г. Самара |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А65-8772/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Марчик Н.Ю., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос Иммобилиен" - Бондаренко В.Ю., по доверенности от 25.04.2011 года,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Кабинета Министров Республики Татарстан - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2012 года по делу N А65-8772/2011 (судья Гасимов К.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос Иммобилиен", г. Москва,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Кабинета Министров Республики Татарстан,
открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля",
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Зельгорос Иммобилиен" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании: недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 16:16:12 06 02:344 площадью 36236 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, д. Самосырово, проведённой по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в размере 411 477 898 руб. и с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 11 355,5 руб. за кв. м; незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о государственной кадастровой стоимости названного земельного участка; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:16:12 06 02:344 площадью 36 236 кв. м, в размере 411 477 898 руб. и с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 11 355,5 руб. за кв.м. Заявитель ходатайствовал об изменении предмета требований, согласно которым просит внести Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Республике Татарстан изменения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:16:12 06 02:344 площадью 36236 кв. м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, д. Самосырово, с учетом рыночной стоимости. В отношении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан заявитель просит производство по делу прекратить.
Решением суда первой инстанции от 28 февраля 2012 года по делу N А65-8772/2011 исковое заявление удовлетворено. Производство по делу в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан прекращено.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов РТ был рассмотрен Росреестром и согласован на соответствие его Методическим указаниям письмом от 26.11.2010 года N 15-967. Согласно акту проверки, являющемуся приложением к письму Росреестра от 26.11.2010 года N 15-967, замечаний не выявлено, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102 и вступили в законную силу с 01.01.2011 года, которое до настоящего времени не обжаловано, не изменено и является действующим. Более того, внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Зельгрос Иммобилиен" считает жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на то, что суд первой инстанции правомерно использовал данные судебной оценочной экспертизы при принятии решения об установлении реальной кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя стороны, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" был заключен государственный контракт от 26.07.2010 года N 3К/2010, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязался выполнить и сдать, а заказчик принять и оплатить работы по теме: определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан (том 1 л.д.77-79).
По результатам выполненных работ открытым акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" составлен Отчёт от 19.11.2010 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан, который передан Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, которым данный отчет проверен и составлен Акт от 26.11.2010 года (том 1 л.д. 89).
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в указанном Акте сделан вывод о том, что Отчёт по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 года N 1102.
Исходя из Выписки из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:344 площадью 36 236 кв. м, составила 411 477 898 руб. (том 1 л.д.58).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Серии 16-АЕ N 641860 земельный участок с кадастровым номером 16:16:120602:344 принадлежит заявителю на праве собственности.
Считая, что ответчик внёс сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, не принимая во внимание его рыночную стоимость, заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Правовые отношения, связанные с внесением в государственный кадастр земель сведений о кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности.
При этом положения Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в Закон об оценочной деятельности и в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности, в пункт 3 статьи 66 названного кодекса, не подлежат применению к правоотношениям сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ положения настоящего закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования названного закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Данный федеральный закон опубликован 26.07.2010 года, в связи с чем 60-дневный срок, установленный пунктом 1 статьи 5 названного закона истёк 26.09.2010 года.
Поскольку государственный контракт на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов заключен 26.07.2010 года, работы, по которому закончились 19.11.2010 года, то есть не завершены до истечения срока, указанного в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ, положения данного закона к рассматриваемому спору не применимы.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей до введения в действия Федерального закона от 22.07.2010 года N 167-ФЗ).
Приведённые правовые нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, не содержат запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11 права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При этом, предъявленное к органу государственного кадастрового учёта требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
Истцом с учетом уточнения заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Истец воспользоваться главой III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, по закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" по Закону N 167-ФЗ.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровый учет осуществляется федеральным органом исполнительной власти (ст. 3 Закона), а именно Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости"). Полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные Росреестру государственные бюджетные учреждения. Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).Согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета и по РТ переданы ФГУ "Кадастровая палата по РТ.
Поэтому довод третьего лица о неоспоренности Постановления Кабинета Министров РТ N 1102 не имеет правового значения. Федеральным Арбитражным Судом Поволжского округа указано, что, поскольку в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11, подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, поэтому сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа 23.12.2011 года дело N А55-6629/2011).
Постановлением Президиума ВАС РФ 28.06.2011 г. N 913/11 определена правовая позиция по вопросу о порядке оспаривания кадастровой стоимости, на которую не распространяются механизмы Закона N 167-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" данный судебный акт подлежит применению с даты его опубликования и с этого момента считается определенной практика применения законодательства, на положениях которого основано это постановление. Наоборот, расхождение с толкованием, данным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, является основанием для отмены таких судебных актов.
В настоящем случае, судебный акт первой инстанции полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г, что свидетельствует о законности, обоснованности и единообразии правоприменения.
Принимая судебный акт, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно Выписки из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка площадью 36236 кв. м с кадастровым номером 16: 16:120602:344 определена в размере 411 477 898 руб.
Заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением, указав на то, что ответчиком государственная кадастровая оценки земельного участка проведена без учёта его рыночной стоимости.
Арбитражным судом для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела была назначена судебная экспертиза.
В соответствии с экспертным заключением рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:16:120602:344, площадью 36236 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, д. Самосырово, составила 171 771 070 руб. (том 2 л.д.3-61).
При определении рыночной стоимости земельного участка в заключении эксперт руководствовался Федеральным законом "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, стандартами, утверждёнными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254, N 255, N 256 "Об утверждении стандартов оценки", а также стандартами и правилами оценочной деятельности общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", которое суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим доказательством по делу.
Установление арбитражным судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа государственного кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе третьим лицом являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно удовлетворения требований заявителя, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2012 года по делу N А65-8772/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кадастровый учет осуществляется федеральным органом исполнительной власти (ст. 3 Закона), а именно Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости"). Полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные Росреестру государственные бюджетные учреждения. Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).Согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета и по РТ переданы ФГУ "Кадастровая палата по РТ.
Поэтому довод третьего лица о неоспоренности Постановления Кабинета Министров РТ N 1102 не имеет правового значения. Федеральным Арбитражным Судом Поволжского округа указано, что, поскольку в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11, подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, поэтому сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа 23.12.2011 года дело N А55-6629/2011).
Постановлением Президиума ВАС РФ 28.06.2011 г. N 913/11 определена правовая позиция по вопросу о порядке оспаривания кадастровой стоимости, на которую не распространяются механизмы Закона N 167-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" данный судебный акт подлежит применению с даты его опубликования и с этого момента считается определенной практика применения законодательства, на положениях которого основано это постановление. Наоборот, расхождение с толкованием, данным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, является основанием для отмены таких судебных актов.
В настоящем случае, судебный акт первой инстанции полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г, что свидетельствует о законности, обоснованности и единообразии правоприменения.
...
При определении рыночной стоимости земельного участка в заключении эксперт руководствовался Федеральным законом "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ, стандартами, утверждёнными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254, N 255, N 256 "Об утверждении стандартов оценки", а также стандартами и правилами оценочной деятельности общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", которое суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим доказательством по делу."
Номер дела в первой инстанции: А65-8772/2011
Истец: ООО "Зельгрос Иммобилиен", г. Москва
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РТ, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань, ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля", ОАО "Республиканский самостоятельный центр "Земля", ФБУ "Кадастровая палата", г. Казань, ЗАО "Предиум" (Погостновой Е. В., Логинову А. В.)