г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2012 г. |
Дело N А56-60199/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): Крючкова Е.С. по доверенности от 10.01.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6225/2012) Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2012 по делу N А56-60199/2010 (судья Звонарёва Ю.Н.), принятое
по заявлению ОАО "Торгово-промышленная компания "Ловать"
к Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу
об оспаривании ненормативных правовых актов и обязании возвратить списанные денежные средства
установил:
Открытое акционерное общество "Торгово-промышленная компания "Ловать" (ОГРН N 1056000138204, место нахождения: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Восстания, 1, А, 62, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной ИФНС N 12 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений Инспекции N 2470 от 18.10.2007 и N 2471 от 18.10.2007; об обязании Инспекции возвратить незаконно списанные денежные средства в размере 2 683 712,27 руб. с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично. На Межрайонную ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу возложена обязанность возвратить незаконно списанные денежные средства в сумме 2 683 712,27 руб. на расчетный счет открытого акционерного общества "Торгово-промышленная компания "Ловать" с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения на налоговый орган обязанности по возврату НДС и начисления процентов, и отказать Обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Общество, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Общество в материалы дела не направлено возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции в обжалуемой инспекцией части.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Общество состояло на налоговом учете в МИФНС России N 2 по Псковской области.
В связи с изменением месте нахождения юридического лица Общество 13.04.2006 поставлено на налоговый учет в МИ ФНС России N 12 по Санкт-Петербургу.
Решением о приеме сумм задолженности (переплаты) и открытии карточек налогоплательщика N 05.1097 от 11.09.2007 МИ ФНС России N 12 по Санкт-Петербургу принята задолженность (переплата) налогоплательщика по видам платежей по состоянию на 12.06.2007 (л.д. 114-116 т. 2):
Задолженность по налогам - 5 556 052,32 рубля;
Задолженность пени - 1 817 208,28 рублей;
Задолженность штраф - 275 965,95 рублей;
Переплата - 2 692 446,04 рублей.
27.09.2007 инспекцией в адрес Общества выставлены требования об уплате налогов, пени и санкций N 457, N 456, согласно которым к уплаты предъявлены налоги в общей сумме 3 024 054,46 рублей, пени в общей сумме 805 957,05 рублей, санкции в сумме 65 285,95 рублей.
Поскольку в добровольном порядке недоимка налогоплательщиком уплачена не была инспекцией приняты решения N 2470 и N 2471 от 18.10.2007 о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика.
На основании указанных решений инспекцией выставлены инкассовые поручения N 4283-4299 на сумму 3 895 297,46 рублей.
Инкассовые поручения были исполнены частично и с расчетного счета Общества списаны денежные средства в размере 2 683 712 рублей.
Считая решения инспекции N 2470 N 2471 от 18.10.2007 не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа, обязании инспекции возвратить излишне взысканные денежные средства в размере 2683 712 рублей с начислением процентов.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества указал, что поскольку взыскание 2 683 712 руб. с расчетного счета Общества произведено Инспекцией с нарушением требований Налогового кодекса РФ, поскольку не представлено документального подтверждения наличия спорной недоимки. В силу ст. 79 НК РФ излишне взысканные денежные средства подлежат возврату.
Частично отказывая Обществу в удовлетворении требований суд указал на пропуск срока, установленный статьей 198 АПК РФ и отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока.
Поскольку вывод арбитражного суда о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решений инспекции N 2470, 2471 сторонами не оспариваются, в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, он не является предметом исследования и оценки апелляционного суда.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как установлено материалами дела и не оспаривается налоговым органом, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика N 2470, 2471 от 18.10.2007 приняты на основании требований Инспекции N 456, 457 от 27.09.2007.
В указанных требованиях Инспекцией указано, что Общество обязано уплатить в срок до 07.10.2007
Налог на имущество - 703 691 рубль по сроку уплаты 11.09.2007
Налог на имущество за 2 квартал 2007 года - 3166 рублей по сроку уплаты 11.09.2007
транспортный налог - 143 493,95 рублей по сроку уплаты 11.09.2007
ЕСН - 139 667 рублей по сроку уплаты 11.09.2007
ЕСН - 47460,42 рубля по сроку уплаты 11.09.2007
ЕСН - 7302 рубля по сроку уплаты 11.09.2007
ЕСН - 18250 рублей по сроку уплаты 11.09.2007
Земельный налог - 1 961 024,09 рублей по сроку уплаты 11.09.2007
Пени и санкции - по сроку уплаты 26.09.2007.
Согласно части 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В силу положений статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.
В силу статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, определяются в процентах и подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Форма требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, направляемых налоговым органом после 01.01.2007, утверждена Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825. Согласно данному Приказу при формировании требования об уплате соответствующих сумм пеней должна быть определена недоимка (в том числе погашенная), на которую начислены указанные пени.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции инспекцией не представлено доказательств оснований возникновения недоимки, сроков ее возникновения.
Содержащиеся в требованиях N 456, 457 данные не позволяют проверить ни обоснованность начисления недоимки, пени, налоговых санкций, ни их размер.
Указанный в графе "установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога" срок 11.09.2007 не соответствует положениям НК РФ. Кроме того, инспекцией указанный срок определен для различных видов налогов, несмотря на то обстоятельство, что нормами НК РФ для каждого из налогов установленные самостоятельные сроки.
В требованиях отсутствует указание на период возникновения недоимки.
Анализ данных, указанных в требованиях и решении о приеме сумм задолженности N 05.1097 от 11.09.2007 (передача задолженности из МИФНС РФ N 2 по Псковской области) позволяет сделать вывод о том, что требования N 456, 457 оформлены на основании данных, имеющихся в МИ ФНС России N 2 по Псковской области и переданных в налоговый орган по месту учета.
Требования N 456, 457 |
Решение N 05.1097 |
ЕСН - 139 667 рублей Пени - 18586,59 Штраф - 28682,35 Пени по 26.09.2007 - 3787 рублей |
139667 рублей 18586,59 рублей 28682,35 |
ЕСН - 47460,42 Пени - 6954,83 Пени по 26.09.2007 - 1321,37 |
47460 рублей 6954,83 рубля |
ЕСН 7302 рубля Пени - 1260,37 рублей Пени по 26.09.2007 - 198 рублей |
7302 рубля 1260,37 рублей |
ЕСН - 18250 рублей Пени - 12192,73 рубля Пени по 26.09.2007 - 494,87 рублей |
18250 рублей 12192,73 рубля |
Налог на имущество -703 691 рубль Пени - 99385,96 рублей |
745 225 рублей 99 385,96 рублей |
Транспортный налог - 143 493,95 рублей Пени - 42379,44 рубля Штраф - 650 рублей Пени по 26.09.2007 - 6571,35 рублей |
135818,95 рублей 42379,44 рубля 650 рублей |
Земельный налог - 1 961 024,09 рублей Пени - 530425,78 Штраф - 35953,60 рублей Пени по 26.09.2007 - 52392,01 рубль |
1 961 024.09 рублей 540425,78 рублей 35953,60 рублей |
Кроме того, срок уплаты, указанный в требованиях 11.09.2007, соответствует дате решения о передаче задолженности 11.09.2007.
Так же судом установлено, что недоимка отраженная в требованиях N 456, 457, в решении N 05.1097 от 11.09.2007 о передаче задолженности из МИФНС РФ N 2 по Псковской области, является сальдо расчетов по лицевым счетам, установленное по состоянию на 12.05.2006.
Решением N 4 о передаче сальдо расчетов по организации с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами от 12.05.2006 (л.д. 153-155 т. 2) МИ ФНС России N 2 по Псковской области передала сальдо расчетов Общества по новому месту нахождения. В указанном решении перечислена задолженность, которая в последствии и отражена в требованиях N 456, 457.
Представленные в материалы дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что недоимка, выставленная к уплате в требованиях N 456, 457 возникла до 12.05.2006.
Инспекцией также не доказано соблюдение порядка принудительного взыскания недоимки, пени и санкций, определенной ст. 46 НК РФ, в том числе сроков направления требований, сроков принятия решения о взыскании недоимки за счет денежных средств.
Поскольку невозможно установить срок образования недоимок (налоговым органом доказательства не представлены) суд лишен возможности проверить факт повторности направления требований N 456, 457. В связи с тем, что недоимка передана МИ ФНС России N 2 по Псковской области, инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что налоговый орган по прежнему месту учета налогоплательщика не направлял Обществу требования об уплате налогов, пени и санкций в установленные сроки.
Отсутствие доказательств возникновения недоимки, указанной в требованиях, исключает возможность начисления пени, в том числе по состоянию на 26.09.2007.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что Обществом сданы уточненные декларации по налогу на имущество, которые и явились основанием для выставления к уплате недоимки в требовании N 457. В качестве доказательства указанного довода в апелляционный суд налоговый орган представил полученные из архива уточненные декларации по налогу на имущество за полугодие 2006 года, девять месяцев 2006 года, 2006 год, 1 квартал 2007 года.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.
Сторонами в материалы дела представлено решение Управления ФНС России по Санкт-Петербургу N 16-13/29549 (л.д. 122-126 т. 2), согласно данных которого за 2006 год инспекцией проводилась выездная налоговая проверка Общества по результатам которой произведено доначисление налогов, в том числе налога на имущество. В период проверки (13.06.2007) Обществом представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество, согласно которым уменьшена остаточная стоимость имущества, и уменьшен исчисленный к уплате налог. Уменьшение налога на имущество по уточненным декларациям решением управления ФНС России признано правомерным.
Таким образом, представленные инспекцией уточненные декларации свидетельствуют только об уменьшении ранее исчисленного к уплате налога на имущества и не могут являться основанием для установления недоимки.
Факт неуплаты Обществом налога на имущество по первичным декларациям Инспекцией не доказан.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией не представлено документального подтверждения правомерности начисления и взыскания недоимки, пеней, санкций по требованиям N 456, 457 от 27.09.2007, решениям N 2470, 2471 от 18.10.2007.
При таких обстоятельствах следует признать, что денежные средства, списанные с расчетного счета Общества в сумме 2 683 712,27 рублей в счет уплаты недоимки, являются излишне взысканными и подлежащими возврату налогоплательщику на основании статьи 79 НК РФ.
Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней определен положениями статьи 79 Кодекса, в соответствии с которыми сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Поскольку факт излишнего взыскания недоимки, пени и санкций установлен судом и подтвержден материалами дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества и обязал налоговый орган возвратить денежные средства в сумме 2 683 712,27 рублей с начислением процентов в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на наличие у налогоплательщика недоимки по состоянию на 06.02.2012, считает, что возврат излишне взысканного налога, пени, санкций, является нарушением положений ст. 79 НК РФ.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Следовательно, возврат излишне взысканных сумм налога, пеней и штрафов возможен при отсутствии задолженности.
Вместе с тем в Кодексе установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, определения от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П).
Поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению в том числе и при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Следовательно, статья 79 Кодекса не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные статьями 46 - 48, 69, 70 и 78 Кодекса, истекли.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. N 6544/09.
Инспекцией в материалы дела представлена справка о состоянии расчетов налогоплательщика по состоянию на 06.02.2012 (156 - 157 т. 2), согласно которой Общество имеет задолженность по налогам в сумме 3 717 566,05 рублей, пени в сумме 1 928 154,48 рублей, штрафам в сумме 230 835 рублей, в том числе по налогам:
Налог на рекламу - 17 рублей;
НДФЛ - 1 052 404 рубля;
Налог на имущество - 3166 рублей;
Транспортный налог - 9350 рублей;
Земельный налог - 1 211 585,19 рублей;
Налог на пользователей автодорог - 445 192,06 рублей;
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 827 413,95 рублей;
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 96 905,85 рублей;
Налог на прибыль - 54 399 рублей;
Целевой сбор - 138 рублей;
Налог с продаж - 16 995 рублей.
Указанная недоимка соответствует сальдо расчетов, переданных из МИ ФНС России N 2 по Псковской области по состоянию на 12.05.2006 (л.д. 153 - 155 т. 2).
Таким образом, недоимка возникла до 12.05.2006; документы, подтверждающие принятие инспекцией мер по взысканию данной задолженности в порядке и в сроки, установленные в ст. 46 - 47, 69 Кодекса, налоговым органом не представлены.
Следовательно, на момент обращения общества с заявлением о возврате принудительно взысканной задолженности срок на проведение зачета истек.
При таких обстоятельствах у инспекции отсутствует право на проведение зачета излишне взысканной суммы в счет погашения спорной задолженности; требование налогоплательщика о возврате излишне взысканных денежных средств правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Вывод суда первой инстанции о невозможности проведения зачета в связи с тем, что налогоплательщик находится в стадии ликвидации, противоречит пункту 4 ст. 49 НК РФ. При этом, ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2012 по делу N А56-60199/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Следовательно, возврат излишне взысканных сумм налога, пеней и штрафов возможен при отсутствии задолженности.
Вместе с тем в Кодексе установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, определения от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П).
Поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению в том числе и при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Следовательно, статья 79 Кодекса не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные статьями 46 - 48, 69, 70 и 78 Кодекса, истекли.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. N 6544/09.
...
Вывод суда первой инстанции о невозможности проведения зачета в связи с тем, что налогоплательщик находится в стадии ликвидации, противоречит пункту 4 ст. 49 НК РФ. При этом, ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения."
Номер дела в первой инстанции: А56-60199/2010
Истец: ОАО "ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЛОВАТЬ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N12 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9207/11
29.05.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6225/12
10.02.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60199/10
23.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9207/11
22.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9290/11