г. Воронеж |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А48-4556/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Алферовой Е.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кащеевой С.Ю.,
при участии:
от Публичного образования - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области: Дьячков С.Н., представитель по доверенности N 669 от 10.05.2012;
от общества с ограниченной ответственностью Специальное научно - реставрационное предприятие "Реставрация": Назаров В.М., представитель по доверенности N 1 от 10.01.2012, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного образования - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области (ИНН 5719000190, ОГРН 1025700685614) на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2012 по делу N А48-4556/2010 (судья Родина Г.Н.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Специальное научно - реставрационное предприятие "Реставрация" (ИНН 5752007731, ОГРН 1025700778949) к Публичному образованию - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области о взыскании 539 926 руб. 44 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специальное научно-реставрационное предприятие "Реставрация" (далее - ООО СНРП "Реставрация", истец) обратилось в арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Публичному образованию - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области (далее -Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 7 от 21.07.2008, по муниципальному контракту N 8 от 21.07.2008 и по муниципальному контракту N 6 от 16.07.2008 в общей сумме 499 992 руб. 00 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 39 934 руб. 44 коп.
Истец до принятия судебного акта в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от части исковых требований по взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 39 934 руб. 44 коп. Отказ от части исковых требований принят арбитражным судом, поскольку данный отказ не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 14.10.2011 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
В постановлении кассационной инстанции суду первой инстанции дано указание о том, что при новом рассмотрении дела, суду следует дать оценку доводам и возражениям сторон о наличии и характере недостатков строительных работ на спорном объекте в соответствии с положениями ст. 720 ГК РФ и разрешить спор, применив соответствующие нормы права.
При новом рассмотрении истец в силу ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования и в окончательном варианте просит взыскать с ответчика задолженность за выполненные подрядные работы в размере 499 992 руб. 00 коп.
Решением суда от 28.02.2012 исковые требования удовлетворены.
Администрация с указанным решением не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, размер задолженности за выполненные работы подлежал определению исходя из стоимости работ надлежащего качества, выполненных подрядчиком, то есть с исключением стоимости некачественно выполненных работ в размере 74 183,76 руб.; требования о взыскании стоимости восстановительных работ были заявлены Администрацией в рамках другого дела, при рассмотрении которого стороны пришли к мировому соглашению.
ООО СНРП "Реставрация" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что арбитражным судом Орловской области по делу N А48-1897/2011 рассматривались требования Администрации о взыскании стоимости восстановительных работ в размере 74 183,76 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ). Определением 18.10.2011 было утверждено мировое соглашение между Администрацией и ООО СНРП "Реставрация", по условиям которого ответчик в счет удовлетворения исковых требований истца перечисляет ему 50 000 руб., а истец отказывается от своих исковых требований. Во исполнение указанного определения об утверждении мирового соглашения ответчик платежным поручением N 287 от 18.11.2011 перечислил истцу денежные средства в сумме 50 000,00 руб.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил их удовлетворить.
Представитель ООО СНРП "Реставрация" просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции по нижеследующим основаниям.
Из материалов дела следует, 21 июля 2008 г. Администрацией Новосильского района Орловской области - "Заказчик" и муниципальным межпоселенческим учреждением культуры "Новосильский историко-культурный центр" (ММУК "Новосильский ИКЦ" - "Покупатель") с ООО СНРП "Реставрация" заключен муниципальный контракт N 7 на строительство летней площадки на военно-историческом комплексе "Вяжи" Новосильского района Орловской области. Стоимость работ по данному контракту составляет 420 519 руб. 00 коп., что подтверждается совместно подписанными сторонами локальной сметой N 1, а также расчетом стоимости материалов.
Согласно п. 3.2. муниципального контракта Заказчик первоначально оплачивает Подрядчику работу в виде аванса в размере 30% от стоимости работ по контракту, что составляет 126 156 руб. 00 коп.
Указанная сумма платёжным поручением N 67 от 07.08.2008 ММУК "Новосильский ИКЦ" перечислена на расчётный счёт истца.
Окончательный расчет в сумме 294 363 руб. 00 коп. должен быть произведен Заказчиком с истцом в течение 10 дней по окончании приемки работ, которые были приняты 11.08.2008, что находит своё подтверждение в акте сдачи-приемки объекта от 11.08.2008, а также в акте приемки выполненных работ, подписанных сторонами, т. е. до 21.08.2008.
16 июля 2008 г.. Администрацией Новосильского района Орловской области - "Заказчик" и муниципальным межпоселенческим учреждением культуры "Новосильский историко-культурный центр" (ММУК "Новосильский ИКЦ" - "Покупатель") с ООО СНРП "Реставрация" заключен муниципальный контракт N 6 по ремонту часовни и благоустройству военно-исторического комплекса "Вяжи" Новосильского района Орловской области. Стоимость работ по данному контракту составляет 240 567 руб. 00 коп., что подтверждается совместно подписанными сторонами локальной сметой N 1, а также расчетом стоимости материалов.
Согласно п. 3.2. муниципального контракта Заказчик первоначально оплачивает Подрядчику работу в виде аванса в размере 30% от стоимости работ по контракту, что составляет 72 170 руб. 00 коп.
Указанная сумма платёжным поручением N 59 от 21.07.2008 ММУК "Новосильский ИКЦ" перечислена на расчётный счёт истца.
Окончательный расчет в сумме 168 397 руб. 00 коп. должен быть произведен "Заказчиком" с истцом в течение 10 дней по окончании приемки работ, которые были приняты 11.08.2008, что находит своё подтверждение в акте сдачи-приемки объекта от 11.08.2008, а также в акте приемки выполненных работ, подписанных сторонами, т. е. до 21.08.2008.
21 июля 2008 г.. Администрацией Новосильского района Орловской области - "Заказчик" и муниципальным межпоселенческим учреждением культуры "Новосильский историко-культурный центр" (ММУК "Новосильский ИКЦ" - "Покупатель") с ООО Специальным научно-реставрационным предприятием "Реставрация" заключен муниципальный контракт N 8 на ограждение территории военно-исторического комплекса "Вяжи" Новосильского района Орловской области. Стоимость работ по данному контракту составляет 338 902 руб. 00 коп., что подтверждается совместно подписанными сторонами локальной сметой N 1, а также расчетом стоимости материалов.
Согласно п. 3.2. муниципального контракта Заказчик первоначально оплачивает Подрядчику работу в виде аванса в размере 30% от стоимости работ по контракту, что составляет 101 670 руб. 00 коп.
Указанная сумма платёжным поручением N 66 от 07.08.2008 ММУК "Новосильский ИКЦ" перечислена на расчётный счёт истца.
Окончательный расчет в сумме 237 232 руб. 00 коп. должен быть произведен Заказчиком с истцом в течение 10 дней по окончании приемки работ, которые были приняты 11.08.2008, что находит своё подтверждение в акте сдачи-приемки объекта от 11.08.2008, а также в акте приемки выполненных работ, подписанных сторонами, т. е. до 21.08.2008.
Истец указывает на то, что сумма задолженности в сумме 499 992 руб. 00 коп. в нарушение заключенных между сторонами муниципальных контрактов ответчиком не перечислена. Претензии, направленные в адрес ответчика, оставлены без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
При разрешении заявленного спора судом области верно установлены и оценены фактические обстоятельства по делу с учетом указаний суда кассационной инстанции и применены правовые нормы.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения муниципальных контрактов, правовое регулирование которых определяется параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством работы и передать их государственному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании ст. 702 ГК РФ к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд в части, не урегулированной специальными нормами, применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно положениям ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Как следует из материалов дела ответчик задолженность в размере 499 992 руб. 00 коп. на момент вынесения решения не оплатил.
Ответчик, не признавая исковые требования, указывал, что работы на объекте выполнены некачественно и соответственно не подлежат оплате.
В соответствии со статьей 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Исходя из положений указанной нормы права и правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 24.01.2000 N 51, обязанность по оплате возникает в отношении работ, качество которых соответствует договору.
Следовательно, работы, выполненные с отступлением от требований строительных норм и правил, проектной документации, не могут быть считаться выполненными и учитываться при определении размера оплаты.
Для оценки качества выполненных подрядчиком работ судом по делу N 48-5226/09 по иску ООО Специальное научно-реставрационное предприятие "Реставрация" к Администрации Новосильского района Орловской области о взыскании задолженности инстанции была назначена экспертиза.
Заключением эксперта N 30 от 15.03.2010 установлено, что работы выполнены некачественно, с нарушением технологических процессов, вследствие чего экспертиза установила скрытые и явные производственные дефекты строительно-монтажных и отделочных работ. Экспертом также выявлен ряд допущенных подрядчиком отступлений от требований СНиПов и ГОСТов, ухудшающих качество работ.
Сумма работ, исполненных с дефектами по разделам составляет:
-раздел "Часовня" - 10425.22руб.
-раздел "Сцена" - 5674,73 руб.
-раздел "Ограждения" - 44709,55 руб.
-раздел "Благоустройство территории мемориала" - 12972,29 руб.
-раздел "Смотровая площадка" - 401,97 руб.
Итого стоимость дефектных работ по объекту составляет 74183,76 руб.
Сумма восстановительного ремонта по объекту составляет:
-раздел "Часовня" - 226113 руб.
-раздел "Сцена" - 20964 руб.
-раздел "Ограждения" - 208207 руб.
-раздел "Благоустройство территории мемориала" - 147131 руб.
-раздел " Смотровая площадка" - 47071 руб.
Итого стоимость дефектных работ по объекту составляет 649486 руб.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" судам при разрешении спора следует иметь ввиду, что независимо от состава лиц, участвующих в деле о взыскании по договору и в деле по иску об оспаривании договора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, учитывается судом, рассматривающим второе дело.
Настоящий иск предъявлен по тому же предмету и основаниям к надлежащему ответчику - публичному образованию - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по делу N А48-5226/2009 от 07.05.2010, в том числе, о наличии некачественно выполненных подрядчиком работ на спорном объекте, имеют существенное значение для ООО СНРП "Реставрация", участвующего и в настоящем деле.
Вместе с тем, сторонами в материалы дела представлено определение Арбитражного суда Орловской области об утверждении мирового соглашения по делу N А48-1897/2011 по иску Публичного образования -Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств- Администрации Новосильского района к ООО СНРП "Реставрация" о взыскании стоимости некачественно выполненных работ по договорам подряда в размере 649 486 руб. 00 коп. на основании экспертного заключения по проведенной в рамках дела N А48-5226/2009 судебной строительно-технической экспертизы.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика стоимость некачественно выполненных подрядных работ в размере 74 183 руб. 76 коп. Уточнения исковых требований приняты арбитражным судом.
До вынесения решения стороны достигли соглашения о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок и заключили мировое соглашение. Согласно условиям подписанного сторонами мирового соглашения, ответчик оплачивает истцу денежные средства в размере 50 000 руб. 00 коп., а истец отказывается от своих исковых требований по арбитражному делу N А48-1897/2011. Денежные средства в размере 50 000 руб. 00 коп. были перечислены по платежному поручению N 287 от 18.11.2011.
Таким образом, стороны в рамках отдельного иска разрешили спор по вопросу возмещения стоимости некачественно выполненных подрядных работ по спорным муниципальным контрактам.
Довод ответчика о том, что стоимость восстановительных работ значительно превышает размер имеющегося долга по выше указанным договорам подряда, а следовательно, ответчик имеет право не оплачивать некачественно выполненные работы на основании ст. 723 ГК РФ не может быть принят арбитражным судом в связи со следующем.
Расходы по проведению восстановительного ремонта представляют собой убытки заказчика, возмещение которых возможно в самостоятельном порядке, в том числе путем обращения в суд с исковыми требованиями. Между тем, как следует из материалов дела, встречные исковые требования ответчиком не заявлялись, заявление о зачете встречных требований в материалах дела отсутствует.
С учетом изложенных обстоятельств, судом области сделан правомерный вывод о том, что требования истца подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению в сумме 499 992 руб. 00 коп.
По настоящему спору оценка доказательств произведена арбитражным судом в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Новосильского района Орловской области освобождена от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Орловской области от 28.02.2012 по делу N А48-4556/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Публичного образования - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области (ИНН 5719000190, ОГРН 1025700685614) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
...
В соответствии со статьей 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Исходя из положений указанной нормы права и правой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 24.01.2000 N 51, обязанность по оплате возникает в отношении работ, качество которых соответствует договору.
...
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" судам при разрешении спора следует иметь ввиду, что независимо от состава лиц, участвующих в деле о взыскании по договору и в деле по иску об оспаривании договора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, учитывается судом, рассматривающим второе дело.
...
Довод ответчика о том, что стоимость восстановительных работ значительно превышает размер имеющегося долга по выше указанным договорам подряда, а следовательно, ответчик имеет право не оплачивать некачественно выполненные работы на основании ст. 723 ГК РФ не может быть принят арбитражным судом в связи со следующем."
Номер дела в первой инстанции: А48-4556/2010
Истец: ООО "Специальное научно-реставрационное предприятие "Реставрация"
Ответчик: Администрация Новосильского района Орловской области, Публичное образование - Новосильский район Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных денежных средств - Администрации Новосильского района Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3566/11
29.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3566/11
18.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2517/11
28.02.2012 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4556/10
14.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3566/11
16.06.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2517/11
28.03.2011 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-4556/10