г. Томск |
|
22 июня 2012 г. |
Дело N А27-12835/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.А. Скачковой,
судей И.И. Бородулиной, М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Никитиной без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - без участия (извещен),
от заинтересованных лиц - без участия (извещены),
от третьих лиц - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 января 2011 г. по делу N А27-12835/2010 (судья И.В. Мишина)
по заявлению ООО "Интера" (ОГРН 1034205053706, ИНН 4205052952,650021, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, д. 21 В)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059. ИНН 4205077178, 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Октябрьский, д. 3 Г), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", (ОГРН 1027700123208, ИНН 7704096950, 101000, г. Москва, пер. Гусятников, д. 11, СТР.1), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (ОГРН 4205003426, ИНН 1024200721830, 650070, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского, д. 21)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Автоагрегат-Два" (650000, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1), общество с ограниченной ответственностью "Алтея", (650000, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1),
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интера" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному государственному учреждению "земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата) о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельного участка общей площадью 41506,72 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1, с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218406700,37 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости - 5261,96 руб. за кв.м), проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля"; признании незаконными действий Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5261,96 руб. за один квадратный метр и общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218406700,37 руб.; обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Автоагрегат-Два" и общество с ограниченной ответственностью "Алтея".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "ФКЦ "Земля" обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в своей апелляционной жалобе указывает, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта, утверждающего кадастровую стоимость.
ФГУП "ФКЦ "Земля"" полагает, что при принятии оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции не установил надлежащим образом права и обязанности лиц, участвующих в деле, а именно, обязанности ФГУП "ФКЦ "Земля"" перед заявителем. В решении не указано, какие нормативно правовые акты следовало применить при рассмотрении данного дела.
Подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 решение суда отменено в части удовлетворения требований заявителя. Принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В части возврата Обществу из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2011 постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу N А27-12835/2010 оставлено без изменения.
ООО "Интера" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 25.03.2011 по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2011 г. заявление общества с ограниченной ответственностью "Интера" о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу N 07АП-1772/2011 (N А27-12835/2010) удовлетворено; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу N 07АП-1772/2011 (N А27-12835/2010) отменено по новым обстоятельствам.
19.12.2011 в апелляционный суд поступило заявление ООО "Интера" о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4849/2010.
Суд апелляционной инстанции определением от 19.12.2011 производство по делу N 07АП-1772/2011 (N А27-12835/2011) приостановил до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4849/2010.
Извещением от 09.04.2012 для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу N 07АП-1772/2011 (N А27-12835/2011) апелляционный суд назначил судебное заседание апелляционной инстанции на 24.04.2012.
В связи с отсутствием ходатайств и заявлений об участвующих в деле лиц по существу направленного извещения от 09.04.2012 по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу, при наличии (не устранении) обстоятельств, вызвавших приостановление производства по настоящему делу, апелляционный суд по собственной инициативе посчитал невозможным совершать какие-либо процессуальные действия по существу апелляционных жалоб и вновь направил извещение для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу N 07АП-1772/2011 (N А27-12835/2011) апелляционный суд назначил судебное заседание апелляционной инстанции на 15.06.2012.
Определением от 15.06.2012 апелляционный суд производство по делу возобновил, открыл судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Интера" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101016:78 по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1.
Согласно кадастровой выписке и кадастрового паспорта от 02.04.2010 N 4200/001/10-115615 кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 составляет 218406700,37 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5261,96 руб. за кв.м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка установлена незаконно, так как при ее определении не была соблюдена процедура определения кадастровой стоимости земель, в том числе - не принята во внимание рыночная стоимость земельного участка, ООО "Интера" заключило договор с оценочной организацией - Кузбасской Торгово-промышленной палатой для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1.
Согласно отчету независимого оценщика Кузбасская торгово-промышленная палата от 27.07.2010 N 7/98 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 41507 кв.м с кадастровым номером 42:24:0101016:78, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская,1 составила 25860000 руб.
В связи с тем, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями. Требования заявителя мотивированы нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, так как определение кадастровой стоимости земельного участка произведено с нарушением действующего законодательства.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно указанным Правилам N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.
В силу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее - управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - Постановление N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.
Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельного участка в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" как таковое, возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка внесены в ГКН в соответствии с указанным Постановлением N 520, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена путем умножения удельного показателя на площадь земельного участка, что не оспаривается заявителем.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Согласно статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1).
В силу статей 67, 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
С учетом изложенного, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о том, что достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в сумме 5261,96 руб. за кв.м, заявителем не представлено.
Выводы суда первой инстанций о незаконности действий по внесению в государственный реестр недвижимости экономических характеристик удельного показателя и общей кадастровой стоимости этого земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Доказательства внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела также отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ Обществом доказательств того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.
Отчет независимого оценщика Кузбасской Торгово-промышленной палаты от 27.07.2012 N 7/98, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 составляет 25860000 руб., не может являться таким доказательством.
Таким образом, апелляционный суд считает, что ООО "Интера", обратившись в арбитражный суд с указанными выше требованиями аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценки земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, надлежащих и достаточных доказательств не представлено, а равно свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что кадастровая стоимость спорного земельного участка по отчету уполномоченного органа определена на 01.01.2007, а по отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на произвольную дату - 27.07.2010, суд апелляционной инстанции при отсутствии данных о рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2007 считает недоказанным нарушение прав Общества внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенного на 01.01.2007.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка Общества и необоснованно признал незаконными действия этого органа по внесению в государственном реестре недвижимости экономических характеристик удельного показателя и общей кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ООО "Интера" требований.
В то же время, Общество фактически в обоснование своих требований указывает на несоответствие среднего уровня кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, положенной в основу кадастровой стоимости его земельного участка, рыночной стоимости, в обоснование чего ссылается на отчет Кузбасской торгово-промышленной палаты от 27.07.2010 N 7/98.
Из содержания заявленных требований следует, что фактически права ООО "Интера" нарушаются именно несоответствием внесенной кадастровой стоимости земельного участка их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, целью заявленных ООО "Интера" требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 на его рыночную стоимость, что не отрицалось заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На сегодняшний день практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков определена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 от 28.06.2011, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу на период рассмотрения этого спора.
Как того требует статья 66 ЗК РФ требование об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, ООО "Интера" не заявлялось.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.
Возложение на арбитражный суд бремени формулирования исковых требований исходя из общего описания заявителем своего несогласия, в частности с результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, а также бремени поиска и сбора доказательств в обоснование иска противоречит нормам процессуального законодательства.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Интера" в обоснование своего заявления, доводы которого сводятся к несогласию с результатами государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, ссылается на отчет, составленный по состоянию на 27.07.2010 N 7/98. При этом требования об определении судом величины кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 Обществом заявлено не было, равно как и ходатайства о проведении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного участка на указанную дату.
Заключение независимого оценщика - Кузбасская торгово-промышленная палата от 27.07.2010 N 7/98, составленное спустя почти 2 года с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки, не может свидетельствовать о недостоверности утвержденных 27.11.2008 результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, перечень которых сформирован и оценка проведена по состоянию на 01.01.2007 (абзац 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ").
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушенные права Общества могут быть защищены путем предъявления требования о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств и позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 от 28.06.2011, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены не все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы материального права, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 января 2011 года по делу N А27-12835/2010 отменить в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Интера". Принять в данной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Интера" отказать.
В части возврата ООО "Интера" из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 января 2011 года по делу N А27-12835/2010 - оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12835/2010
Истец: ООО "Интера"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ"
Третье лицо: ООО "Автоагрегат-Два", ООО "Алтея", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1772/11
19.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3410/11
25.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1772/11
11.01.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12835/10