г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2012 г. |
Дело N А42-8807/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Смолко Е.В. по доверенности от 03.07.2012
от ответчика (должника): Васильева Н.Н. по доверенности от 02.03.2012 N 02-15/01650, Сверчков В.А. по доверенности от 11.01.2012 N 02-15/00032
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10609/2012) МИФНС N 8 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2012 по делу N А42-8807/2011 (судья Д.В. Муратшаев), принятое
по заявлению Общественной организации взрослых, детей и молодежи "Кировско-Апатитская Федерация шейпинга"
к МИФНС N 8 по Мурманской области о признании недействительным решения от 29.06.2011 N 10
установил:
Общественная организация взрослых, детей и молодежи "Кировско-Апатитская Федерация шейпинга" (ОГРН 1025100001904, место нахождения: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Победы, д. 4, далее - Федерация, ОО "КАФШ") обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.06.2011 N 10 в части:
- доначисления налога на прибыль за 2008 год в сумме 5222 руб. соответствующих ему пени и штрафов;
- доначисления налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 г.. в размере 85866 руб.; за 2 квартал 2008 г. в размере 60901 руб.; за 3 квартал 2008 г.. в размере 38328 руб.; за 4 квартал 2008 г.. в размере 94472 руб.; за 1 квартал 2009 г.. в размере 78401 руб.; за 2 квартал 2009 г.. в размере 65114 руб.; за 3 квартал 2009 г.. в размере 33221 руб.; за 4 квартал 2009 г.. в размере 89444 руб. соответствующих им пени и штрафов, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Определением суда первой инстанции от 11.03.2011 инспекция Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области заменена на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2012 заявленные требования удовлетворены, с инспекции взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Федерации в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Федерации с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Инспекцией в отношении Федерации проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, НДФЛ за период с 01.01.2008 по дату начала проверки.
По результатам выездной налоговой проверки составлен Акт от 23.05.2011 N 9. На акт проверки Федерацией представлены возражения.
По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика 29.06.2011 принято решение N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Федерация была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные:
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату сумм налога на прибыль в сумме 1044,40 руб.;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату сумм налога на добавленную стоимость в сумме 111 983.00 руб.
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату сумм ЕСН в сумме 1 936,40 руб. Указанным решением Федерации доначислены налог на прибыль в сумме 5 222 рублей, пени в сумме 1240,75 рублей, НДС в сумме 559 918 рублей, пени в сумме 175 933,12 рублей, ЕСН в сумме 9 682 рубля, пени в сумме 2 179,60 рублей.
Апелляционная жалоба Федерации Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 15.09.2011 N 520 оставлена без удовлетворения. Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы, Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа в части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства являются членскими взносами и не отвечают признакам дохода организации в целях налогообложения в силу положений ст. 251 НК РФ.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части взыскания с инспекции расходов на оплату услуг представителя.
Основанием для доначисления налога на прибыль и НДС за 2008-2009 года послужил вывод инспекции о занижении Федерацией налоговой базы в связи с невключением в нее сумм, фактически являющихся оплатой за оказание услуг в виде занятий по системе "шейпинг".
В соответствии с главой 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). К доходам в целях настоящей главы согласно ст. 248 НК РФ относятся, в том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. В целях настоящей главы доходом от реализации в силу ст. 249 НК РФ признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Реализацией товаров (работ, услуг) согласно п. 1 ст. 39 НК РФ признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и(или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 года N 58-ФЗ) (п/п 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения (ст. 6 Закона).
Общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации, которой признается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения (ст. 7, 8 Закона). Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом (ст. 31 Закона).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общественная организация взрослых, детей и молодежи "Кировско-Апатитская Федерация шейпинга" является некоммерческой организацией, действующей на основании Устава общественной организации.
В соответствии с п. 1.1. Устава ОО "КАФШ" Кировско-Апатитская Федерация шейпинга является общественной организацией, в которую на добровольных началах на основе общности интересов, демократии и законности входят граждане (физические лица), а также общественные объединения (юридические лица) в целях гармоничного развития личности на основе системы "шейпинг".
В п. 3 Устава ОО "КАФШ" закреплено, что членство в Федерации является добровольным и может быть индивидуальным и коллективным (п.3.1. Устава); индивидуальными членами могут быть взрослые граждане Российской Федерации, а также дети от 10 до 14 лет и молодежь в возрасте от 14 до 18 лет, проживающая постоянно или временно в Кировском и Апатитском районах Мурманской области, а также иностранные граждане и лица без гражданства, коллективными - общественные объединения, признающие и исполняющие настоящий устав и участвующие в деятельности Федерации (п.3.2. Устава).
Прием в Федерацию индивидуальных взрослых членов производится на основании письменного заявления вступающего, коллективных - на основании договора общественного объединения с Федерацией или решения руководящего органа общественного объединения, одобренного Правлением Федерации.
Пунктами 4.2-4.3, 5 Устава Федерации определено, что высшим органом Федерации является Конференция; имущество Федерации формируется из взносов, обязанность уплаты которых предусмотрена уставом и определяется специальным Положением о порядке уплаты взносов, утвержденным Конференцией ОО "КАФШ".
XIII Конференцией утверждено Положение о порядке уплаты членских взносов и введено в действие с 01.04.2006.
Указанным положением установлено следующее: "Вступительные взносы оплачиваются членами КАФШ при вступлении. Членские взносы оплачиваются ежемесячно, если член Федерации участвует в текущей работе КАФШ и посещает шейпинг-залы. Оплатив ежемесячный взнос (единый и неделимый) член Федерации выбирает одно физкультурно-оздоровительное направление, представленное на текущий момент в шейпинг-залах Федерации и бассейнах, арендуемых для своей деятельности. В случае, если член Федерации временно не имеет возможности участвовать в такой работе и посещать шейпинг-залы, он на этот период может не оплачивать ежемесячный взнос, а при возобновлении такой возможности он обязан вновь его оплачивать.
Членские взносы принимаются администраторами - кассирами по сбору членских взносов, имеющими с Федерацией действующие договор гражданско-правового характера и договор о материальной ответственности. Уплата взносов фиксируется в специальной ведомости строгой отчетности и одновременно - в членском билете члена КАФШ.
Частич ная оплата взноса допускается только когда член Федерации убывает в отпуск или командировку, по прибытию из отпуска или командировки, в случае посещения по рекомендации тренера неполного цикла программы. Размер взноса определяется при этом пропорционально пройденной части цикла программы. При посещении членом Федерации дополнительных циклов программы (по рекомендации тренера) он оплачивает дополнительный взнос, размер которого определяется по тому же принципу.
Возврат взносов в случае прохождения неполного цикла программ не предусматривается и не производится. Только в случае, если пропуск части цикла подтверждается документом (медицинской справкой - для детей, учащихся и студентов, больничным листом, командировочным удостоверением, вызовом на сессию - для взрослых), часть членского взноса (пропорционально пропущенной части цикла) принимается в зачет при оплате взноса за следующий месяц, а при невозможности дальнейшего прохождения программы - возвращается. При этом возвращается только членский взнос (или его доля). Возврат взноса производится по расходному ордеру на основании заявления члена Федерации с приложением копии документа, подтверждающего пропуск части цикла. Возврат вступительного взноса при этом не производится.
Полностью членский взнос возвращается членам Федерации в случаях: - если после медицинского обследования член Федерации получил подтвержденный документом медотвод от физкультурно-оздоровительных занятий;- в случае, если член Федерации не посетил в данном месяце ни одной части цикла (по окончанию месяца). При этом вступительный взнос не возвращается.
Размеры членских (основных и льготных) и вступительных взносов пересматриваются Правлением по мере необходимости с учетом фактических издержек Федерации по организации уставной деятельности (в пределах утвержденной Конференцией сметой), а также с учетом инфляции. Размеры взносов утверждаются Правлением Федерации."
Правилами "посещения шейпинг - залов (клубов, центров) в Кировско-Апатитской Федерации шейпинга" (утвержденными IV Конференцией Кировско-Апатитской Федерации шейпинга 15.01.2000 г..) также предусмотрены основания возврата внесенных членских взносов.
Как установлено в ходе проверки и подтверждено материалами дела членами Федерации собственноручно написаны заявления о приеме в члены Федерации, учет членов ОО "КАФШ" осуществлялся в специальных учетных карточках, каждому члену Федерации выданы членские билеты. Членские взносы учитываются в ведомостях уплаты взносов, лица, вносившие взносы расписывались в ведомостях. Федерацией оформлялись приходные кассовые ордера.
При проведении проверки установлено 12 случаев возврата членских взносов физическим лицам. Физические лица писали заявления, в которых указывали причину возврата: по медицинским показаниям, в связи с отменой занятий, в связи с выездом, по семейным обстоятельствам, в связи с болезнью и отменой занятий. Возвраты членских взносов оформляются расходными кассовыми ордерами.
Указанные случаи возврата членских взносов соответствуют Положению, утвержденному XIII Конференцией Федерации 01.04.2006, и Правилам посещения шейпинг - залов (клубов, центров) в Кировско-Апатитской Федерации шейпинга, утвержденным IV Конференцией Кировско-Апатитской Федерации шейпинга 15.01.2000 и не противоречат Закону N 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях".
Свидетелям, опрошенным в ходе проверки, вопросы относительно членства в Федерации не задавались.
Представленным в материалы дела личные заявления, свидетельствуют о добровольном вступлении физических лиц в члены Федерации.
Договоры с физическими лицами на оказание услуг в виде занятий по системе "шейпинг" не заключались.
В ходе проверки на основании ведомостей уплаты взносов, приходных кассовых ордеров, заявлений о внесении добровольных членских взносов, справок о получении взносов членов, платежных поручений, счетов, учетных регистров по балансовым счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 86 "Целевое финансирование" Инспекцией установлено, что в проверяемом периоде имущество ОО "КАФШ" формировалось только за счет добровольных членских взносов.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что полученные денежные средства направлялись на уставные цели, доказательства нецелевого использования взносов в ходе проверки не получены.
Согласно п. 4.6 Устава Федерации расходование средств Федерации производится в соответствии со сметой на предстоящий год, которая утверждается Конференцией. Фактическое использование средств Федерации отражается в исполнительной смете за прошедший год, которая также утверждается Конференцией.
На XV Конференции 20.02.2008 делегатами от Апатитского и Кировского шейпинг-центров рассмотрена смета расходования за 2007 год и утверждена смета расходов на 2008 год, что подтверждается соответствующим протоколом.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В силу п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) являются одним из источников формирования имущества некоммерческой организации.
В соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, использованные получателями по назначению. В частности, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов).
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, если уставом некоммерческой организации предусмотрено проведение мероприятий для своих членов, то взносы членов некоммерческой организации на ведение ею уставной деятельности не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.
Учредительными документами Федерации предусмотрено, что проведение мероприятий (занятий по системе "шейпинг") осуществляется в отношении исключительно своих членов. Следовательно, членство в Федерации, связанное с занятиями по системе "шейпинг" соответствует учредительным документам, а взносы не подлежат включению в налоговую базу.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что размер и порядок расходования членских взносов утверждены соответствующими органами управления Федерации, физические лица самостоятельно и добровольно подавали заявления на вступление в члены некоммерческой организации, учет и расходование членских взносов велся в соответствии с положениями действующего законодательства на цели, предусмотренные Уставом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у Федерации выручки от реализации услуг, а следованно, и налоговой базы по налогу на прибыль и НДС.
Доводы жалобы о том, что уплата членских взносов являлась нерегулярной и не обязательной, а также, что размер членских взносов зависел от характера направления по системе "шейпинг" подлежат отклонению, поскольку именно такая система уплаты членских взносов утверждена органами управления общественной организации, что не является нарушением действующего законодательства.
Размер и порядок уплаты членских взносов некоммерческой организацией определяется учредительными документами. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что уплата взносов производилась в строгом соответствии с Уставом, Положением о порядке уплаты членских взносов.
Ссылка инспекции на выявленные в ходе проверки случаи возврата взносов отклоняется апелляционным судом, поскольку возвраты произведены в соответствии с локальными актами некоммерческой организации.
Федерацией заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование в части взыскания расходов в сумме 20 000 рублей, указал, что в соответствии с договором в обязанности представителя входит также оказание услуг по апелляционному обжалованию решения инспекции в вышестоящий налоговый орган, которые не являются судебными расходами.
Апелляционный суд считает, что решение суда в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей подлежит отмене.
Судебные расходы в силу ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно рекомендациям, содержащимся в п. 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Материалами дела установлено, что между Федерацией и ООО "БизнесН" заключен договор от 08.07.2011 возмездного оказания консультационно-правовых услуг. Согласно условий договора исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать консультационно-правовые услуги и совершить следующие действия: представление устных консультаций по результатам налоговой проверки подготовка ходатайства о снижении штрафных санкций, подготовка документов для оспаривания решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе, в арбитражном суде Мурманской области, а также представление интересов в арбитражном суде.
Пунктом 3.1. договора определено, что цена услуг составляет 25 000 рублей, которая подлежит перечислению на расчетный счет.
Актом N 00009 от 14.07.2011 стороны подтвердили, что консультационно-правовые услуги стоимостью 25 000 рублей выполнены полностью, заказчик претензий по объему и качеству услуг не имеет.
Оплата оказанных услуг произведена 15.07.2011, что подтверждается платежным поручением N 121 от 13.07.2011.
При этом, заявление Федерации об оспаривании решения инспекции подано в арбитражный суд Мурманской области 16.12.2011.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют, что услуги по договору от 08.07.2011 были в полном объеме оказаны и приняты заказчиком до обращения в арбитражный суд.
Из положений ст. 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что услуги представителя, расходы на оплату которых подлежат возмещению, должны быть оказаны в связи с рассмотрением дела в суде.
Поскольку услуги по договору от 08.07.2011 оказаны до обращения в суд, расходы Федерации не являются судебными и в порядке ст. 110 АПК РФ возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2012 по делу N А42-8807/2011 отменить в части взыскания с Межрайонной ИФНС N 8 по Мурманской области судебных расходов в размере 20 000 рублей.
В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8807/2011
Истец: Общественная организация взрослых, детей и молодежи "Кировско-Апатитская Федерация шейпинга"
Ответчик: ИФНС России по г. Апатиты, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Мурманской области