г. Киров |
|
08 августа 2012 г. |
Дело N А28-1490/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
заявителя - Береснева А.Н., глава крестьянского хозяйства "Весна",
представителя ответчика - Овчинниковой И.В., действующей на основании доверенности от 01.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.05.2012 по делу N А28-1490/2012, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению Главы крестьянского хозяйства "Весна" Береснева Анатолия Николаевича (ИНН: 4313000310, ОГРН: 1034307501359)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области,
о признании незаконным решения,
установил:
Глава крестьянского хозяйства "Весна" Береснев Анатолий Николаевич (далее - Глава КХ "Весна") обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области (далее - Управление) от 30.01.2012 N 053 017 12 РК 0000209 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.05.2012 заявленные требования Главы крестьянского хозяйства "Весна" Береснева Анатолия Николаевича удовлетворены частично. Решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области от 30.01.2012 N 05301712РК0000209 признано незаконным в части назначения наказания и изменено путем уменьшения размера штрафа до 100 рублей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 17.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд указывает, что судом первой инстанции было установлено несвоевременное представление Главой КХ "Весна" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год и как следствие, обоснованное привлечение плательщика страховых взносов к ответственности за данное правонарушение. В ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность не установлено.
По мнению Пенсионного фонда, уплата страховых взносов не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку уплата страховых взносов является обязанностью плательщика страховых взносов, предусмотренной действующим законодательством.
Кроме того, Пенсионный фонд считает, что совершение Главой крестьянского хозяйства правонарушения впервые, так же не является смягчающим ответственность обстоятельством. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу Глава КХ "Весна" указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом было обнаружено нарушение Главой КХ "Весна" срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год, о чем составлен акт от 28.12.2011 N 05301730003618 (л.д. 35-36).
30.01.2012 начальником Управления Пенсионного фонда вынесено решение N 053 017 12 РК 0000209 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 9 602 рублей 21 копейки (л.д.26-28).
Береснев А.Н. не согласился с решением Управления и обжаловал его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федерального Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, удовлетворил требования заявителя частично. Оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства допущенного нарушения, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения взыскиваемых финансовых санкций.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Из статьи 7 Закона N 167-ФЗ следует, что к застрахованным лицам, в том числе относятся лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257 Гражданского кодекса Российской Федерации), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2013. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Закона N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 года.
В части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ указано, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу статьи 2 Закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Законом N 212-ФЗ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (часть 1). Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства (часть 2).
Таким образом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов после 01.01.2010 в порядке, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закона 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета установлена статьей 46 Закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, заявителем был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год в Управление 28.12.2011, тогда как установленный срок для представления таких сведений - не позднее 01.03.2011.
Факт совершенного плательщиком страховых взносов правонарушения зафиксирован в акте от 28.12.2011.
Сумма платежей, причитающихся к уплате за 2010 год, составила 12 002 рубля 76 копеек.
30.01.2012 Управлением принято решение N 053 017 12 РК 0000209 о привлечении Главы КХ "Весна" к ответственности в виде штрафа в размере 9 602 рублей 21 копейки.
В данном случае, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что заявитель своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнил, и, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что правонарушение заявителем совершено впервые, страхователь своевременно уплачивает текущие платежи по взносам на обязательное страхование, правонарушение не повлекло за собой неблагоприятных правовых последствий в виде нарушения прав других лиц, не нанесло ущерба Управлению и иным лицам, и обоснованно расценил названные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.
Таким образом, признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 100 рублей является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из приведенных норм следует, что в силу прямого указания закона Пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и принятии решения по результатам выездной (камеральной) проверки, определяя размер штрафа с учетом требований статьи 44 Закона N 212-ФЗ.
В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.
В данном случае из решения Пенсионного фонда усматривается, что при его вынесении начальником Управления вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность лица, привлекаемого к ответственности, не исследовался, хотя данные обстоятельства подлежали установлению органом Пенсионного фонда в силу требований закона.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.05.2012 по делу N А28-1490/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1490/2012
Истец: Глава к/х "Весна" Береснев Анатолий Николаевич, Глава крестьянского хозяйства "Весна" Береснев Анатолий Николаевич, КФХ "Весна"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области, ГУ-Управление ПФ РФ в Котельничском районе Кировской области
Третье лицо: КФХ "Весна"