г. Самара |
|
09 августа 2012 г. |
Дело N А65-7375/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 августа 2012 года в зале N 6 апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 апреля 2012 г.. по делу N А65-7375/2012 (судья Кашапов А.Р.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Евро+Групп", г.Набережные Челны, (ОГРН 1111650005356, ИНН 1650222725),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань,
при участии третьих лиц - Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан,
о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3191, общей площадью 940 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября - указав ее в размере рыночной стоимости 1 784 120 руб.;
земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3190, общей площадью 2 480 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября - указав ее в размере рыночной стоимости 4 434 240 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евро+Групп" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань, при участии третьих лиц - Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3191, общей площадью 940 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября - указав ее в размере рыночной стоимости 1 784 120 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3190, общей площадью 2 480 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября, указав ее в размере рыночной стоимости 4 434 240 руб.
Определением Арбитражного суда РТ от 22.02.2012 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Кабинет министров РТ, муниципальное образование г. Набережные Челны в лице Исполнительного комитета г. Набережные Челны.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 иск удовлетворен.
Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3191, общей площадью 940 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября, указав ее в размере рыночной стоимости 1 784 120 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3190, общей площадью 2 480 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября, указав ее в размере рыночной стоимости 4 434 240 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что истцом представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что его кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка, назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка, отличающаяся от его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
2-е третье лицо - Кабинет Министров Республики Татарстан, с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
2-е третье лицо считает решение суда первой инстанции не соответствующим законодательству и необоснованным. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которое вступило в силу с 01.01.2011. Указанное постановление не обжаловано, не изменено и является действующим.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что государственный контракт на кадастровую оценку земель населенных пунктов Республики Татарстан заключен 26.07.2010, то есть до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на который ссылается истец, не применялся и действовала статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно данной редакции статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Заявитель апелляционной жалобы, считает, что в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость или быть равной ей, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости.
Заявитель считает, что в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки только на Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, поэтому суд первой инстанции неправомерно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие данных лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Евро+Групп" (далее - истец) на основании договора аренды земельного участка N 2595-АЗ от 5 августа 2011 и акта приема-передачи земельного участка от 3 августа 2011 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3191, общей площадью 940 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября, находящегося в муниципальной собственности и на основании договора аренды земельного участка N 2596-АЗ от 4 августа 2011 и акта приема-передачи земельного участка от 4 августа 2011 является арендатором земельного участка с кадастровым номером16:52:040210:3190, общей площадью 2 480 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, в районе жилых домов N 5 (7/13) и N 6 (7/10) по бульвару 60-летия Октября (далее - спорные земельные участки).
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 07.07.2011 и 05.07.2011.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков с кадастровым номером 16:52:040210:3191 по состоянию на 07.07.2011 и на 05.07.2011 кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:52:040210:3191 площадью 940 кв.м. составляет 3 728 594, 60 руб., земельного участка кадастровый номер 16:52:040210:3190 площадью 2 480 кв.м. - 9 837 143, 20 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика отчету ООО "НЭО ЦЕНТР" N КЗ-ОА-065/12 от 09.02.2012 (далее - оценщик), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3191, общей площадью 940 кв.м составляет 1 784 120 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:040210:3190, общей площадью 2 480 кв.м составляет 4 434 240 руб.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Представленный в материалы дела отчет прошел экспертизу в Некоммерческом партнерстве саморегулируемой организации оценщиков "Сообщество профессионалов оценки".
Экспертным заключением N 130/Э/2012 от 10.04.2012 подтверждено соответствие отчета N КЗ-ОА-065/12 от 9.02.2012 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-Фз от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 апреля 2012 г.., принятое по делу N А65-7375/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю.Пышкина |
Судьи |
С.Ю.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7375/2012
Истец: ООО "Евро+Групп", г. Набережные Челны
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан