г. Санкт-Петербург |
|
09 августа 2012 г. |
Дело N А42-826/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12271/2012) ГОУП "Мурманскводоканал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.05.2012 по делу N А42-826/2012 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению ГОУП "Мурманскводоканал"
к заместителю главного государственного санитарного врача по Мурманской области
3-е лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области
о признании недействительным предписания
установил:
государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал", (183038 Мурманская область г.Мурманск, ул. Дзержинского, 9, ОГРН 1025100860784; далее - ГОУП "Мурманскводоканал", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания заместителя главного государственного санитарного врача по Мурманской области (183038 Мурманская область г.Мурманск, ул.Коммуны, 7) от 25.01.2012 N 351/11-АР.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (183038 Мурманская область г.Мурманск, ул.Коммуны, 7, ОГРН 1055100189605; далее - Управление).
Решением суда от 14.05.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит отменить решение суда, как принятое при неправильном применении норм материального права. По мнению подателя жалобы, экспертное заключение N 03/4-13/04-8162 от 19.01.2012 и протокол лабораторных испытаний воды N 26 от 16.01.2012 являются недопустимыми доказательствами и не могут служить основанием для вынесения предписания, поскольку получены с нарушением требований статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Кроме того, заявитель считает, что формулировка предписания является неопределенной, что свидетельствует о невозможности его исполнения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
По результатам проверки фактов неисполнения санитарного законодательства в части требований к качеству питьевой воды, подаваемой в дом N 2 по улице П.Осипенко в городе Мурманске, 20.12.2011 Управлением вынесено определение о возбуждении в отношении ГОУП "Мурманскводоканал" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 351/11-АР по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Определением от 20.12.2011 N 351/11-АР Управлением назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертной организации - федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области".
В ходе производства по делу об административном правонарушении специалистом-экспертом Управления в присутствии представителя ГОУП "Мурманскводоканал", двух понятых, с привлечением специалиста экспертной организации - федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" в зоне ответственности Предприятия на вводе в дом N 2 по улице П.Осипенко в г.Мурманске на транзитном трубопроводе диаметром 150 (5 м от наружной стены здания) произведен отбор пробы холодной воды.
Отбор проб оформлен протоколом от 13.01.2012 отбора проб и образцов, который подписан участвующими (присутствующими) лицами без каких-либо замечаний и заявлений.
В соответствии с протоколом лабораторных испытаний воды от 16.01.2012 N 26 показатель цветности в отобранных пробах холодной воды составил 32+6є при нормативе 20є, содержание железа составило 0,47+0,11 мг/дмi при нормативе 0,3 мг/дмi.
Согласно экспертному заключению от 19.01.2012 N 03/4-13/04-8162 исследованная проба холодной воды не соответствует требованиям пункта 3.5, таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю цветности и содержанию железа по сравнению с установленными нормативами.
По данному факту специалистом-экспертом Управления в отношении Предприятия 24.01.2012 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.
В целях устранения выявленного нарушения санитарных правил заместителем главного государственного санитарного врача по Мурманской области 25.01.2012 вынесено предписание N 351/11-АР, в котором заявителю предложено обеспечить качество питьевой (холодной) воды, подаваемой в жилой дом 2 по ул. П.Оспипенко в г. Мурманске в соответствии с требованием пункта 3.4 (3.4.1, 3.42) таблицы 2, 3 и пункта 3.5 таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по цветности и содержанию железа. Срок исполнения предписания установлен до 09.04.2012.
В предписании также указано на необходимость предоставления в Управление в срок до 11.04.2012 информации об исполнении (неисполнении) его и Предприятие предупреждено об ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в случае неисполнения в установленный срок предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, ГОУП "Мурманскводоканал" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно Уставу Предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства в ряде населенных пунктов Мурманской области, в том числе в городе Мурманске. Одним из видов его деятельности является эксплуатация наружных и внутренних систем водоснабжения и водоотведения городов и населенных пунктов Мурманской области (пункт 2.2.1 Устава).
Как следует из статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
При выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (пункт 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ).
Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", устанавливающие гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В соответствии с пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно оспариваемому предписанию от 24.01.2012 г.. Предприятие обязано обеспечить качество питьевой воды требованиям пункта 3.4 (3.4.1, 3.4.2) таблицы 2, 3 и пункта 3.5 таблицы 4 по цветности и содержанию железа.
В силу пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3).
Допустимая концентрация железа, указанная в таблице 2 (пункт 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01) не должна превышать 0,3 мг/л.
Нормативы по цветности - не более 20 градусов установлены в таблице 4 (пункт 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Факт превышения норматива содержания железа и цветности питьевой воды подтверждается материалами дела: протоколом лабораторных испытаний воды от 16.01.2012 N 26, экспертным заключением N 03/4-13/04-8162 от 19.01.2012, протоколом об административном правонарушении от 05.05.2011.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что показатель "железо" нормируется только в отношении источника водоснабжения (водоема) апелляционный суд находит ошибочными, не соответствующими положениям пунктов 3.4.1, 3.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Доводы Предприятия о том, что экспертное заключение N 03/4-13/04-8162 от 19.01.2012 и протокол лабораторных испытаний воды N 26 от 16.01.2012 являются недопустимыми доказательствами и не могут служить основанием для вынесения предписания, получили надлежащую оценку суда первой инстанции. Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции относительно законности доказательств основаны на материалах дела и соответствуют его фактическим обстоятельствам.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспорено что предметом лабораторных испытаний и экспертного исследования явились пробы холодной воды, отобранные в зоне ответственности Предприятия на вводе в дом N 2 по улице П.Осипенко на транзитном трубопроводе диаметром 150 (5 м от наружной стены здания) в порядке, предусмотренном статьей 27.10 КоАП РФ.
Также материалами дела подтверждается, что определение о назначении экспертизы от 20.12.2011 N 351/11-АР содержит предусмотренные статьей 26.4 КоАП РФ сведения - основания для назначения экспертизы; фамилию, имя, отчество эксперта и наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Кроме того, в определении имеется запись о разъяснении эксперту Макаровой А.Н. прав и обязанностей и о предупреждении об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Определение N 351/11-АР от 20.12.2011 о назначении экспертизы 20.12.2012 получено ГОУП "Мурманскводоканал" (л.д. 15).
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что экспертное заключение соответствует требованиям части 5 статьи 26.4 КоАП РФ, а также требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценив представленные Предприятием материалы проведенных лабораторией Предприятия исследований (акт N 28 от 13.01.2012, протокол анализа от 13.01.2012 N 2), правомерно отклонил доводы заявителя, указав, что получение Предприятием иных результатов исследования иных проб воды, отобранных им самостоятельно в одностороннем порядке, не может опровергать полученные экспертным учреждением результаты исследований проб воды, отобранных в соответствии с требованиями статей 26.5, 27.10 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении. Приложенные к апелляционной жалобе копии Свидетельств участника межлабораторных сравнительных испытаний (регистрационный N 290/3-МСИ-2011, N 290/1-МСИ-2012) возвращаются подателю апелляционной жалобы, как представленные с нарушением требований части 2 статьи 268 АПК РФ. Также возвращается, как имеющаяся в материалах дела, копия Аттестата аккредитации испытательной лаборатории N РОСС RU.0001.515900.
Выводы суда о том, что меры, которые должны быть приняты в целях улучшения качества холодной воды, подаваемой в жилой дом N 2 по ул.П.Осипенко в г.Мурманске, не выходят за рамки целей и видов деятельности, а также полномочий Предприятия, подателем жалобы не опровергнуты.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.05.2012 по делу N А42-826/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей отнести на подателя жалобы - государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал".
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-826/2012
Истец: ГОУП "Мурманскводоканал"
Ответчик: Заместитель главного государственного санитарного врача по Мурманской области, Заместитель главного государственного санитарного врача по Мурманской области Сергеев А. А., Управление Роспотребнадзора по Мурманской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Мурманской области