г. Самара |
|
17 мая 2012 г. |
Дело N А55-21651/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Кузовенкова Ю.А., доверенность от 18 мая 2011 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Аверина Л.В., доверенность от 21 декабря 2011 г. N 469;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Турмалин", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2012 г.
по делу N А55-21651/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Турмалин" (ИНН 6318127472, ОГРН 1026301508298), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Турмалин" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 23 сентября 2011 г. N 12-1/1871/11 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110001:10 площадью 278, 20 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, ул. Киевская, 10Б, под зданием магазина "Монарх".
При этом просило обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения (издания приказа) о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и направить проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок со дня принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что из имеющегося в материалах дела проекта границ испрашиваемого земельного участка (л.д. 17), сообщения департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 07 июня 2011 г. N Д05-01-01/2025-1-1 (л.д. 20), выкопировки из Карты Правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара (л.д. 87) усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0110001:10 расположен в красных линиях улицы Пролетарская, т.е. относится к землям общего пользования, занятым улицами, и в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не подлежит приватизации.
При таких обстоятельствах отказ Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженный в письме от 23 сентября 2011 г. N 12-1/1871/11, в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка соответствует требованиям п. 4 ст. 28 и п. 12 ст. 85 ЗК РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 23 сентября 2011 г. N 12-1/1871/11 об отказе в предоставлении Обществу в собственность данного земельного участка не соответствует положениям ст. 36 ЗК РФ и нарушает исключительное право заявителя, являющегося собственником здания магазина "МОНАРХ", на приватизацию земельного участка, занятого вышеуказанным объектом.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, д. 10 Б, площадью 278, 20 кв.м., кадастровый номер 63:01:0110001:10, к территории общего пользования относиться не может, поскольку им не может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, так как он фактически занят зданием магазина "МОНАРХ".
В кадастровом паспорте спорного земельного участка от 24 мая 2011 г. N 63-00-102/11-96915 в разделе В.3 отсутствуют какие-либо указания на отнесение земельного участка к территории общего пользования. Отсутствуют указания на отнесение земельного участка к землям общего пользования и в графе 16 раздела В.1, в графе "особые отметки". В целевом назначении земельного участка в графе 9 раздела В.1 кадастрового паспорта в качестве разрешенного использования земельного участка также указано "под временный мини-бар", а также содержится информация о том, что данный земельный участок относится к категории земель, именуемой землями населенных пунктов.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 19 мая 2008 г. ООО "Турмалин" приобрело у ООО "СерНик" в собственность объект недвижимого имущества - здание магазина "Монарх", площадью 189, 30 кв.м., инвентарный номер 36:401:002:000103580, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Киевская, д. 10 Б (л.д. 9-12).
ООО "Турмалин" на праве собственности принадлежит здание магазина "Монарх", расположенное по адресу: г. Самара, ул. Киевская, д. 10 Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03 июня 2008 г. серия 63-АВ 703331 (л.д. 7) и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 21).
Названное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0110001:10 площадью 278, 20 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 24 мая 2011 г. (л.д. 13-16).
Заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявкой на приватизацию вышеназванного земельного участка.
Письмом от 23 сентября 2011 г. N 12-1/1871/11 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка на праве собственности в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах территорий общего пользования (л.д. 18-19).
Полагая названный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из имеющегося в материалах дела проекта границ испрашиваемого земельного участка (л.д. 17), сообщения департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 07 июня 2011 г. N Д05-01-01/2025-1-1 (л.д. 20), выкопировки из Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара (л.д. 87) усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0110001:10 расположен в красных линиях улицы Пролетарская, т.е. относится к землям общего пользования, занятым улицами, и в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующего.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, а также объекты незавершенного строительства.
Исходя из положений п. 3 ст. 552 ГК РФ и п. 1 ст. 35 ЗК РФ, при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Аналогичный подход содержится в п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
В соответствии с п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 настоящего Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В данном случае земельный участок относится к землям населенных пунктов.
В п. 12 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил ст. 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Согласно п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 г. N 18-30 (РДС 30-201-98), красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. В данной Инструкции установлено, что проект красных линий городов и поселений разрабатывается в качестве самостоятельного проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий осуществляется по решению органов местного самоуправления и утверждается ими.
Статьей 18 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются:
- схемы территориального планирования муниципальных районов;
- генеральные планы поселений;
- генеральные планы городских округов.
Согласно частям 1, 3, 4, 5, 7 ст. 23 ГрК РФ подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
1) объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;
2) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;
3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.
Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
В целях утверждения генеральных планов осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт (схем).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа регламентируется положениями ст. 24 ГрК РФ. Согласно вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются, соответственно, представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, определяющие основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Самары, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов.
Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара, который определяет стратегию функционально-пространственного развития территорий городского округа Самара и устанавливает перечень основных градостроительных мероприятий по формированию благоприятной среды жизнедеятельности, а также концепцию долгосрочного развития города Самара.
Генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).
Согласно информации, размещенной в информационно-справочной системе "Консультант-Плюс", указанное решение Думы городского округа Самара N 539 было опубликовано в издании "Самарская газета" от 03 апреля 2008 г. N 59 (3852), (карты и схемы), от 10 апреля 2008 г. N 64 (3857), то есть полный текст данного нормативного акта был опубликован только 10 апреля 2008 г.
Предыдущий генеральный план города Самары действовал до 31 декабря 2005 г.
Как было указано выше, заявитель приобрел у ООО "СерНик" здание магазина "Монарх" по договору от 19 мая 2008 г.
Из представленной на запрос суда выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 09 апреля 2012 г. N 01/013/2012-1571 следует, что право собственности ООО "СерНик" на здание магазина зарегистрировано 15 мая 2007 г.
Кроме того, за предыдущим собственником указанного здания - ООО "БИР" право собственности зарегистрировано 05 апреля 2007 г.
Поскольку право собственности на объект недвижимости возникло у первоначального собственника - ООО "БИР" в 2007 г., то исключительное право на приватизацию испрашиваемого земельного участка или приобретение права аренды земельного участка возникло у собственника объекта недвижимого имущества также в 2007 г., т.е. до составления и утверждения в 2008 г. нового генерального плана городского округа Самара. При его утверждении следовало учитывать существующие права собственности на указанный объект.
Представленная в материалы дела выкопировка из Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 26 апреля 2001 г. N 61, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, не может являться доказательством отнесения испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования.
В кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка от 24 мая 2011 г. N 63-00-102/11-96915 в разделе В.3 отсутствуют какие-либо указания на нахождение спорного земельного участка в границах красных линий, отнесение земельного участка к территории общего пользования. Отсутствуют указания на отнесение земельного участка к землям общего пользования и в графе 16 раздела В.1, в графе "особые отметки".
В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к территории общего пользования в смысле, придаваемом этому понятию Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, арбитражным апелляционным судом определениями от 26 марта 2012 г., от 12 апреля 2012 г. Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара было предложено представить доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110001:10 в границах красных линий, отнесения земельного участка к территории общего пользования (топографические материалы и т.п.), наличия других ограничений в отношении спорного земельного участка со ссылкой на нормативные акты, кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0110001:10. Представить пояснения относительно даты утверждения красных линий и отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110001:10 к территории общего пользования.
Между тем такие доказательства в арбитражный апелляционный суд не представлены.
Также арбитражным апелляционным судом были направлены запросы в адрес:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области о предоставлении сведений о нахождении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110001:10 в границах красных линий, отнесении земельного участка к территории общего пользования (подлинные топографические материалы с красными линиями и т.п.), наличии других ограничений в отношении спорного земельного участка со ссылкой на нормативные акты, кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0110001:10 с отображением находящихся на земельном участке объектов недвижимости;
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о предоставлении сведений о первоначальной и последующей государственной регистрации прав и перехода прав на объект недвижимости - здание магазина "МОНАРХ", расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, д. 10 Б (с указанием даты государственной регистрации), а также о предоставлении сведений о государственной регистрации прав и ограничений (обременений) прав на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0110001:10.
В ответ на запрос Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области сообщило, что в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) отсутствуют сведения о границах красных линий, в связи с чем предоставить сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110001:10 в границах красных линий не представляется возможным.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о нахождении испрашиваемого земельного в пределах красных линий и отнесении земельного участка к территориям общего пользования, ни Министерством имущественных отношений Самарской области, ни Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара суду не представлено, следовательно, ссылка Министерства имущественных отношений в оспариваемом отказе в предоставлении земельного участка на положения п. 12 ст. 85 ЗК РФ является необоснованной.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает, что вывод Министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования был основан именно на информации, представленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара (ответ на запрос о предоставлении информации от 17 июня 2011 г. N Д05-01-01/2025-1-1).
По мнению Министерства, оно не может нести ответственность за достоверность сведений, выданных в рамках исключительной компетенции органа местного самоуправления, а также лишено возможности подтвердить их обоснованность в силу ст. 125 ГК РФ, ст. 66 АПК РФ.
Между тем на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение приведенных норм права Министерство, как орган, принявший решение, обязано было проверить обоснованность информации, представленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, в связи с чем не доказало установление на спорном земельном участке красных линий и нахождение данного земельного участка на землях общего пользования.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 33 ЗК РФ предусмотрено, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.
Испрашиваемый земельный участок площадью 278, 2 кв.м. 20 апреля 2004 г. прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0110001:10, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 24 мая 2011 г. N 63-00-102/11-96915 (л.д. 13-16).
При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что в настоящее время нормы отвода фактически занимаемых земельных участков не определены.
Кроме того, в момент формирования данного земельного участка в существующих границах его площадь была определена уполномоченным на то органом в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2008 г. по делу N А55-11482/2007, от 09 марта 2010 г. по делу N А55-14479/2009, от 28 апреля 2009 г. по делу N А55-16314/2008, от 27 декабря 2010 г. по делу N А49-5730/2009.
При таких обстоятельствах отказ Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженный в письме от 23 сентября 2011 г. N 12-1/1871/11, в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда следует отменить, заявленные Обществом требования - удовлетворить.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Турмалин" в сумме 3 000 руб.
Учитывая, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 руб., а заявитель при обращении в суд первой инстанции уплатил государственную пошлину в сумме 4 000 руб. платежным поручением от 24 октября 2011 г. N 26, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Кроме того, поскольку при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. платежным поручением от 10 февраля 2012 г. N 3, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Таким образом, ООО "Турмалин" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 февраля 2012 г. по делу N А55-21651/2011 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Турмалин", г. Самара, требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 23 сентября 2011 г. N 12-1/1871/11 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Турмалин" в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110001:10 площадью 278,20 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, 10 Б, под зданием магазина "Монарх".
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Турмалин" земельного участка площадью 278,20 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0110001:10, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, 10 Б, под зданием магазина "Монарх".
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности подготовить и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Турмалин" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 278,20 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0110001:10, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Киевская, 10 Б, под зданием магазина "Монарх".
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Турмалин", г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Турмалин", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21651/2011
Истец: ООО "Турмалин"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14883/12
29.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14883/12
24.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6599/12
17.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2090/12
03.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21651/11