г. Самара |
|
30 июля 2012 г. |
Дело N А55-16697/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод" - Ситников С.А., по доверенности от 12.12.2011 года, Жуков В.С., по доверенности от 25.05.2012 года,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары - Козьменко Н.А., по доверенности от 30.08.2010 года, Суркин С.А., по доверенности от 03.11.2011 года,
от Управления Федеральной налоговой службы - Суркин С.А., по доверенности от 04.06.2012 года,
от Министерства управления финансами Самарской области - Колмычкова Е.А., по доверенности от 11.01.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самара,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2012 года о принятии обеспечительных мер по делу N А55-16697/2012, судья Мешкова О.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод", г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары, г. Самара,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения от 20.03.2012 г. N 11-17/8512,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакор-авиационный завод" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.03.2012 г. N 11-17/8512 Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары.
17.05.2012 г. Общество обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения от 20.03.2012 г. N 11-17/8512 Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары до рассмотрения дела по существу.
Определением суда первой инстанции от 18 мая 2012 года ходатайство открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод" о применении обеспечительных мер удовлетворено.
Арбитражный суд приостановил действие решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.03.2012 г. N 11-17/8512 до рассмотрения дела по существу.
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары просит определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что в том случае, если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы, или изъятия иного имущества и при этом нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 АПК РФ.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 18.07.2012 г.). Просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области по основаниям, изложенным в отзыве от 09.07.2012 г. N МФ-13-14/1212-1 просит принять решение по апелляционной жалобе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер заявитель сослался на то, что в данный момент ОАО "Авиакор - авиационный завод" находится в крайне не благоприятном материальном положении, испытывает существенные финансовые затруднения и острый дефицит оборотных средств, так же имеет значительную задолженность перед контрагентами (долгосрочные обязательства - 181 804 000 руб.; краткосрочные обязательства - 7 429 862 000 руб.; убытки -176 396 000 руб.); взыскание средств, указанных в решении N 11-17/8512, а именно 269 317 324 руб., существенно затруднит и без того неблагоприятное финансовое состояние, и может повлечь образование задолженности перед работниками предприятия; рост задолженности в свою очередь может привести к банкротству предприятия, которое является единственным производителем в регионе, на производственной площадке которого ведется полный цикл сборки самолетов.
Заявитель ссылается на то, что ОАО "Авиакор - авиационный завод" является одним из системообразующих предприятий в авиастроительной отрасли, обеспечивающим занятость собственно 2,5 тыс. человек, а с учетом деятельности по кооперации свыше 300 тыс. человек, участвует в реализации Государственного оборонного заказа, является крупным и добросовестным налогоплательщиком.
ОАО "Авиакор - авиационный завод" - предприятие, бизнес-портфель которого, на 99% сформирован государственным оборонительным заказом (далее, - ГОЗ). На данный момент получен государственный оборонный заказ на 10 самолетов Ан-140, который сформирован на 15% стоимости ниже, чем изначально планировалось и было подтверждено независимой инспекцией (военной приемкой). Следовательно, свободных средств для погашения любых платежей, несвязанных с обеспечением государственного оборонного заказа нет.
Заявитель считает, что налоговый орган своими действиями может побудить процесс банкротства на одном из системообразующих предприятий Самарской области, и тем самым оставить без заработка порядка 2 500 рабочих, своими действиями парализовать деятельность предприятия, а так же сделать невозможным выполнения государственного оборонного заказа и обязательств перед контрагентами.
В качестве доказательств наличия оснований применения обеспечительных мер заявителем приложены требование N 9160 от 11.05.2012 г., бухгалтерский баланс за 2011 год, за 1 квартал 2012 года, списочная численность ОАО "Авиакор-авиационный завод", расшифровка выручки за 2011 и 2012 годы, расшифровка срок баланса по форме 1 и 2 за 2011 и 2012 годы, справка о численности сотрудников, фонде оплаты труда, задолженности по оплате труда, об остатке денежных средств на расчетных счетах, задолженности по налогам с приложением оборотно-сальдовых ведомостей, выписок из лицевых счетов в банках, государственные контракты на поставку самолетов, выписку из перечня стратегических предприятий, расшифровку выручки, основных средств, иные расшифровки к строкам баланса, включая запасы, прочие оборотные активы, готовую продукцию, заемные средства, кредиторской задолженности, и другие документы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Самары от 20.03.2012 г. N 11-17/8512 о приостановлении действия которого заявитель просит в ходатайстве о принятии обеспечительных мер, отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ, заявителю предложено уплатить недоимку в сумме 269 317 324 руб., уменьшить убытки по данным налогового учета в сумме 316 964 421 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Во исполнение оспариваемого решения заявителю налоговым органом уже выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 9160 от 11.05.2012 г., срок исполнения которого наступит 24.05.2012 г.
Налогоплательщик считает, что существует реальная угроза того, что налоговый орган примет меры по бесспорному взысканию начисленных оспариваемым решением сумм налогов, пеней и штрафов в соответствии со статьей 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации до разрешения судом вопроса о законности произведенных налоговых начислений заявителю.
Между ОАО "Авиакор-авиационный завод" и Государственным заказчиком - Министерство обороны РФ был заключен государственный контракт на поставку самолетов АН-140 для нужд Министерства обороны в 2011-2013 годах, в соответствии с которым заявитель получит предполагаемую прибыль, за счет которой сможет исполнить налоговые обязательства с учетом имеющихся у него активов, включая основные средства, что гарантирует исполнение решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары N 11-17/8512 от 20.03.2012 г. в случае подтверждения судом законности и обоснованности доначисления обязательных платежей и санкций.
Из представленных заявителем документов следует, что размер ущерба, который может быть причинен Обществу в случае не принятия судом обеспечительных мер значителен для Общества. Сумма, подлежащая взысканию и доначисленная по оспариваемому решению, не позволит заявителю в полном объеме исполнить свои текущие обязательства перед коллективом, что значительно ухудшит финансовое положение организации.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что размер оспариваемой задолженности, начисленной инспекцией (269 317 324 руб.), значителен как в сравнении с фондом оплаты труда (за 2011 год - 378 232 000 руб.), размером ежемесячных текущих (операционных) издержек, так и размеров прибыли, которое общество имеет, а также планирует получить за три года согласно представленным контрактам и калькуляции (120 611 100,20), что свидетельствует о том, что в случае не принятия судом обеспечительных мер обществу возможно причинение значительного ущерба.
Согласно представленным данным и документам, расходы по заработной плате за 2011 года составили 378 232 000 руб., за 1 квартал 2012 года - 121 439 000 руб., за апрель 2012 года - 22 662 000 руб. (фонд платы труда), что следует из представленной справки и представленными в ее подтверждение документами. Списочная численность сотрудников, работающих в ОАО "Авиакор-авиационный завод", составляет на 01.05.2012 г. 2 314 человек, что подтверждается справкой и расшифровкой списочной численности.
Согласно представленной заявителем справке задолженность по оплате труда перед сотрудниками ОАО "Авиакор-авиационный завод" на 01.05.2012 г. составляет 22 662 000 руб. Данная задолженность за апрель 2012 года (начислено в апреле срок выплаты - 15 мая. Просроченной задолженности не имеется, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 70 за апрель 2012 г.), следовательно, оспариваемая сумма налогов, пени и штрафов является для заявителя существенной, как исходя из размера полученной прибыли, так и из его имущественного положения.
Изъятие из оборота предприятия денежных средств во исполнение оспариваемого решения инспекции, может привести к задержке выплаты заработной платы работникам, что повлечет ответственность, предусмотренную статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в виде начисления процентов за каждый день задержки.
В то же время принятие заявленной обеспечительной меры предотвратит указанные негативные последствия.
Согласно сведениям, подтвержденным выписками из лицевого счета в банках остаток денежных средств на расчетных счетах Общества на 15.05.2012 г. составляет 29 846 100 руб. По данным заявителя также имеется задолженность по налоговым платежам.
В соответствии с данными бухгалтерской отчетности у заявителя имеются долгосрочные обязательства - 181 804 000 руб.; краткосрочные обязательства - 7 429 862 000 руб.; убытки - 176 396 000 руб.; поэтому взыскание указанных в решении N 11-17/8512 средств, в сумме 269 317 324 руб., существенно затруднит и без того неблагоприятное финансовое состояние.
При этом арбитражным судом было обоснованно принято во внимание, что в соответствии с Перечнем стратегических организаций, а также Федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. N 1226-р. ОАО "Авиакор-авиационный завод" является стратегическим акционерным обществом и выполняет работы, в том числе и по государственным заказам, и соответственно, финансируется за счет средств федерального бюджета; объем государственного заказа составляет значительный процент от выпускаемой продукции.
С позиции изложенных обстоятельств, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что обеспечительная мера в виде приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары N 11-17/8512 от 20.03.2012 г. непосредственно связана с предметом спора, соответствует характеру спора и оспариваемому акту.
Обществом доказано, что непринятие заявленной обеспечительной меры может причинить значительный ущерб заявителю в случае бесспорного взыскания за счет его денежных средств и иного имущества до разрешения спора о правомерности доначисления спорных сумм налоговых платежей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения ходатайства открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод" о применении обеспечительных мер.
В апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары не приведены обстоятельства и доводы, имеющие ссылку на необоснованность определения суда первой инстанции.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2012 года по делу N А55-16697/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16697/2012
Истец: ОАО АВИКОР-АЗ
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 3710/13
22.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3710/13
15.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3710/13
25.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3710/13
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8933/12
08.10.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8547/12
26.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11001/12
15.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16697/12
30.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7650/12
15.05.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-16697/12