г. Ессентуки |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А18-1588/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2012 г.. по делу N А18-1588/11,
по заявлению Открытого акционерного общества " Ингушэнергосеть" 386101,РИ, г. Назрань, ул. Муталиева, 23,
к Комитету Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам 386001, РИ, г. Магас, ул.Д.Мальсагова,31 "а"
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания (судья Цечоев Р.Ш.),
при участии в судебном заседании:
от Открытого акционерного общества " Ингушэнергосеть": Евлоев А.А. по доверенности от 17.05.12.;
от Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам: явки нет, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - открытое акционерное общество "Ингушэнергосеть" (далее - ОАО "Ингушэнергосеть", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам (далее - Комитет, ответчик ) о признании незаконным и отмене постановления N 31 от 16 ноября 2011 года о назначении административного наказания.
Решением суда от 27 февраля 2012 года заявление открытого акционерного общества "Ингушэнергосеть" удовлетворено. Постановление Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам о назначении административного наказания N 31 от 16 ноября 2011 года признано незаконным и отменено.
Решение мотивированно тем, что комитетом не доказана вина ОАО " Ингушэнергосеть" в совершении правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьей 8.42 КоАП РФ, так работы на указанном объекте не проводил и не являлся стороной подрядного договора.
Не согласившись с принятым решением, Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что общество признало факт ведения работ и сообщило об их приостановлении до получения разрешения; подало заявление о предоставлении в пользование водного объекта, впоследствии Комитетом выдано соответствующее решение. Данные обстоятельства подтверждают, что работы на объекте строительства велись в интересах ОАО "Ингушэнергосеть". Ссылка общества на сведения по открытому конкурсу N 21619, организуемому ОАО "МРСК СК" не исключает вышеизложенных обстоятельств.
Представитель открытого акционерного общества "Ингушэнергосеть", Евлоев А.А., в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Дополнительно представил суду копию договора подряда N 02/02/ИНЭ/2011 от 01 февраля 2011 года, заключенного между ОАО "МРСК СК" и ОАО "Дагэнергоремстрой", настаивает, что общество не является стороной договора подряда и не может нести ответственность; просит решение суда оставить без изменения.
Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2012 г.. по делу N А18-1588/11 следует отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Из материалов дела усматривается, что на основании докладной записки Начальника отдела водных отношений Пугоева М. М-Г. (том N 1 л.д.41), произведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлен факт наличия признаков нарушения законодательства (том N 1 л.д.42).
Комитетом истребованы сведения у Администрации сельского поселения Средние Ачалуки, из ответа которой следует, что строительные работы на реке ведутся подрядной организацией "Дагэнергомостстрой", заказчиком данных работ является ОАО "Ингушэнергосеть" (том N 1 л.д.43).
Комитетом вынесено и направлено в адрес ОАО "Ингушэнергосеть" определение N 27 от 26 октября 2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования с уведомлением. В материалы дела представлено уведомление о вручении данного определения (том N1 л.д.47).
Определением законному представителю ОАО "Ингушэнергосеть" предписывалось явиться 10 ноября 2011 года к 10 часам 00 минут по адресу Комитета для дачи объяснения по факту нарушения, а также для подписания протокола. В определении также указывалось, что неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписи протокола. Определение вручено 31.10.11 (том 1 л.д. 47), что подтверждено почтовым уведомлением.
Представитель надлежаще уведомленного лица на рассмотрение не явился, а также от имени ОАО "Ингушэнергосеть" не поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела.
10 ноября 2011 года был составлен протокол об административном правонарушении N 59 в отношении ОАО "Ингушэнергосеть", в котором указано, что при осуществлении строительно-монтажных работ на реке Ачалучка допущено размещение отвалов размываемых грунтов на прибрежную защитную полосу водного объекта, чем нарушены требования статьи 65 Водного кодекса РФ; ответственность за совершенное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Протокол вручен обществу 11.11.11., что подтверждается отметкой.
В адрес Комитета поступило письмо от ОАО " Ингушэнергосеть" исх. N 02- 891 от 10 ноября 2011 года, в котором заявитель указывает о приостановке работ по строительству объекта до получения разрешения (том 1 л.д. 50).
15 ноября 2011 года обществу вручено извещение N 1652 о рассмотрении дела об административном правонарушении, извещение вручено 15 ноября 2001 года (том N1 л.д.51).
На рассмотрение дела в отношении ОАО "Ингушэнергосеть" его законные представители не явились, комитетом было вынесено постановление N 31 от 16 ноября 2001 года о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, выразившегося в нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.
Постановление направлено 21 ноября 2011 года за N 1684 по почте в адрес ОАО "Ингушэнергосеть".
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно Указу Президента Республики Ингушетия от 12 марта 2009 г. N 57 "О Комитете Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам" в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Республики Ингушетия, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Законом Российской Федерации "О недрах", установлено, что Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере водных отношений, недропользования, охраны окружающей среды и экологической экспертизы, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 28 апреля 2009 г. N136 "Об утверждении Положения о Комитете Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам", Комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочия Республики Ингушетия в сфере водных отношений, недропользования, охраны окружающей среды и экологической экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, осуществление деятельности в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны водного объекта должно осуществляться в соответствии с установленными ограничениями хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование и строительство хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Комитет пришел к правильному выводу о том, что Общество допустило осуществление работ по строительству моста через реку Ачалучка и нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности, путем размещения отвалов на прибрежной полосе.
Ведение строительных работ в интересах ОАО "Ингушэнергосеть" подтверждается: письмом администрации, письмом общества о приостановлении работ до получения разрешения; последующим обращением общества в комитет за разрешением и решением комитета о предоставлении водного объекта в пользование ОАО "Ингушэнергосеть" и принятием решения о выдаче разрешения (том 1 л.д. 44, 50, 67-70).
Суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что ОАО "Ингушэнергосеть" не является заказчиком строительства, мотивируя свою позицию наличием конкурсной документации ОАО "МРСК СК". В материалах настоящего дела данная документация отсутствует.
В суд первой инстанции представлялся договор подряда заключенного между ОАО "МРСК СК" и подрядной организацией (том 1 л.д. 64-66), данный договор никем не заверен, не имеет заключительных положений и подписей сторон.
Иных документов подтверждающих непричастность ОАО "Ингушэнергосеть" к объекту строительства так же не представлено.
В соответствии со статьей 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Копия договора подряда N 02/02/ИНЭ/2011 от 01 февраля 2011 года, заключенного между ОАО "МРСК СК" и ОАО "Дагэнергоремстрой", представленного в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не отвечает требованиям надлежащего оформления копий документов, документ не прошит, кроме того на нем отсутствуют оттиск печати "копия верна" с реквизитами должностного лица подтверждающего подлинность документа. Из текста выше указанного договора не усматривается его принадлежность к спорным правоотношениям, рассматриваемым в настоящем деле.
На вопрос суда, почему сообщали о приостановлении работ и обращались за выдачей разрешения, представитель общества обоснованных пояснений не дал. Не содержится объяснений и в письменных документах общества. Доказательств отказа от разрешения на пользование водным объектом общество не представило.
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано, что правонарушение совершено ОАО "Ингущэнергосеть".
Общество не доказало, что работы совершались не в интересах ОАО "Ингущэнергосеть".
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, процедура привлечения общества к ответственности соблюдена; нарушений прав общества не установлено.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии выводам суда обстоятельствам и материалам дела подтвердился.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом подавалось заявление о предоставлении в пользование водного объекта, впоследствии Комитетом выдано соответствующее решение - подтвердился, обществом не представлено доказательств обратного.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2012 г.. по делу N А18-1588/11.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2012 г.. по делу N А18-1588/11 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Ингушэнергосеть" о признании незаконным и отмене постановление Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам о назначении административного наказания N 31 от 16 ноября 2011 года отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
...
В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование и строительство хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, процедура привлечения общества к ответственности соблюдена; нарушений прав общества не установлено."
Номер дела в первой инстанции: А18-1588/2011
Истец: ОАО "Ингушэнергосеть"
Ответчик: Комитет РИ по экологии и природным ресурсам
Третье лицо: Комитет Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7113/13
24.07.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1067/12
30.04.2013 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1588/11
29.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15198/12
01.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15198/12
20.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4449/12
22.05.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1067/12
01.03.2012 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1588/11