г. Вологда |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А66-6402/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Сидорова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 декабря 2011 года по делу N А66-6402/2011 (судья Белов О.В.),
установил:
предприниматель Сидоров Сергей Николаевич (ОГРНИП 309691020800017) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий начальника государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кашинском районе (межрайонное) Тверской области Лебедевой С.И. (далее - фонд), выразившихся в направлении требования от 17.03.2011 N 07802240019966 и принятии постановления от 11.05.2011 N 07802290004545, о квалификации вышеназванных действий по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации как вымогательство и мошенничество путем злоупотребления своим служебным положением; о признании указанных действий направленными на ограничение его дееспособности и лишение его права свободного распоряжения личным имуществом; о признании указанных действий нарушающими его презумпцию невиновности; о признании указанных действий истязательством; о взыскании с ответчика возмещения причиненного морального и физического вреда в размере 250 000 руб.
Решением от 15 декабря 2011 года по делу N А66-6402/2011 суд отказал Сидорову С.Н. в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными оспариваемых действий должностного лица фонда, а также в части взыскания с ответчика причиненного морального и физического вреда в размере 250 000 руб.; в остальной части производство по делу прекратил.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Податель жалобы считает, что поскольку законом установлено его право, а не обязанность получать страховую часть пенсии по старости, а также поскольку он имеет право получать медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета, то у него, как у военного пенсионера, отсутствует обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к нему доводы, приведенные заявителем, отклонил, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Сидоров Сергей Николаевич зарегистрирован в качестве предпринимателя, о чем свидетельствует запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 309691020800017.
Предпринимателю назначена пенсия за выслугу лет с 21.06.2005 в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), о чем свидетельствует удостоверение N 24/15447 (лист дела 15).
Фонд, установив факт неуплаты предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год, направил Сидорову С.Н. требование от 17.03.2011 N 07802240019966 (лист дела 11).
Данным требованием предпринимателю предлагалось в срок до 05.04.2011 в добровольном порядке уплатить 10 392 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 571 руб. 56 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1039 руб. 20 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 205 руб. 58 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 11 руб. 39 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 20 руб. 56 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Поскольку в установленный требованием срок Сидоров С.Н. задолженность не уплатил, фонд вынес постановление от 11.05.2011 N 07802290004545 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) (лист дела 10).
Предприниматель с действиями должностного лица фонда, выразившимися в принятии и направлении ему указанных требования и постановления, не согласился. Данные действия ответчика послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными указанных действий должностного лица фонда, а также в части взыскания с ответчика причиненного морального и физического вреда в размере 250 000 руб. отказал по следующим основаниям.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Указанный Закон не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 этого Закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Стоимость страхового года определяется в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 13 данного Закона стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 указанного Закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 настоящей статьи, применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - в размере 20 процентов, в Фонд социального страхования Российской Федерации - в размере 2,9 процента, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в размере 1,1 процента, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - в размере 2 процентов.
В силу статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (частям 1 и 2), 35 (частям 1 и 2), 39 (части 1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, указанные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
До 01.01.2010 порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582 в дополнение и развитие Закона N 167-ФЗ.
Исходя из положений пункта 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивался страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данные Правила действовали до конца 2009 года и утратили силу с 01.01.2010 в связи с принятием Закона N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
Следовательно, предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, которые установлены в Законе N 212-ФЗ.
Вывод суда первой инстанции о том, что не имеет правового значения для настоящего спора то обстоятельство, что Сидоров С.Н. обладает правом на получение бесплатной медицинской помощи в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, является правомерным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы не только в Пенсионный фонд Российской Федерации, но и в фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Закон N 212-ФЗ не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование для такой категории лиц, как пенсионеры-военнослужащие.
Также в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании являются в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 1 Закона N 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Таким образом, несмотря на то, что заявитель по делу получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1 и имеет право на получение бесплатного медицинского, лекарственного и санаторно-курортного лечения через соответствующие поликлиники, дома отдыха и санатории, он также может получать медицинскую помощь в общей системе обязательного медицинского страхования.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, которые установлены в Законе N 212-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции, Сидоров С.Н. зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и в 2010 году в муниципальном учреждении здравоохранения ему неоднократно оказывалась медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования (листы дела 55-57).
Следовательно, предприниматель обязан производить уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2010 год.
Расчеты пеней, предъявленные ответчиком, судом проверены, каких-либо ошибок в этих расчетах не выявлено.
Апелляционная инстанция также считает, что судом первой инстанции правомерно прекращено производство по делу в части заявленных требований о квалификации действий уполномоченного должностного лица фонда, выразившихся в направлении ему требования и принятии постановления, о квалификации вышеназванных действий по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации как вымогательство и мошенничество путем злоупотребления своим служебным положением; о признании указанных действий направленными на ограничение его дееспособности и лишение его права свободного распоряжения личным имуществом; о признании указанных действий нарушающими его презумпцию невиновности; о признании указанных действий истязательством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу прекращается, в случае если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Статьей 29 названного Кодекса определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В данной статье закреплены категории дел, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, требования заявителя в указанной части неподведомственны арбитражному суду. Каких-либо доводов о несогласии с судебным решением в этой части заявителем в жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 декабря 2011 года по делу N А66-6402/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Сидорова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Закона N 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Таким образом, несмотря на то, что заявитель по делу получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1 и имеет право на получение бесплатного медицинского, лекарственного и санаторно-курортного лечения через соответствующие поликлиники, дома отдыха и санатории, он также может получать медицинскую помощь в общей системе обязательного медицинского страхования.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, которые установлены в Законе N 212-ФЗ.
...
Апелляционная инстанция также считает, что судом первой инстанции правомерно прекращено производство по делу в части заявленных требований о квалификации действий уполномоченного должностного лица фонда, выразившихся в направлении ему требования и принятии постановления, о квалификации вышеназванных действий по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации как вымогательство и мошенничество путем злоупотребления своим служебным положением; о признании указанных действий направленными на ограничение его дееспособности и лишение его права свободного распоряжения личным имуществом; о признании указанных действий нарушающими его презумпцию невиновности; о признании указанных действий истязательством."
Номер дела в первой инстанции: А66-6402/2011
Истец: ИП Сидоров Сергей Николаевич
Ответчик: Начальник управления ГУ-Управления ПФР в Кашинском районе Лебедева С. И.
Третье лицо: Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования