г. Владивосток |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А51-318/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей Е.Л. Сидорович, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Тарасенко Я.В. по доверенности от 27.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 221,
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Савченко Е.Е. по доверенности от 03.02.2012 N 7/96 на представление интересов общества по делу N А51-318/2012, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-3308/2012
на решение от 23.03.2012
судьи Г.Н. Палагеша по делу N А51-318/2012 Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившегося в нарушении установленного действующим законодательством срока принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков (кадастровые номера 25:28:010044:190 площадью 386 085 кв.м.; 25:28:010044:191 площадью 1 111 кв.м.; 25:28:010044:194 площадью 22 504 кв.м.; 25:28:010044:193 площадью 8 518 кв.м.), расположенных в г. Владивостоке относительно ориентира: ул. Фадеева, 47, категории: земли населённых пунктов; и обязании Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент земельных отношений, Департамент) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия в 15-дневный срок решения о предоставлении ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010044:190, 25:28:010044:191, 25:28:010044:194, 25:28:010044:193 расположенных в г. Владивостоке относительно ориентира: ул. Фадеева, 47, категории: земли населённых пунктов по ставке 2,5% от кадастровой стоимости и в тот же срок подготовить и направить ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" проект соответствующего договора (договоров) купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2012 признано незаконным бездействие Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившегося в нарушении установленного действующим законодательством срока принятия решения о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" земельных участков: кадастровый номер 25:28:010044:190, площадью 386 085 кв.м.; кадастровый номер 25:28:010044:191, площадью 1 111 кв.м.; кадастровый номер 25:28:010044:194, площадью 22 504 кв.м.; кадастровый номер 25:28:010044:193, площадью 8 518 кв.м., расположенных в г. Владивостоке относительно ориентира: ул. Фадеева, 47, категории: земли населённых пунктов как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в установленном законом порядке в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010044:190, 25:28:010044:191, 25:28:010044:194, 25:28:010044:193, расположенные в г. Владивостоке относительно ориентира: ул. Фадеева, 47, категории: земли населённых пунктов, подготовить и направить открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010044:190, 25:28:010044:191, 25:28:010044:194, 25:28:010044:193 расположенные в г. Владивостоке относительно ориентира: ул. Фадеева, 47, категории: земли населённых пунктов.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в своём отзыве на апелляционную жалобу на доводы апелляционной жалобы возразило в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2012 сочло законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
ОАО "ДГК" владеет на праве собственности недвижимым имуществом - энергетическим производственно-технологическим комплексом (кадастровый номер 25:28:00 00 00:00:17973), расположенным по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 47, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.02.2007 серии 25-АА N 828112.
На основании договора аренды N 01-Ю-11177 от 20.10.2009, заключенного с департаментом земельных отношений, ОАО "ДГК" арендует земельный участок с кадастровым номером 25:28:01 00 44:0118 площадью 457885 кв.м из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 47 в целях эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса на срок до 31.12.2055. 13.08.2010 ОАО "ДГК" обратилось в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:01 00 44:0118 площадью 457885 кв.м в собственность.
Письмом от 16.09.2010 N 29/02-20-14577 департамент земельных отношений отказал в выкупе земельного участка в связи с нахождением части испрашиваемого земельного участка площадью 24547 кв.м. в красных линиях перспективного развития автодороги в г. Владивостоке.
В связи с этим, с целью выделения земельного участка, находящегося в красных линиях, ОАО "ДГК" провело кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 25:28:01 00 44:0118, в результате которых были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010044:190 площадью 386085 кв.м 25:28:010044:191 площадью 1111 кв.м, 25:28:010044:194 площадью 22504 кв.м, 25:28:010044:193, площадью 8 518 кв.м.
02.09.2011 ОАО "ДГК" вновь обратилось в департамент земельных отношений с заявлением вх. N 29-25764 о предоставлении в собственность указанных земельных участков по цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с бездействием департамента земельных отношений по непринятию решения в отношении заявления ОАО "ДГК" о предоставлении земельных участков в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в силу следующего.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень документов) утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (действовавший на момент обращения Общества с заявлениями).
Как следует из материалов дела, ОАО "ДГК" обратилось в департамент земельных отношений с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в собственность, приложив пакет документов, соответствующий указанному нормативно-правовому акту, а именно: выписку из ЕГРЮЛ, доверенность на представителя, выписку из ЕГРП на недвижимое имущество, свидетельство о государственной регистрации права на объекты недвижимости, уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними, кадастровые паспорта земельных участков, копию плана приватизации.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, ОАО "ДГК" представлен надлежащий пакет документов, необходимых для предоставления земельных участков в собственность.
Согласно части 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов испрашиваемых Обществом земельных участков судом апелляционной инстанции не установлено каких-либо ограничений, препятствующих к выкупу земельных участков, поэтому апелляционная коллегия также приходит к выводу об обоснованности требований Общества о предоставлении земельных участков в собственность.
На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Порядок оформления организационно-распорядительных, а также информационно-справочных документов (постановлений, распоряжений, приказов, протоколов, писем), требования к подготовке документов, организации документооборота, ведению учета, регистрации, контроля исполнения и хранения документов в администрации Приморского края, органах исполнительной власти Приморского края установлен Инструкцией по делопроизводству в администрации Приморского края, органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края и аппарате администрации Приморского края, утвержденной Постановлением администрации Приморского края от 21.09.2009 N 252-па (далее - Инструкция по делопроизводству).
Пунктом 3.11.8. Инструкции по делопроизводству установлено, что обращения граждан, поступившие на имя Губернатора Приморского края, должностных лиц администрации Приморского края, в том числе обращения граждан, направленные из федеральных государственных органов, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации в отделе по работе с обращениями граждан.
Обращения граждан, поступившие непосредственно в государственные органы, подразделения, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации в этих органах, подразделениях.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление от 24.03.2005 N 11) указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Таким образом, исходя из рассмотренных выше норм, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что департамент земельных отношений был обязан в месячный срок со дня поступления обращения ОАО "ДГК" рассмотреть заявление и оформить соответствующее решение, а затем и проект договора купли - продажи, т.е. не позднее 03.10.2011 и 04.11.2011 соответственно.
Поскольку заявление Общества на момент судебного разбирательства (по истечении более пяти месяцев с момента обращения ОАО "ДГК") ответчиком не рассмотрено, суд первой инстанции правомерно признает незаконным бездействие Департамента.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2012 по делу N А51-318/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление от 24.03.2005 N 11) указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
...
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А51-318/2012
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края