г. Пермь |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А60-46607/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.,
судей Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от истца Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1046604007515, ИНН 6671154673): не явились;
от ответчика Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ОГРН 1036603485962, ИНН 6608001915): Тутуева С.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 01.02.2012; Голованова О.В., предъявлен паспорт, доверенность от 01.01.2012;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2012 года
по делу N А60-46607/2011,
принятое судьей Бикмухаметовой Е.А.
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства
о взыскании 61 340 675 руб. 00 коп.,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ответчик, МУП "Водоканал") о признании причиненного ущерба водным объектам (река Камышенка, река Исеть и Верх-Исетское водохранилище) вследствие превышения концентраций загрязняющих веществ по отношению к утвержденным НДС в сточных водах выпусков N 1,2,3 МУП "Водоканал" и о взыскании 61 340 675 руб. 00 коп. - суммы ущерба, причиненного этим объектам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Департамент, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы истец указывает на то, что судом неверно изложено требование истца: оно заключалось в признании причинения ущерба в определенной сумме, а не в признании причинения ущерба. Считает, что в отсутствие проектной документации не представляется возможным определить соответствие условий договоров проектной документации, а также проверить обоснованность выполненных работ и понесенных затрат на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного сброса, так как не возможно установить конкретные работы, которые предприятие обязано выполнить при строительстве и/или реконструкции.
МУП "Водоканал" с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители ответчика в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержали.
Истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителя не направил, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 18.10.2010 по 15.11.2010 Департаментом Росприроднадзора по УрФО была проведена проверка соблюдения требований водного законодательства РФ МУП "Водоканал".
По результатам проверки были выявлены нарушения водного законодательства РФ, о чем составлен акт проверки N 115 от 15.11.2010 (л.д. 26-61 том 1).
В ходе проверки было установлено, что ответчик допускает сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Камышенка, р. Исеть и Верх-Исетское водохранилище с содержанием загрязняющих веществ, превышающим допустимые нормы (л.д. 131-169 том 1).
На основании результатов проведенной проверки, истцом произведен расчет вреда, причиненного р. Камышенка, р. Исеть и Верх-Исетскому водохранилищу за период с 19.10.2010 по 31.12.2010 в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам), общий размер которого составил 61 340 675 руб. (л.д. 172-182 том 1).
Истец письмом N 06-03/2967 от 10.05.2011 предложил ответчику в добровольном порядке произвести оплату вреда в размере 61 340 675 руб. (л.д. 170-171, 203-215 том 1).
В связи с уклонением ответчика от добровольной оплаты вреда Департамент Росприроднадзора по УрФО обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из наличия состава гражданско-правового нарушения, необходимого для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения ущерба и правильности произведенного истцом расчета, однако пришел к выводу о том, что имеются основания для проведения зачета понесенных ответчиком затрат в счет возмещения вреда на основании п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
По смыслу ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо доказать противоправность поведения причинителя вреда, вину данного лица, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и возникшим вредом.
Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 указанного закона).
В ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В силу ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87, данная Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и(или) истощение водных объектов.
В рамках указанной Методики исчисление размера вреда определяется в каждом конкретном случае при выявлении факта нарушения водного законодательства по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов, с учетом водохозяйственной ситуации природно-климатических условий, длительности и интенсивности воздействия.
Судом 1 инстанции установлен, материалами дела подтвержден и не оспаривается ответчиком факт причинения предприятием вреда водному объекту вследствие сброса производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в р. Исеть, р. Камышенка, Верх-Исетское водохранилище с содержанием загрязняющих веществ, превышающих допустимые нормы, наличие в его действиях противоправности, а также причинно-следственной связи между неправомерными действиями ответчика и причиненным вредом водному объекту.
Расчет вреда, причиненного ответчиком загрязнением почв, произведен истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87. Возражений по порядку расчета размера убытка ответчиком не приведено.
Согласно п. 14 Методики N 71 в случае своевременного принятия мер по ликвидации последствий воздействия сброса вредных (загрязняющих) веществ на водный объект размер вреда, исчисленный в соответствии с Методикой, уменьшается на величину фактических затрат на его устранение, которые произведены виновником причинения вреда.
Согласно пункту 6 названной Методики, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
Исходя из системного толкования приведенных положений Методики следует, что размер причиненного водному объекту вреда может быть уменьшен, в том числе, и на величину затрат, понесенных причинителем вреда на выполнение мероприятий, связанных с разработкой проектно-сметной документации, которая является необходимым элементом подготовительного этапа строительства (реконструкции) очистных сооружений.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование выполнения мероприятий в соответствии с п. 14 Методики, МУП "Водоканал" в материалы дела была представлена обобщенная информация по договорам и фактическим затратам на проведение работ по реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 (л.д. 62-13, 181-199, 216-230 том 1, том 2, том 3).
Факт выполнения работ по договорам, а также оплата выполненных работ за 2010 год подтверждена актами сдачи-приемки выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат и платежными поручениями, подтверждающими оплату принятых работ.
Суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства, правильно установил, что согласно данным документам фактические затраты предприятия на выполнение указанных мероприятий по р. Камышенка (выпуск N 1) составили 334 012 407 руб. 55 коп., в то время как сумма ущерба составила 13 390 222 руб.; по. р. Исеть (выпуск N 2) соответственно - 93 079 631 руб. 96 коп., а ущерб - 46 335 965 руб.; по Верх-Исетскому водохранилищу (выпуск N 3)- соответственно 291 285 648 руб. 17 коп. и 1 614 488 руб.
Таким образом, имеются основания для проведения зачета понесенных ответчиком затрат в счет возмещения вреда на основании п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87.
Поскольку размер ущерба составил 61 340 675 руб., а ответчиком произведены фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ в сумме, превышающей сумму ущерба, суд первой инстанции правомерно в силу ст. ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87 отказал в удовлетворении исковых требований в сумме 61 340 675 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП "Водоканал" не представлена проектная документация по реконструкции очистных сооружений, а также аналитических данных, свидетельствующих о снижении концентрации вредных (загрязняющих) веществ в сбрасываемых МУП "Водоканал" водах по выпускам N N 1,2,3, в отсутствие которых не представляется возможным сделать вывод о предупреждении сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
В материалы дела были представлены Заключения Главгосэкспертизы России N N 06-025 от 21.04.2006 г.., 05-245 от 29.12.2005 г.., и сводные заключения государственной экспертизы N N 66-1-5-0841-08/08-0576-1 от 20.10.2008 г.., 66-1-4-0895-08/08-0545-1 от 05.11.2008 г..
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 указанной статьи).
Таким образом, объем и виды работ можно определить не только из проектно-сметной документации к договору, но исходя из условий представленных ответчиком договоров, актов приемки выполненных работ, а также представленных ответчиком Заключений Главгосэкспертизы России и сводных заключений государственной экспертизы.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом неверно изложено требование истца: оно заключалось в признании причинения ущерба в определенной сумме, а не в признании причинения ущерба, был предметом рассмотрения судом первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки указанного вывода суда у апелляционной инстанции не имеется. Признание причинение ущерба конкретным объектам в силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и вышеуказанных норм права не является самостоятельным требованием, а подлежит доказыванию заявителем при обращении с иском в суд о возмещении ущерба. Кроме того, факт причинения ответчиком ущерба в определенном размере ответчиком не оспаривется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Иных безусловно влекущих отмену судебного акта доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2012 г.. по делу N А60-46607/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку размер ущерба составил 61 340 675 руб., а ответчиком произведены фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ в сумме, превышающей сумму ущерба, суд первой инстанции правомерно в силу ст. ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 14 Методики исчисления размера вреда от 13.04.2009 N 87 отказал в удовлетворении исковых требований в сумме 61 340 675 руб.
...
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
...
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом неверно изложено требование истца: оно заключалось в признании причинения ущерба в определенной сумме, а не в признании причинения ущерба, был предметом рассмотрения судом первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки указанного вывода суда у апелляционной инстанции не имеется. Признание причинение ущерба конкретным объектам в силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и вышеуказанных норм права не является самостоятельным требованием, а подлежит доказыванию заявителем при обращении с иском в суд о возмещении ущерба. Кроме того, факт причинения ответчиком ущерба в определенном размере ответчиком не оспаривется."
Номер дела в первой инстанции: А60-46607/2011
Истец: Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу
Ответчик: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал")