г. Владимир |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А79-4464/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.02.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гущиной А.М.,
судей Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.10.2011 по делу N А79-4464/2011, принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Юман-А" (ОГРН 1062136019274, ИНН 2110052037) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в сумме 4087 рублей 20 копеек;
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ОГРН 1082136000077, ИНН 2110052301).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью "Юман-А" (далее - Общество) представлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление) расчеты фактической платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года.
Согласно данным расчетам плата за 4 квартал 2010 года составила 4 087 руб. 20 коп., из которых 3 086 руб. 77 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (неорганизованный поверхностный сток), 1 000 руб. 00 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления.
Факт неуплаты Обществом данных платежей послужил основанием для выставления Управлением в его адрес требования N 87-2011 о погашении задолженности со сроком исполнения до 31.05.2011. Указанное требование получено Обществом 24.05.2011.
Поскольку в установленный в требовании срок задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в добровольном порядке не оплачена, Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с Общества указанной платы в сумме 4 087 руб. 20 коп.
Решением от 11.10.2011 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенным Арбитражным судом Чувашской Республики судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на незаконность решения ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Управления, представив расчеты платы, Общество подтвердило и признало факт негативного воздействия на окружающую среду в виде сбросов в водные объекты, а также размещения отходов производства и потребления в 4 квартале 2010 года.
Управление отметило, что Общество в проверяемом периоде осуществляло эксплуатацию стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду (газопотребляющего оборудования), следовательно, оказывало негативное воздействие на окружающую среду в виде неорганизованного сброса загрязняющих веществ.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание суда на то, что Обществом в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции не было заявлено возражений относительно заявленных Управлением требований.
Общество и общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее-ООО "Жилсервис") отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества и ООО "Жилсервис".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как установлено судом по материалам дела, основным видом деятельности Общества является производство общестроительных работ по возведению зданий, покупка и продажа собственного недвижимого имущества (л.д.25-27).
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Доказательств осуществления Обществом деятельности по размещению отходов в материалы дела не представлено.
Следовательно, правовые основания для внесения Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в части размещения отходов производства и потребления отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в удовлетворении требования о взыскании задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в сумме 1 000 руб. 43 коп.
Арбитражный суд Чувашской Республики также пришел к выводу об отсутствии оснований для внесения Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (неорганизованный поверхностный сток) в сумме 3 086 руб. 77 коп.
Вместе с тем расчет платы за данный вид загрязнений производится согласно Методическим указаниям по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденным Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998.
Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования: промышленно-урбанизированные территории; сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельхозугодий); эродированные и эрозионно-опасные земли сельскохозяйственного назначения; площади рубок леса главного пользования.
Под неорганизованным поверхностным стоком понимается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промышленным площадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды, и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
В соответствии с пунктом 1.4 данных Методических указаний принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток.
Факт осуществления Обществом в 4 квартале 2010 года предпринимательской деятельности, в том числе с использованием газопотребляющего оборудования и нежилого помещения, подтвержден материалами дела и самим Обществом не оспорен. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле договором поставки газа от 12.10.2010 N р59-5-1217/333, актами поданного-принятого газа от 30.11.2011 и от 31.12.2010, расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, справками о количестве вывезенных с территории Общества твердых бытовых отходов (л.д.10-12, 16-19, 54-58).
Следовательно, Общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора (л.д.14).
Проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы по данному виду негативного воздействия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности данного расчета.
Доказательств оплаты задолженности по плате за негативное воздействие в размере 3 086 руб. 77 коп. Обществом не представлено.
Таким образом, требование Управления о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие в размере 3 086 руб. 77 коп. является законным и обоснованным.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.10.2011 в части отказа в удовлетворении требования Управления о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие в размере 3 086 руб. 77 коп. подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а апелляционная жалоба Управления в указанной части - удовлетворению, с Общества следует взыскать задолженность по плате за негативное воздействие в размере 3 086 руб. 77 коп.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в сумме 3 510 руб. 45 коп. в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.10.2011 по делу N А79-4464/2011 отменить в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственности "Юман-А" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в сумме 3 086 рублей 77 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Юман-А" (ОГРН 1062136019274, ИНН 2110052037, Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, 9 "а") задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года в сумме 3 086 рублей 77 копеек, а также государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 3 510 рублей 45 копеек.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.10.2011 по делу N А79-4464/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
...
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А79-4464/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
Ответчик: ООО "ЮМАН-А"
Третье лицо: ООО "Жилсервис", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6934/11