г. Москва |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А41-33464/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в заседании участвуют:
от истца (ОГРН 1025004065987) - Вишнева У.И. по доверенности N 06/10 от 20.10.2011, Боголюбская Т.В. по доверенности N 12/03/2012 от 20.03.2012;
от Министерства имущественных отношений Московской области - Черняховская Л.В. по доверенности от 11.01.2012 N ИС - 44;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 января 2012 года по делу N А41-33464/11, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард" к Министерству имущественных отношений Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании порядка определения размера (расчета) арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z и действий Министерства имущественных отношений Московской области по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z, противоречащими требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - истец, ООО "Авангард") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество) и Комитету по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ):
- о признании порядка определения размера (расчета) арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб Ч Кд Ч Пкд Ч Км Ч S и с применением коэффициентов, указанных в Приложении N 1 к договору аренды, не соответствующим действующему законодательству: Федеральному закону N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, с 30 октября 2007 года;
- о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений Московской области по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб Ч Кд Ч Пкд Ч Км Ч S и с применением коэффициентов, указанных в Приложении N 1 к договору аренды за период с 03 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года, так как эти действия противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам определяющим ставку арендной платы за пользование вышеуказанным участком в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка в год.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 января 2012 года по делу N А41-33464/11 исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Авангард" удовлетворено частично. Признаны незаконными действия Министерства имущественных отношений Московской области по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб Ч Кд Ч Пкд Ч Км Ч S и с применением коэффициентов, указанных в Приложении N 1 к договору аренды за период с 03 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года, так как эти действия противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, определяющим ставку арендной платы за пользование вышеуказанным участком в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка в год. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии с п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность и обоснованность решения суда с согласия сторон проверяется апелляционным судом в части удовлетворения заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство имущественных отношений Московской области ссылается на то, что расчеты арендной платы за указанные периоды уже были предметом рассмотрения в других делах. Ответчик также указывает на то, что исковое заявление было рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 24 АПК РФ как незаконные действия органа государственной власти, однако нормы статей 197, 198 и 199 АПК РФ соблюдены не были.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей общества и Минмособлимущества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено: на основании постановления главы администрации Одинцовского района Московской области N 1834 от 18.09.1995 земельный участок, под автодорогу, здания, сооружения бывшей насосной станции и для организации опытно-экспериментальных работ по автоматическому поливу, общей площадью 34500 кв.м с кадастровым номером 50:20:0040803:0001, адрес Московская область, Одинцовский район, Успенский с.о. в районе с. Успенское, был передан ООО "Авангард" в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 09.01.2004 серия 50 АД N976008 (т. 1 л.д. 26).
Между ООО "Авангард" и Минмособлимущество 21.11.2005 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 21100-Z (т. 1 л.д. 10-15), согласно которому арендодатель передал за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:20:004 08 03:0001 (далее - земельный участок), площадью 34500 кв.м, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Успенский, в районе с. Успенское под автодорогу, здания, сооружения бывшей насосной станции и для организации опытно-экспериментальных работ по автоматическому поливу.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области 10.04.2006 произведена государственная регистрация вышеуказанного договора аренды. Срок действия договора стороны определили в п. 2.1 на 49 лет с 01.10.2005 по 01.10.2054.
В пункте 3.1 договора стороны согласовали, что размер арендной платы за земельный участок определяется в Приложении N 1 к договору (т. 1 л.д. 19).
Пунктом 3.5 договора стороны согласовали, что размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Арендатором в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения (ведения) базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы полномочным органом государственной власти Российской Федерации Московской области и органом местного самоуправления, а также в случаях, указанных в п. 3.6 Договора, в иных случаях, предусмотренных законом, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий договор. Стороны считают размер арендной платы, измененным со дня введении нового базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы, а также с даты принятия распорядительного акта об изменении административно - территориального устройства Московской области, об изменении арендной платы, направленного Арендатору.
Согласно п. 3.6 договора, размер арендной платы также пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения разрешенного использования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Московской области.
Согласно Приложению N 1 к договору N 21100-Z от 21 ноября 2005 года с 01 января 2005 года размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" по формуле: Ап = Аб Ч Кд Ч Пкд Ч Км Ч S, где: Ап - арендная плата; Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке; Пкд - повышающий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
Размер годовой арендной платы за земельный участок на 2005 год составил 32.959 руб. 58 коп. Размер ежеквартальной арендной платы за земельный участок на 2005 год составляет 8.239 руб. 89 коп.
В соответствии с подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению N 50.99.16.000.Т.001068.03.03 от 19.03.2003 (т. 1 л.д. 21) земельный участок площадью 3,45 га расположен во 2-ом поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, в прибрежной полосе р. Москвы. Участок граничит: север - вплотную и в 20 м. р. Москва, с востока - вплотную охранная зона газопровода, с юга - земли ОАО "МКЗ N1", в 900 м автодорога Одинцово - Успенское и далее с. Успенское.
Правительством Московской области 13.12.2006 было издано постановление N 1156/47 "О переводе земельного участка, расположенного вблизи с. Успенское Одинцовского района, из одной категории в другую".
Вышеуказанным постановлением земельный участок площадью 34500 кв.м с кадастровым номером 50:20:004 08 03:0001 в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 08 сентября 2006 года N 20.3/06-5-16676, расположенный вблизи с. Успенское Одинцовского района, находящийся в государственной собственности, для строительства базы отдыха со спортивно-оздоровительным центром из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" переведен в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Факт ограничения участка в обороте подтверждается также письмом ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области исх. N 1131-32/1566 от 18.11.2011 (т. 2 л.д. 60). В письме указано, что земельный участок общей площадью 34500 кв.м с кадастровым номером 50:20:0040803:0001, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Успенский, в районе с. Успенское, разрешенный вид использования: под автодорогу, здания, сооружения бывшей насосной станции и для организации опытно-экспериментальных работ по автоматическому поливу; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; особый режим использования земли, водоохранная зона реки Москва на всей площади, ограничен в обороте. Ограничение в обороте обусловлено тем, что указанный земельный участок находится в пределах охраняемых природных территорий и расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения (на основании подп. 1 и 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Однако, Минмособлимущество продолжало начислять арендные платежи по формуле, предусмотренной вышеуказанным договором, что подтверждается следующими документами.
Уведомлением от 30.12.2006 N ИС-15382 (т. 1 л.д. 54) Минмособлимущество уведомило ООО "Авангард" об изменении размера арендной платы за 2007 год, согласно которому истец был обязан вносить ежеквартальную арендную плату в размере 974.193 руб. 75 коп., расчет арендной платы произведен с применением коэффициента деятельности (Кд) = 3.
Уведомлением от 06.03.2008 N ИС-2471 (т. 1 л.д. 53) Минмособлимущество уведомило ООО "Авангард" об изменении размера арендной платы за 2008 год, согласно которому истец был обязан вносить ежеквартальную арендную плату в размере 970.312 руб. 50 коп., расчет арендной платы произведен с применением коэффициента деятельности (Кд) = 3.
Уведомлением от 02.03.2009 N ИС-2467 (т. 1 л.д. 56) Минмособлимущество уведомило ООО "Авангард" об изменении размера арендной платы за 2009 год, согласно которому истец был обязан вносить ежеквартальную арендную плату в размере 970.312 руб. 50 коп., расчет арендной платы произведен с применением коэффициента деятельности (Кд) = 3.
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард", полагая, что действия Министерства имущественных отношений Московской области по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб Ч Кд Ч Пкд Ч Км Ч S и с применением коэффициентов, указанных в Приложении N 1 к договору аренды за период с 03 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года нарушают его права и законные интересы, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия Министерства имущественных отношений Московской области подлежат признанию незаконными, поскольку они противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, определяющим ставку арендной платы за пользование вышеуказанным участком в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка в год.
Судом установлено, что ООО "Авангард" заключало договор аренды в порядке переоформления своего права постоянного бессрочного пользования земельным участком, права и обязанности по договору были переданы обществу в полном объеме, поэтому общество приобрело право уплачивать арендную плату в размере, установленном действующим законодательством для арендаторов, переоформивших право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды.
Требования общества обусловлены изменением, внесенным Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" в пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и касающимся предельного размера арендной платы.
Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (подп. "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона 212-ФЗ), вступившим в законную силу 30.10.2007, были внесены изменения в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2001 N137-ФЗ "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и был установлен порядок определения арендной платы за использование земельных участков для юридических лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды.
Договор аренды между истцом и Минмособлимущество был оформлен в следствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Пунктом 2.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлено, что в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; в случаях, указанных в настоящем пункте, размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Земельный участок, арендуемый ООО "Авангард" по договору аренды от 21.11.2005 N 21100-Z является ограниченным в обороте, поскольку расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водного объекта, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения г. Москвы.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008 указал, что согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
При этом содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что установленный по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z порядок определения размера (расчета) арендной платы с применением коэффициентов, указанных в Приложении N 1 к договору аренды, не должен был быть применен стороной договора - Минмособлимуществом с даты вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007, т.е. с 30.10.2007.
Судом также установлено, что 25.02.2011 ООО "Авангард", Минмособлимущество и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N21100-Z от 21.11.2005. По условиям соглашения Минмособлимущество передает, а Комитет принимает на себя обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 21100-Z от 21.11.2005.
Комитет и ООО "Авангард" 16.08.2011 заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, N 21100-Z от 21.11.2005 в соответствии с которым размер арендной платы за земельный участок с 25.03.2011 составляет 503.284 руб. в год или 125.821 руб. 07 коп в квартал. Арендная плата по договору аренды от 21.11.2005 N 21100-Z с 25.03.2011 рассчитывается в размере 1,5 % кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Таким образом, стороны указанного договора установили размер арендной платы в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2007.
Доводы апелляционный жалобы Минмособлимущества о том, что расчет арендной платы за указанные периоды уже были предметом рассмотрения в других делах, несостоятельны по следующим основаниям.
Судом установлено, что предметом спора между Минмособлимуществом и ООО "Авангард" по делу N А41-6889/2009 являются требования о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 21100-Z от 21.11.05, внесении изменения в договор аренды N 21100-Z от 21.11.2005; по делу N А41-34907/2009 предметом спора является взыскание задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 21100-Z от 21.11.05, тогда как предметом спора по настоящему делу и апелляционной жалобе является признание незаконными действий Минмособлимущества по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z, поскольку они противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007 и иным нормативным актам.
Апелляционный суд также полагает, что рассмотрение заявленных требований в рамках искового производства не противоречит закону и соответствует правовой позиции, выраженной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2011 года N 1265/11, в котором указано, что споры, которые затрагивают интересы правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями государственного органа.
Требования общества обусловлены действиями Министерства имущественных отношений Московской области по начислению арендной платы вопреки требованиям действующего законодательства, начиная с 03 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года (с учетом срока исковой давности), затрагивающими и нарушающими интересы истца в качестве арендатора земельного участка, находящегося в государственной собственности. При этом Миноблимущество действовало в качестве арендодателя в рамках договорных (обязательственных) правоотношений, в сфере гражданского оборота.
Требование общества о признании незаконными действий по начислению арендной платы, как противоречащими действующему законодательству, по существу является иском о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, основанном на нормах статьи 12 ГК РФ. Начисляя арендную плату вопреки требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Министерство имущественных отношений Московской области нарушило права арендатора.
Министерство имущественных отношений Московской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что исковое заявление было рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 24 АПК РФ, как незаконные действия органа государственной власти, однако нормы статей 197, 198 и 199 АПК РФ соблюдены не были.
Данный довод апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку предметом спора по настоящему делу являются действия Министерства имущественных отношений Московской области, совершенные, как стороной в арендных правоотношениях (а не в сфере осуществления государственных или публичных полномочий). Поскольку согласно договору аренды арендная плата должна начисляться Министерством имущественных отношений Московской области в соответствии с требованиями закона, действия арендатора по начислению арендной платы, противоречащие требованиям закона, могут быть признаны таковыми в судебном порядке. При этом в данном случае Министерство имущественных отношений Московской области выступает в качестве арендодателя. Действия по начислению арендной платы не являются властно-распорядительными, не связаны с нормотворческой, контрольной, разрешительной и иной государственной деятельностью Министерства, носящей публичный характер, то есть действиями, которые оспариваться лишь с соблюдением требований главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Миноблимущество в апелляционной жалобе также ссылается на исполнительные производства, возбужденные в отношении истца на основании вступивших в законную силу решений суда. Между тем, как пояснил истец, указанные исполнительные производства в настоящее время приостановлены, а по факту уголовного правонарушения при проведении торгов по реализации имущества ООО "Авангард" возбуждено уголовное дело N 141422, находящееся в производстве 4 отдела СЧ ГСУ ГУВД ГУ МВД России по Московской области, по которому ООО "Авангард" 03 февраля 2012 года признано потерпевшим.
Ссылку суда в решении на ст. 156 АПК РФ, апелляционный суд расценивает, как опечатку. Ошибочное указание данной статьи в решении суда не повлекло нарушения прав и законных интересов сторон по настоящему делу.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений по Московской области по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб Ч Кд Ч Пкд Ч Км Ч S и с применением коэффициентов, указанных в Приложении N 1 к договору аренды за период с 03 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года, так как эти действия противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, определяющим ставку арендной платы за пользование вышеуказанным участком в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка в год, подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 января 2012 года по делу N А41-33464/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
...
Ссылку суда в решении на ст. 156 АПК РФ, апелляционный суд расценивает, как опечатку. Ошибочное указание данной статьи в решении суда не повлекло нарушения прав и законных интересов сторон по настоящему делу.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о признании незаконными действия Министерства имущественных отношений по Московской области по начислению арендной платы по договору аренды от 21 ноября 2005 года N 21100-Z земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040803 по формуле Ап = Аб Ч Кд Ч Пкд Ч Км Ч S и с применением коэффициентов, указанных в Приложении N 1 к договору аренды за период с 03 сентября 2008 года по 24 марта 2011 года, так как эти действия противоречат требованиям Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п. 2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иным нормативным актам, определяющим ставку арендной платы за пользование вышеуказанным участком в размере полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка в год, подлежит удовлетворению."
Номер дела в первой инстанции: А41-33464/2011
Истец: ООО "Авангард"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района, КУИ Администрации Одинцовского муниципального района МО, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7848/12
24.05.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-868/13
15.01.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-33464/11
20.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14792/12
24.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14792/12
01.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7848/12
28.05.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2048/12
20.01.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-33464/11