В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на принципиальное изменение существующей системы государственной охраны объектов культурного наследия, основанной на системе категорий историко-культурного значения.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления исходя из принадлежности указанных объектов к памятникам истории и культуры федерального, регионального или местного (муниципального) значения соответственно вне зависимости от того, кто является собственником данных объектов.
Таким образом, Федеральный закон N 73-ФЗ создает необходимые условия для организации охраны объектов культурного наследия с учетом распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, существующий правовой механизм позволяет обеспечить государственную охрану объектов культурного наследия, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
Предлагаемые законопроектом изменения устанавливают принцип организации государственной охраны памятников истории и культуры исходя исключительно из их принадлежности к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. При этом остается неурегулированным вопрос о том, какой орган будет осуществлять государственную охрану объектов культурного наследия, находящихся о частной и иных формах собственности, что противоречит пункту 3 статьи 1 законопроекта.
Отмена существующего разграничения полномочий в отношении государственной охраны объектов культурного наследия повлечет перераспределение расходов в этой области между бюджетами Российской Федерации и фактически приведет к увеличению расходов региональных бюджетов. Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае принятия федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
Согласно статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на три вида: памятники, ансамбли и достопримечательные места. Законопроектом предлагается внести изменения в указанную статью, заменив название одного из видов объектов культурного наследия "памятники" на "единичные объекты". Вместе с тем далее по тексту Федерального закона N 73-ФЗ понятие вида "памятники" не заменено.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 3 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которому к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензию на проведение таких работ. Данная норма законопроекта противоречит пункту 41 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г.). N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию.
Пункт 16 статьи 1 законопроекта, которым вносятся изменения в статью 30 Федерального закона N 73-ФЗ, не учитывает нормы статьи 30 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения не учитывают положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон N 258-ФЗ), которым внесены существенные изменения в Федеральный закон N 73-ФЗ. В частности, Федеральным законом N 258-ФЗ устанавливаются порядок и процедура оформления права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на объекты культурного наследия, а также с 1 января 2008 г. распределение полномочий по их государственной охране, сохранению, использованию и популяризации.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 3368п-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 349657-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", вносимый депутатом Государственной Думы С.Н. Абельцевым"
Текст письма официально опубликован не был