город Воронеж |
|
05 июня 2012 г. |
Дело N А14-12671/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беликова Сергея Владимировича на решение арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2012 по делу N А14-12671/2011 (судья Федосеева И.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Беликова Сергея Владимировича (ОГРН 308366815500090) к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании недействительным постановления N 0463290023529 от 29.09.2011,
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Беликова Сергея Владимировича,
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже: Амелехиной Т.Ю., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 28.03.2012 N 01-32/7472,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Беликов Сергей Владимирович (далее - предприниматель Беликов С.В., предприниматель) обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, фонд) о признании недействительным постановления N 04603290023529 от 29.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)".
Решением арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2012 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Предприниматель Беликов С.В., не согласившись с решением суда области, обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2012.
Как считает предприниматель, у управления Пенсионного фонда отсутствовали основания для взыскания с него на основании постановления N 04603290023529 от 29.09.2011 сумм страховых взносов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ), поскольку он уже является пенсионером Министерства внутренних дел, получающим пенсию за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - закон от 12.02.1993 N 4468-1, Закон N 4468-1), поэтому для него вступление в правоотношения по пенсионному страхованию, обеспечивающему право на получение пенсии по старости при достижении пенсионного возраста, носит добровольный, а не обязательный характер.
По мнению предпринимателя, ранее Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" уже было регламентировано право военных пенсионеров, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями, на дополнительную пенсию. Данный закон был призван предоставить работающим военным пенсионерам право на получение доплат к пенсии на добровольной основе, а не допускать их дискриминации по сравнению с другими категориями пенсионеров.
Также предприниматель Беликов С.В. считает, что у него отсутствует обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование как у работающего пенсионера, поскольку Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Федеральный закон N 326-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, к застрахованным лицам, т.е. к лицам, на которых распространяется обязательное медицинское страхование и которые имеют право на бесплатную медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, отнесены лишь неработающие пенсионеры, страхователями для которых являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, так как названный Федеральный закон учитывает права лишь неработающих пенсионеров и никак не учитывает права работающих пенсионеров или пенсионеров, являющихся индивидуальными предпринимателями, то возложение на последних обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, при отсутствии механизма реализации ими прав застрахованных лиц, незаконно.
Вышеизложенное, по мнению предпринимателя, свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления N 04603290023529 от 29.09.2011.
Управление Пенсионного фонда в судебном заседании возразило против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение суда области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В обоснование своей позиции по делу фонд сослался на наличие правовых механизмов реализации работающими военными пенсионерами, в том числе, осуществляющими индивидуальную трудовую деятельность, своих прав как на получение трудовой пенсии при достижении соответствующего возраста, так и получение медицинской помощи за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, указав при этом, что в отношении самостоятельно обеспечивающих себя работой пенсионеров - индивидуальных предпринимателей, уполномоченные органы исполнительной власти перестают быть плательщиками страховых взносов с момента государственной регистрации их в качестве предпринимателей, и медицинское обеспечение таких лиц осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых ими самостоятельно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения предпринимателя и представителя фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Беликов Сергей Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.06.2008 за основным государственным регистрационным номером 308366815500090 и состоит на учете в качестве страхователя в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже.
Управление Пенсионного фонда, установив, что у предпринимателя Беликова за расчетный период 2010 год имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 10 392 руб., а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1610,76 руб. (из которых 571,56 руб. - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1039,20 руб. - недоимка по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования), начислило предпринимателю пени за просрочку уплаты страховых взносов за период с 01.01.2011 по 03.05.2011 и направило ему требование N 04603240056044 от 03.05.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предложило предпринимателю добровольно в срок до 24.05.2011 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 10 392 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1 610,76 руб. (из которых 571,56 руб. - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 039,20 руб. - недоимка по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования), 335,83 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 18,47 руб. - пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 33,58 руб. - пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В связи с неисполнением предпринимателем Беликовым С.В. требования в установленный в нем срок, управление Пенсионного фонда в г. Воронеже вынесло постановление N 04603290023529 от 29.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)", в соответствии с которым с предпринимателя подлежали взысканию 10 392 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 571,56 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 039,20 руб. - страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 335,83 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 18,47 руб. - пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 33,58 руб. - пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Не согласившись с постановлением N 04603290023529 от 29.09.2011, предприниматель Беликов С.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, установив в ходе рассмотрения настоящего дела, что в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" индивидуальные предприниматели, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет, установленной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, пришел к выводу о правомерности действий управления Пенсионного фонда по принудительному взысканию с предпринимателя Беликова С.В. страховых взносов и пеней, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного им требования.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда области обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федеральный закон N 167-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и частью 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в том числе, индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, получающими пенсию за выслугу лет, установленную Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и в настоящем определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24.05.2005 N 223-О обратил внимание на то, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ, Федеральный закон N 166-ФЗ), введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законы" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-Ф_, Федеральный закона N 156-ФЗ), военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, Федеральный закон N 173-ФЗ), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1 - военнослужащие, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Также действующее законодательство предусматривает и правовой механизм реализации работающими пенсионерами права на медицинское обеспечение за счет уплачиваемых ими страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются с 01.01.2011 Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Как следует из статьи 1 названного Федерального закона, он регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом к застрахованным лицам статья 10 Федерального закона N 326-ФЗ относит:
- лиц, работающих по трудовому договору;
- лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих);
- неработающих граждан, в том числе, неработающих пенсионеров независимо от основания назначения пенсии.
Страхователями для каждой из этих категорий граждан, как это следует из статьи 11 Федерального закона N 326-ФЗ, являются:
- для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 названного Федерального закона - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие;
- для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ (в том числе, для неработающих пенсионеров) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось в статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2011.
Из изложенных правовых норм следует, что в число неработающих граждан, за которых взносы на обязательное медицинское страхование обязаны уплачивать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежат включению лишь неработающие пенсионеры, независимо от оснований назначения им пенсии.
Обязательное медицинское страхование работающих пенсионеров, в зависимости от того, являются ли они лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, либо лицами, работающими по трудовому договору, осуществляется соответственно самими самозанятыми гражданами (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой) либо работодателями.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 326-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом.
Из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что его действие не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ. Уплата за них страховых взносов на обязательное медицинское страхование как за неработающих лиц уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации производиться не должна.
На наличие указанной обязанности у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой), уже получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", применительно к новому правовому регулированию, указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 25.01.2012 N 226-О-О и от 22.03.2010 N 405-О-О.
Из представленной в материалы дела копии пенсионного удостоверения N 186281, выданного 23.07.1997, усматривается, что Беликов С.В. является военным пенсионером и с 27.03.1997 получает пенсию по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Беликов С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа 03.06.2008 (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 50 N 010719135 от 03.06.2008). Также предприниматель Беликов С.В. 29.08.2008 зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (государственный регистрационный номер 046032022239) и в территориальном фонде обязательного медицинского страхования (государственный регистрационный номер 204010800072054).
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, и учитывая положения действующего законодательства, предприниматель Беликов С.В., являющийся военным пенсионером и получающий пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы как в бюджет Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование, так и в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В абзаце 3 статьи 2 названного Федерального закона страховой стаж определен как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Буквальное содержание указанных норм права с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", свидетельствует о том, что право на получение трудовой пенсии по старости возникает у военных пенсионеров при наличии двух условий: достижение пенсионного возраста и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
В рассматриваемой ситуации Беликов С.В., 05.08.1966 года рождения, еще не достиг пенсионного возраста - 60-ти лет, с наступлением которого законодатель связывает право на получение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, с учетом страхового стажа, который может быть приобретен Беликовым С.В. вследствие уплаты указанных в постановлении N 04603290023529 от 29.09.2011 страховых взносов, а также вследствие уплаты им страховых взносов в процессе дальнейшего осуществления своей предпринимательской деятельности, на момент достижения предпринимателем Беликовым С.В. возраста, с которым законодательство связывает возникновение права на получение пенсии по старости, он сможет приобрести необходимый минимальный стаж, в связи с чем по достижении им возраста 60-ти лет у него возникнет право на получение трудовой пенсии по старости.
Реализация права на получение страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию может быть осуществлена предпринимателем Беликовым С.В. в порядке, установленном Федеральным законом N 326-ФЗ, при наступлении страхового случая, под которым названным Федеральным законом понимается совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), являющееся основанием для предоставления застрахованному лицу страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию.
При указанных обстоятельствах на предпринимателя Беликова С.В. может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Поскольку данная обязанность в добровольном порядке предпринимателем Беликовым С.В. исполнена не была, у управления Пенсионного фонда имелись основания для вынесения постановления N 04603290023529 от 29.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)", в соответствии с которым с предпринимателя подлежали взысканию 10 392 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 571,56 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 039,20 руб. - страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 335,83 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 18,47 руб. - пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 33,58 руб. - пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Размер взносов, указанный в постановлении, определен фондом на основании норм действующего законодательства и не оспаривается предпринимателем.
Также предприниматель не оспорил и размер начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов пеней.
Следовательно, суд области правомерно отказал в удовлетворении требования страхователя о признании недействительным постановления государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже N 04603290023529 от 29.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)".
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы страхователя отсутствуют. Решение арбитражного суда Воронежской области отмене не подлежит.
Учитывая результат рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы и распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 06.03.2012 по делу N А14-12671/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Беликова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий два месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12671/2011
Истец: Беликов С. В.
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Воронеже, Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеж