г.Самара |
|
25 июля 2012 г. |
Дело N А55-312/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Самараавтотранс-2000" - представителя Шмелькова С.А. (доверенность от 02 июля 2012 года),
от отдела МВД России по Красноярскому району Главного управления МВД РФ по Самарской области - представителя Квалдыкова В.А. (доверенность от доверенность от 29 февраля 2012 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2012 года апелляционную жалобу отдела МВД России по Красноярскому району Главного управления МВД РФ по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 апреля 2012 года по делу N А55-312/2012, судья Медведев А.А., принятое по заявлению ООО "Самараавтотранс-2000", ИНН 6367006706, Самарская область, Волжский район, с.Преображенка, к отделу МВД России по Красноярскому району Главного управления МВД РФ по Самарской области, Самарская область, с.Красный Яр,
о признании незаконным и отмене постановления от 27 декабря 2011 года серии 63 АА N 096301 по делу об административном правонарушении по ст.12.21.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самараавтотранс-2000" (далее - ООО "Самараавтотранс-2000", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела МВД России по Красноярскому району Главного управления МВД РФ по Самарской области (далее - отдел МВД по Красноярскому району, административный орган) от 27 декабря 2011 года серии 63 АА N 096301 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 апреля 2012 года заявление ООО "Самараавтотранс-2000" удовлетворено, постановление отдела ГИБДД ОМВД по Красноярскому району Самарской области серии 63 АА N 096301 от 27 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Самараавтотранс-2000" признано незаконным и отменено полностью.
В апелляционной жалобе отдел МВД по Красноярскому району просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на наличие в действиях заявителя вмененного состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18 июня 2012 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 45 мин 23 июля 2012 года в связи с необходимостью дополнительного исследования материалов дела и представленной сторонами судебной практики.
Определением суда от 23 июля 2012 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Поповой Е.Г., в связи с ее нахождением в очередном ежегодном отпуске на судью Кувшинова В.Е., после чего рассмотрение дело было начато заново.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18 ноября 2011 года в 18 час 30 мин должностным лицом отдела ГИБДД ОВД по муниципальному району Красноярский Самарской области было установлено, что водитель Боталов А.А. на 1 км а/д Обводная г.Самары перевозил опасный груз (необезвреженную тару из-под нефти) на автомобиле Freightliner Columbia г/н О 017НХ 163 с полуприцепом-цистерной г/н АУ 1616 63 без предрейсового медицинского контроля. Данными действиями, по мнению административного органа, нарушен п.5.1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 08 августа 1995 года N 73 (далее - Правила перевозки опасных грузов).
По данному факту в отношении ООО "Самараавтотранс-2000" был составлен протокол об административном правонарушении N 63 АА 137801 от 16 декабря 2011 года.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом 27 декабря 2011 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 63 АА 096301, которым ООО "Самараавтотранс-2000" привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
В соответствии с ч.2 ст.12.21.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
На основании подпункта 5 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно п.5.1.5 Правил перевозки опасных грузов водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (приказ Минздрава СССР от 29 сентября 1989 года N 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.
Следовательно, организации и предприниматели, обязанные в соответствии с установленным законодательством порядком осуществлять медицинское освидетельствование водителей.
Предрейсовые осмотры проводятся с целью своевременного определения нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителей, выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автотранспортным средством как с позиции обеспечения безопасности движения, так и охраны их здоровья.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях (п.9 приказа N 152). Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе (п.3 названного приказа).
В силу п.7 указанного приказа сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (п.13 данного приказа).
Как установлено судом, 16 ноября 2011 года ООО "Самараавтотранс-2000" водитель Боталов А.А. был направлен в служебную командировку продолжительностью с 16 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года, связанную с перевозкой опасных грузов (нефти).
Предрейсовый медицинский контроль он прошел 16 ноября 2011 года и был допущен к рейсу, о чем имеется отметка в путевом листе.
Согласно п.10 приказа N 152 от 18 сентября 2008 года путевой лист оформляется один раз на весь маршрут движения организацией, выпустившего водителя в рейс, но не более чем на 1 месяц.
В путевом листе N ПВОПО00499 от 16-23 ноября 2011 года указан маршрут поездки (г.Самара - п.Просвет - Б. Черниговка - Казаковский ПНН - с. Николаевка - пер. Утевский, 23). Указанный маршрут соответствует маршруту, указанному в командировочном удостоверении N428 от 16 ноября 2011 года.
Согласно ст.2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.
При определении маршрута данным Законом не используются понятия "место погрузки" и "место выгрузки".
В соответствии с п.2.6.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку.
С учётом изложенного началом маршрута (пунктом отправления), указанного в путевом листе N ПВОПО00499 от 16-23 ноября 2011 года, является г.Самара, а окончанием маршрута (пунктом назначения) - также г.Самара, пер.Утевский, 23.
Таким образом, ООО "Самараавтотранс-2000", исходя из понимания рейса как движения транспортного средства по маршруту от места постоянной стоянки до возвращения на нее, разработало маршрут транспортировки опасных грузов, отвечающий требованиям п.2.6.4, п.2.10.3, п.5.1.10 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, с пунктом отправления - г.Самара и пунктом назначения - г.Самара, пер. Утевский, 23.
Административный орган не представил обоснования и доказательства того, что указанный маршрут не соответствует действующему законодательству.
Как установлено судом и не отрицается административным органом, в пункте отправления водитель Боталов А.А. 16 ноября 2011 года прошел предрейсовый медицинский контроль и был допущен к рейсу, о чем имеется отметка в путевом листе N ПВОПО00499 от 16-23 ноября 2011 года.
Однако административный орган, возражая против заявленных требований, утверждает, что водитель Боталов А.А. с 16 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года совершил 4 рейса.
Из объяснений представителя отдела следует, что под рейсом административный орган понимает движение транспортного средства между пунктами загрузки и выгрузки нефти: Казаковский ПНН и п. Просвет. При этом административный орган ссылается на показания водителя Боталова А.А., указавшего, что он совершил 4 рейса.
Указанный довод административного органа является необоснованным, поскольку пунктом 2.6.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом право разработки маршрута предоставлено ООО "Самараавтотранс-2000", которое самостоятельно осуществляет данное полномочие. Казаковский ПНН и п. Просвет являются промежуточными пунктами маршрута (г.Самара - п. Просвет - Б. Черниговка - Казаковский ПНН - с. Николаевка - пер. Утевский, 23), а не самим маршрутом, по которому может осуществляться рейс.
Документально подтвержденных сведений о том, что водитель Боталов А.А. совершил 4 рейса по разработанному ООО "Самараавтотранс-2000" маршруту поездки (г.Самара - п. Просвет - Б. Черниговка - Казаковский ПНН - с. Николаевка - пер. Утевский, 23), в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах достаточных правовых оснований для признания движения транспортного средства между промежуточными пунктами маршрута в качестве 4 рейсов суд не усмотрел.
Административный орган ссылается на решение Красноярского районного суда от 12 января 2012 года.
В соответствии с ч.3 ст.69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Между тем указанный судебный акт не содержит выяснения и обоснования имеющего существенное значение для настоящего дела обстоятельства: являются ли Казаковский ПНН - п. Просвет пунктами отправления и назначения маршрута, по которому водитель Боталов А.А. совершил 4 рейса, либо частью маршрута разработанного ООО "Самараавтотранс-2000" маршруту поездки (г.Самара - п. Просвет - Б. Черниговка - Казаковский ПНН - с. Николаевка - пер. Утевский, 23), по которому водитель Боталов А.А. совершил 1 (один) рейс.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с п.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что установленное законом либо иным нормативным правовым актом определение термина "рейс" отсутствует, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о тои, что сомнения в виновности ООО "Самараавтотранс-2000" являются неустранимыми.
Кроме того, административным органом не обоснована обязанность ежедневного прохождения медицинского контроля водителем, совершающим многодневный рейс; не приведено правовых норм, содержащихся как законодательных, так и подзаконных акта (приказах, инструкциях МВД РФ и т.п.), устанавливающих такую обязанность водителей при осуществлении перевозок опасных грузов. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса Российской Федерации от 08 августа 1995 года N 73, также не предусматривают обязательного ежедневного прохождения предрейсового медицинского контроля водителями в ходе многодневного рейса.
Ссылки сторон на практику судов общей юрисдикции не принимаются, поскольку в представленных судебных актах, принятых судами общей юрисдикции, по-разному оцениваются вышеуказанные обстоятельства, единый подход к разрешению данной правовой коллизии отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о недоказанности события административного правонарушения, в связи с чем правомерно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 09 апреля 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 апреля 2012 года по делу N А55-312/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела МВД России по Красноярскому району Главного управления МВД РФ по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-312/2012
Истец: ООО "Самараавтотранс-2000
Ответчик: ОГИБДД ОВД по муниципальному району Красноярский, Отдел ГИБДД ОМВД по Красноярскому району Самарской области
Третье лицо: Отдел МВД России по Красноярскому району Главного управления МВД РФ по Самарской области