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что установленных законодательством оснований для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования спорных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, не имелось.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГУЗР Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Главного управления по земельным ресурсам Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.02.2012 по делу N А46-15283/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно кадастровому паспорту, земельный участок был сформирован и постановлен на государственный кадастровый учёт 29.05.2003, то есть более 8 лет назад, и всё это время по целевому назначению не использовался. Обоснования того, кем и когда формировался земельный участок, Главным управлением в материалы дела не представлено.
Такой земельный участок, в силу статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
...
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
...
В силу постановления Госстроя России от 25 мая 2000 года N 51 "Об утверждении классификаторов работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе" услуги по содержанию полосы отвода автомобильных дорог предусматривают озеленение, эксплуатацию и ремонт зеленого хозяйства в полосе отвода автомобильных дорог.
...
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГУЗР Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит."
Номер дела в первой инстанции: А46-15283/2011
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области