г. Вологда |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А66-6774/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 мая 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Виноградова О.Н. и Козловой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Фокиной Л.А. по доверенности от 28.12.2010 N 01-31/05/70577, конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Андреапольское коммунальное хозяйство" Петрова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 февраля 2012 года (судья Жукова В.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Андреапольское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1066913009129; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к государственному учреждению - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801; далее - Фонд) о взыскании 302 451 руб. 86 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 февраля 2012 года требования Предприятия удовлетворены в полном объеме, с Фонда в пользу истца взыскано 302 451 руб. 86 коп. Кроме того, в связи с удовлетворением исковых требований с Предприятия в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 9049 руб. 04 коп.
Учреждение с вынесенным решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что спорные правоотношения регулируются законодательством об обязательном социальном страховании и не подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве. Возмещение расходов, связанных с выплатой пособий, осуществляется в рамках установленной законом административной процедуры. Считает, что, поскольку Предприятие не обращалось с заявлением в Фонд о возмещении расходов, связанных с выплатой пособий в размере 302 451 руб. 86 коп., отсутствуют основания полагать, что действия Фонда являются незаконными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Конкурсный управляющий Предприятия Петров Александр Викторович просил решение Арбитражного суда Тверской области от 15.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Тверской области 09 марта 2010 года по делу N А66-14782/2009 признано обоснованным заявление товарищества с ограниченной ответственностью "Андреапольагропромэнерго" о признании Предприятия несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2010 года по делу N А66-14782/2009 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.
Определением суда от 28 октября 2010 года конкурсным управляющим утвержден Петров А.В.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4ФСС РФ) за 2010 год (далее - Расчет) в указанный период Предприятие произвело расходы на обязательное социальное страхование на сумму 302 451 руб. 86 коп.
Считая, что в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании данная сумма подлежит компенсации Предприятию со стороны Фонда при предъявлении соответствующих документов, при этом зачет в пользу кредитора - Фонда социального страхования Российской Федерации недопустим, поскольку противоречит очередности удовлетворения требований кредиторов и нарушает права кредиторов по текущим платежам вышестоящих очередей, Предприятие обратилось в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что страховые взносы на обязательное социальное страхование, подлежащие уплате Предприятием за 2010 год, относятся к текущим платежам, в связи с чем расходы истца на обязательное социальное страхование в сумме 302 451 руб. 86 коп., подлежащие возмещению, не могли быть использованы на погашение требований по текущим обязательствам по уплате страховых взносов, подлежащих удовлетворению в четвертую очередь, в том числе путем осуществления Фондом социального зачета, при наличии неисполненных текущих обязательств Предприятия более ранней очереди удовлетворения. Действия ответчика по зачету суд признал не соответствующими установленной Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам и нарушающими права и законные интересы должника.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, не может согласиться с данными выводами суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие, в частности, заболевания и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Аналогичная норма, предусматривающая возможность уменьшения суммы страховых взносов, подлежащих перечислению организациями, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, предусмотрена частью 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм страхователь самостоятельно осуществляет выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и размер выплаченного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию учитывается при определении суммы страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в Фонд.
В случае если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь согласно части 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ вправе обратиться за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения" (далее - Перечень).
При этом в соответствии с частью 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Из представленного Обществом Расчета за 2010 год следует, что за рассматриваемый период сумма начисленных страховых взносов составляет 211 444 руб. 32 коп. (строка 2 таблицы 1 раздела 1 Расчета). Согласно сведениям, отраженным в строке 15 данной таблицы, расходы Общества на цели обязательного социального страхования в 2010 году составили 302 451 руб. 86 коп. При этом задолженности за страхователем на конец отчетного периода не имеется, что следует из строк 19, 20 таблицы 1 раздела 1 Расчета.
В строке 9 данной таблицы указано, что задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного периода составляет 122 434 руб. 87 коп., в том числе за счет превышения расходов - 122 434 руб. 87 коп.
Факт несения истцом расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в рассматриваемый период в сумме 302 451 руб. 86 коп. Фондом не оспаривается.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 6 месяцев 2011 года (т. 1, л. 129-138) сумма начисленных страховых взносов на конец отчетного периода составляет 7412 руб. 07 коп., задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного периода равняется 115 022 руб. 80 коп.
Таким образом, поскольку Предприятием во исполнение положений статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, части 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ произведена выплата страхового обеспечения работникам Предприятия на сумму 302 451 руб. 86 коп., что превышает сумму начисленных страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд за 2010 год (211 444 руб. 32 коп.), обязательство по перечислению страховых взносов в Фонд у Предприятия отсутствовало. Доказательств того, что страховые взносы в указанной сумме были перечислены истцом в Фонд, в материалах дела не имеется.
Установленный приведенными выше нормами законодательства об обязательном социальном страховании порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и уплаты страховых взносов, предусматривающий уменьшение суммы взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд, на сумму фактических расходов по выплате страхового обеспечения, не может рассматриваться в качестве зачета требований, произведенного с нарушением статьи 134, пункта 8 статьи 142, Закона о банкротстве. Вывод суда первой инстанции в этой части следует признать ошибочным.
В связи с превышением расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию над суммой начисленных страховых взносов Предприятие вправе претендовать на возмещение Фондом понесенных расходов в размере, превышающем сумму страховых взносов. Как следует из представленного Расчета за 2010 год, данная сумма составляет 122 434 руб. 87 коп.
Вместе с тем для возмещения указанных расходов законодательством предусмотрен заявительный порядок. Согласно Перечню страхователь должен предоставить в Фонд письменное заявление, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование (форма-4ФСС РФ), а также копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
В материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства обращения в Фонд с данным заявлением с приложением требуемых документов. Доводы истца в данной части документально не подтверждены.
Сведений о том, что в возмещении понесенных расходов Фондом было отказано, в материалах дела также не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Доказательств нарушения прав истца действиями Фонда не представлено.
Судебная коллегия считает, что истец не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в Фонд, представив необходимый пакет документов.
Таким образом, поскольку правовых оснований для возмещения Фондом суммы расходов на обязательное социальное страхование в заявленном размере не имелось и с заявлением о возмещении данных расходов в сумме, превышающей размер начисленных страховых взносов, истец в Фонд не обращался, исковые требования Предприятия являются неправомерными и не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Фонда признается судом апелляционной инстанции обоснованной, решение суда первой инстанции - подлежащим отмене.
В связи с отказом в удовлетворении требований расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на истца на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 февраля 2012 года по делу N А66-6774/2011 отменить.
В удовлетворении исковых требований муниципальному унитарному предприятию "Андреапольское коммунальное хозяйство" отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Андреапольское коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета 11 049 руб. 04 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 6 месяцев 2011 года (т. 1, л. 129-138) сумма начисленных страховых взносов на конец отчетного периода составляет 7412 руб. 07 коп., задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного периода равняется 115 022 руб. 80 коп.
Таким образом, поскольку Предприятием во исполнение положений статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, части 2 статьи 15 Закона N 212-ФЗ произведена выплата страхового обеспечения работникам Предприятия на сумму 302 451 руб. 86 коп., что превышает сумму начисленных страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд за 2010 год (211 444 руб. 32 коп.), обязательство по перечислению страховых взносов в Фонд у Предприятия отсутствовало. Доказательств того, что страховые взносы в указанной сумме были перечислены истцом в Фонд, в материалах дела не имеется.
Установленный приведенными выше нормами законодательства об обязательном социальном страховании порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и уплаты страховых взносов, предусматривающий уменьшение суммы взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд, на сумму фактических расходов по выплате страхового обеспечения, не может рассматриваться в качестве зачета требований, произведенного с нарушением статьи 134, пункта 8 статьи 142, Закона о банкротстве. Вывод суда первой инстанции в этой части следует признать ошибочным."
Номер дела в первой инстанции: А66-6774/2011
Истец: МУП "Андреапольское коммунальное хозяйство", МУП "Андреапольское коммунальное хозяйство", КУ Петров Александр Викторович
Ответчик: ГУ - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации- Ржевский межрайонный филиал N 3