г. Самара |
|
30 мая 2012 г. |
Дело N А72-9395/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Каримовой Ю.Я., с участием:
индивидуальный предприниматель Логинов С.Б. - не явился, извещен надлежащим образом,
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2012 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2012 года по делу N А72-9395/2011, судья Семенова М.А., принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Логинова Сергея Борисовича (ИНН 732700005870), г.Ульяновск, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании недействительным постановления от 03 ноября 2011 года N 08302890017721,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Логинов Сергей Борисович (далее - предприниматель, заявитель обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятого определением от 19 декабря 2011 года отказа заявителя от требования в части обжалования требования N 08302840058165 от 23 сентября 2011 года и прекращением производства по делу в указанной части) о признании недействительным постановления государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска) от 03 ноября 2011 года N 08302890017721.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2012 года заявленные требования индивидуального предпринимателя Логинова С.Б. удовлетворены, постановление государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области N 08302890017721 от 03 ноября 2011 года признано недействительным. На ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Логинова Сергея Борисовича.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Логинова Сергея Борисовича отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Логинов С.Б. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23 апреля 2012 года рассмотрение дела было отложено на 16 час 55 мин 23 мая 2012 года в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу.
Определением суда от 22 мая 2012 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Кувшинова В.Е., в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске на судью Попову Е.Г., после чего рассмотрение дело было начато заново.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23 сентября 2011 года ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска направило Логинову С.Б. требование N 08302840058165 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов за 2010 год в общей сумме 12 862 руб. 74 коп. сроком уплаты до 14 октября 2011 года.
ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска 03 ноября 2011 вынесено оспариваемое постановление N 08302890017721 о взыскании с предпринимателя за счет имущества задолженности в размере 12 862 руб. 74 коп.
Логинов С.Б. 17 октября 1996 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем было выдано свидетельство за N 1653-96. В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 30 июня 2004 года внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года.
В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6, пункту 2 статьи 14 и статье 28 Федерального закона N 167-ФЗ все индивидуальные предприниматели являются страхователями, обязанными уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Из систематического толкования норм указанного Федерального закона следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя.
При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватывается понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве. Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Правильность такого вывода подтверждается и положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Кроме того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 3-О-О от 25 января 2012 года, законодатель, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7 и пункт 2 статьи 14).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации.
Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О).
Для граждан, включая индивидуальных предпринимателей, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 183-О и от 15 января 2008 года N 186-О-П).
С 01 января 2010 года порядок уплаты страховых взносов урегулирован Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в действующей редакции), в связи с принятием которого статья 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изложена в новой редакции (Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 мая 2005 года N 211-О также указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Между тем Логиновым С.Б. не представлено доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволяли ему в спорный период обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Логинов С.Б. ссылается лишь на то, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была вынужденной мерой в целях защиты прав и законных интересов в сфере экономической деятельности ООО "СЦ ВЭС "Содружество".
Из существа пояснений Логинова С.Б. следует, что меры по прекращению предпринимательской деятельности им не принимались в спорный период осознанно.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о неполучении им доходов от предпринимательской деятельности, как основание освобождения от уплаты страховых взносов, являются необоснованными.
Несостоятельны доводы Логинова С.Б. о том, что факт рассмотрения судами общей юрисдикции в 2010 году исков Логинова С.Б. свидетельствует о том, что Логинов С.Б. не является индивидуальным предпринимателем - указанные судебные акты не содержат выводов судов о наличии либо отсутствии статуса индивидуального предпринимателя у Логинова С.Б., часть из них отменены и направлены на новое рассмотрение с целью установления подведомственности спора (судебные акты по результатам нового рассмотрения суду не представлены), другие судебные акты касаются иска заявителя о перерасчете земельного налога.
Согласно ст.13 Федерального закона N 212-ФЗ стоимость страхового года, определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи, - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2010 года N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год" утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10 392 рубля, исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона N 212-ФЗ на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" на 01 января 2010 года.
В силу ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (в редакции от 24 июня 2008 года) "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Согласно ч.1 ст.57 Федерального закона N 212-ФЗ в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд РФ - 20%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.
Таким образом, в 2010 году плательщик страховых взносов обязан уплатить стоимость страхового года в Пенсионный фонд РФ - 10 392 руб. (4330 руб. x 20% x 12), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 572 руб. (4330 руб. x 1,1% x 12), в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1039 руб. (4330 руб. x 2% x 12).
Логинов С.Б. ссылается на то, что на него распространяется положения п.2 ч.2 ст.57 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому в 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности).
Из материалов дела и пояснений Логинова С.Б. следует, что, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, он не имел наемных работников (как "ИП") и не производил выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в 2010 году, не осуществлял предпринимательскую деятельность.
Как следует из диспозиции п.2 ч.2 ст.57 Федерального закона N 212-ФЗ, пониженный тариф страховых взносов, установленный п.2 ч.2 ст.57 Федерального закона N 212-ФЗ, применяется только в отношении плательщиков страховых взносов, указанных в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно: к плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, не могут применять пониженный тариф.
При таких обстоятельствах начисленный органом ПФР размер задолженности является обоснованным, составлен с учетом даты рождения плательщика страховых взносов. При этом Пенсионным фондом РФ обоснованно учтено, что положения п.2 ч.2 ст.2 ст.57 Федерального закона N 212-ФЗ не могут быть применены к Логинову С.Б.
Доводы заявителя о том, что таблицы расчета пени не могут быть признаны достоверным доказательством, так как они не содержат величину ставки рефинансирования, необоснованны.
В силу п.6 ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Установленная Центральным Банком РФ ставка рефинансирования размещается публично в Интернете (судом выведена из Интернета и приобщена в материалы дела таблица ставки рефинансирования с 01 января 1992 года по 26 декабря 2011 года).
Судом проверен расчет пени и признан обоснованным.
В графе "10" таблицы расчета пеней, представленной ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска в материалы дела, указан процент пени, рассчитанный исходя из 1/300 ставки рефинансирования на дату начисления пени.
В качестве примера суд приводит расчет, согласно названной таблице: на 01 января 2011 года ставка рефинансирования составляла 7, 75%. 7,75 : 300 = 0,025833, что соответствует данным, приведенным в таблице расчета пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2011 года (и т.д.).
Суд отклонил доводы заявителя о том, что представленные ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска в материалы дела доказательства направления в его адрес требования и постановления являются недостоверными доказательствами. Они содержат запись "копия верна", подпись лица, их заверившего; на реестрах заказных писем имеется оттиск печати почтового отделения связи, свидетельствующий о приеме корреспонденции, перечисленной в реестрах; факт получения указанных требования и постановления С.В. Логиновым не отрицается; в ходе рассмотрения дела суду представлялись ответчиком на обозрение подлинники представляемых Управлением ПФ доказательств. Однако с 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон N 212-ФЗ, регулирующий отношения, в том числе связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с ч.2 ст.28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно п.2 ст.60 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу п.1 ст.18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Пунктом 2 ст.18 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.19 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст.22 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Согласно п.14 ст.19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.20 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном ч.14 ст.19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.2 ст.20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
Таким образом, законодателем установлена процедура по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов во внесудебном порядке, состоящая из ряда последовательных этапов действий, в том числе предусматривающая предшествующее настоящему виду постановления принятие решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках.
Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контрольным органом.
Меры принудительного взыскания за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества страхователя представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Как следует из материалов дела, ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска заявителю выставлено требование от 23 сентября 2011 года N 08302840058165 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 12 862 руб. 74 коп. Предложено уплатить указанную сумму в срок до 14 октября 2011 года.
Поскольку уплата в установленный срок недоимки и пеней заявителем не произведена, 03 ноября 2011 года ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска вынесено постановление N 08302890017721 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска не принималось решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах предпринимателя в банках.
Таким образом, поскольку обязательное процедурное решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках принято не было, то не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания за счет иного имущества страхователя.
Кроме того, ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска на момент принятия оспариваемого постановления вопрос о наличии у Логинова С.Б. счетов в банках и достаточности на счетах денежных средств не был исследован - как пояснил представитель Управления ПФ, Логинов С.Б. обязан сообщить сведения о наличии (отсутствии) расчетного счета, однако он этого не сделал, следовательно, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоблюдении ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска порядка и процедуры обращения взыскания страховых взносов и пени за счет имущества предпринимателя. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска суду не представило.
В соответствии с требованиями ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска не представило доказательств, подтверждающих отсутствие у Логинова С.Б. денежных средств на счетах, открытых в банках, на момент принятия оспариваемого решения. Представленные вместе с апелляционной жалобой документы данного обстоятельства не подтверждают.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у страхователей (суд ошибочно указал - страховщиков) обязанности по сообщению органу ПФР информации об открытии (закрытии) счетов в банках не соответствует законодательству.
Действительно, обязанность страхователей сообщать органу ПФР информацию об открытии (закрытии) счетов предусмотрена Федеральным законом N 212-ФЗ в пункте 3 статьи 28. Невыполнение данной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.15.33 КоАП РФ. Однако законодательство не предусматривает, что неисполнение данной обязанности предоставляет органу ПФР право осуществлять обращение взыскания на иное имущество страхователя, минуя предусмотренную законом стадию обращения взыскания на имеющиеся у него денежные средства, находящиеся на счетах в банках. Доказательств отсутствия у предпринимателя на момент вынесения оспариваемого решения денежных средств на счетах, открытых в банках, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного ошибочность позиции суда первой инстанции в указанной части не повлияла на законность выводов суда в целом о незаконности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление от 03 ноября 2011 года N 08302890017721 не соответствует вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы Логинова С.Б., в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал его недействительным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 24 февраля 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2012 года по делу N А72-9395/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст.20 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном ч.14 ст.19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.2 ст.20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
...
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у страхователей (суд ошибочно указал - страховщиков) обязанности по сообщению органу ПФР информации об открытии (закрытии) счетов в банках не соответствует законодательству.
Действительно, обязанность страхователей сообщать органу ПФР информацию об открытии (закрытии) счетов предусмотрена Федеральным законом N 212-ФЗ в пункте 3 статьи 28. Невыполнение данной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.15.33 КоАП РФ. Однако законодательство не предусматривает, что неисполнение данной обязанности предоставляет органу ПФР право осуществлять обращение взыскания на иное имущество страхователя, минуя предусмотренную законом стадию обращения взыскания на имеющиеся у него денежные средства, находящиеся на счетах в банках. Доказательств отсутствия у предпринимателя на момент вынесения оспариваемого решения денежных средств на счетах, открытых в банках, материалы дела не содержат."
Номер дела в первой инстанции: А72-9395/2011
Истец: Логинов Сергей Борисович
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16809/12
05.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16809/12
13.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6002/12
30.05.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3865/12