город Воронеж |
|
06 августа 2012 г. |
Дело N А14-13125/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 по делу N А14-13125/2011 (судья Шишкина В.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Федосовой Оксаны Геннадьевны (ИНН 366312075506, ОГРН 309366828500027) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже о признании недействительными ненормативных актов органа Пенсионного фонда,
при участии в судебном заседании:
от органа Пенсионного фонда: представители не явились, надлежаще извещен,
от страхователя: представители не явились, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Федосова Оксана Геннадьевна (далее - предприниматель Федосова О.Г., предприниматель) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, управление, фонд) о признании недействительными:
- требования N 04603340106073 от 17.08.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- решения N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках".
Решением арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 заявленные требования удовлетворены полностью, а именно, решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 и требование управления N 04603340106073 от 17.08.2011 признаны недействительными и на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Федосовой О.Г.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда в г. Воронеже обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просит отменить решение суда области в части признания недействительными требования N 04603340106073 от 17.08.2011 и решения N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 о взыскании с предпринимателя Федосовой О.Г. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 556,20 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 011,26 руб., пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 34,19 руб., пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 62,17 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 1 251,51 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 536,36 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 76,94 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 32,97 руб., и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя в указанной части.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на наличие у предпринимателя за расчетный период 2010 год недоимки по страховым взносам и пеням в указанных суммах ввиду неисчисления и неперечисления установленных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и на неисполнение предпринимателем направленного ей требования о добровольной уплате страховых взносов, что дает органу Пенсионного фонда право произвести действия по принудительному взысканию недоимки.
При этом фонд указывает, что Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ) не содержит норм, освобождающих индивидуальных предпринимателей, временно не осуществляющих предпринимательскую деятельность по различным причинам, в том числе, по причине временной нетрудоспособности по беременности и родам, а также ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, от уплаты установленных названным Законом страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Одновременно Пенсионный фонд указывает, что положенные судом в основу принятого им судебного акта разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, данные в определении от 12.05.2005 N 182-О и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в информационном письме от 11.04.2006 N 107, касаются фиксированного платежа, уплата которого предусматривалась Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в то время как фондом взыскивались страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
С учетом изложенного управление Пенсионного фонда полагает, что им правомерно было произведено доначисление предпринимателю Федосовой О.Г. недоимки по страховым взносам и пеней по страховым взносам за 2010 год, так как законодательно установленных оснований для освобождения ее от их уплаты не имелось, в связи с чем считает законными выставленное в адрес предпринимателя требование и вынесенное решение о взыскании страховых взносов.
Представители органа Пенсионного фонда и предпринимателя Федосовой О.Г., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Федосовой Оксаной Геннадьевной, состоящей на учете в качестве страхователя в управлении Пенсионного фонда по г. Воронежу, представлен фонду расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год, в котором за период осуществления ею предпринимательской деятельности с 01.01.2010 по 10.01.2010 исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 195,55 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 83,81 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 15,36 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 27,94 руб.
Данные суммы страховых взносов в полном объеме были уплачены предпринимателем в соответствующие внебюджетные фонды 29.12.2010, о чем свидетельствует реестр поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2010 по 11.04.2012.
Управление Пенсионного фонда, придя к выводу о наличии у предпринимателя Федосовой О.Г. обязанности по исчислению и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за весь расчетный период 2010 год, и установив, что начисление и уплата страховых взносов в полном объеме за указанный период предпринимателем не произведена, в связи с чем у нее имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 7 078,85 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 3 033,79 руб., а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 556,20 руб. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 011,26 руб., начислило предпринимателю пени за просрочку уплаты страховых взносов за период с 01.01.2010 по 03.05.2011 и направило ей требование N 04603340106073 от 17.08.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предложило предпринимателю добровольно в срок до 06.09.2011 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 7 078,85 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 3 033,79 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 556,20 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 011,26 руб., пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 435,17 руб., пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 186,51 руб., пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 34,19 руб., пени на недоимку по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 62,17 руб.
В связи с неисполнением предпринимателем Федосовой О.Г. требования в установленный в нем срок, управление Пенсионного фонда в г. Воронеже вынесло решение N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках", в соответствии с которым с предпринимателя подлежали взысканию 7 078,85 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 3 033,79 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии, 556,20 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 011,26 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 435,17 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 186,51 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии, 34,19 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 62,17 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Полагая, что решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках" и требование фонда N 04603340106073 от 17.08.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" нарушают ее права и законные интересы, предприниматель Федосова О.Г. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федеральный закон N 167-ФЗ) лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) предусматривалось, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ).
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 которого индивидуальные предприниматели также отнесены к плательщикам страховых взносов на обязательное социальное страхование, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ был введен новый порядок уплаты страховых взносов, согласно которому размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определяется исходя из стоимости страхового года.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что стоимость страхового года - это определяемая в соответствии с частью 2 названной статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Таким образом, с принятием Федерального закона N 212-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа были отменены с 01.01.2010.
С указанного момента плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование исходя из стоимости страхового года.
Вместе с тем, изменившийся механизм исчисления страховых взносов не повлек изменений установленного Федеральным законом N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Так, согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, Федеральный закон N 173-ФЗ) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона (в том числе, гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 названного Федерального закона, в страховой стаж засчитывается, в том числе, как период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (подпункт 2 пункта 1), так и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1).
С учетом изложенного правовая позиция, сформулированная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 182-О, согласно которой нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29.05.2002), во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, также как и разъяснения, данные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107, в соответствии с пунктом 3 которого индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Закона N 173-ФЗ, в частности, в период временной нетрудоспособности и в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, несмотря на то, что они сформулированы применительно к страховым взносам, уплачиваемым на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, применимы к страховым взносам, уплачиваемым исходя из стоимости страхового года, поскольку правовая природа названных страховых взносов, несмотря на изменение механизма их исчисления, осталась прежней.
Следовательно, у индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисляемых со стоимости страхового года, отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в периоды, когда ими не осуществляется предпринимательская деятельность по причине нахождения в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, так как указанные периоды засчитываются в страховой стаж для начисления трудовой пенсии вне зависимости от уплаты за них страховых взносов.
Необходимо отметить при этом, что на основании Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан" средства на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, выделяются из федерального бюджета.
Согласно статье 3 названного Федерального закона сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулировались до 01.01.2011 Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.06.1991 N 1499-1, Закон N 1499-1), с 01.01.2011 регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Федеральный закон N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целью которого является обеспечение гражданам гарантий получения при возникновении страхового случая медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Из статьи 2 Закона N 1499-1 следует, что страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.
Поскольку в период отпуска по беременности и родам и в период ухода за ребенком до достижения им определенного возврата лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, лишены возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, приносящую им доход, то в эти периоды они относятся к категории неработающего населения, в отношении которого уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на что прямо указано в статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, относящей к застрахованным неработающим лицам одного из родителей или опекуна, занятых уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также иных не работающих по трудовому договору и не указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 названной статьи граждан, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Учитывая, что Закон от 28.06.1991 N 1499-1 не содержал перечня лиц, которые относятся к неработающему населению в целях осуществления обязательного медицинского страхования и оказания медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования, а толкование пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, действующего с 01.01.2011, позволяет сделать вывод, что перечень лиц, относящихся к неработающему населению, не является замкнутым и сформирован на основании лишь такого признака, как невозможность лица в определенные периоды своей жизни осуществлять деятельность, приносящую доход (дети, неработающие пенсионеры, учащиеся, безработные и т.п.), то применительно к рассматриваемому в данном деле периоду времени (2010 год), когда Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ еще не действовал, апелляционная коллегия считает возможным применить сформулированный названным Законом принцип, по которому лицо может быть отнесено к неработающему населению - невозможность осуществления предпринимательской деятельности в силу наличия определенных обстоятельств, в том числе, беременности и родов, а также ухода за ребенком.
Таким образом, в 2010 году, так же как и в последующие периоды в соответствии с введенным правовым регулированием, индивидуальные предприниматели - женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также один из родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, не должны были уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, так как предоставление им медицинской помощи осуществляется за счет средств, выделяемых бюджетами субъектов и местными бюджетами на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Федосова Оксана Геннадьевна, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя 12.10.2009 и осуществлявшая с момента регистрации и постановки на учет в налоговых органах и органах обязательного социального страхования деятельность, подпадавшую под упрощенную систему налогообложения - обучение водителей автотранспортных средств, на основании листка нетрудоспособности ВЦ N 5193985 в период с 11.01.2010 по 31.05.2010 находилась в отпуске по беременности и родам.
13.03.2010 у Федосовой О.Г. родилась дочь, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о рождении серии I-СИ N 882093 от 02.04.2010.
Согласно справкам филиала казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" Левобережного района г. Воронежа N 248 от 12.03.2012 и N 02/02/249 от 12.03.2012, Федосова О.Г. в период до 14.09.2011 являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на дочь Становову Н.А, 13.03.2010 года рождения.
Таким образом, в 2010 году, начиная с 11.01.2010, когда Федосовой О.Г. был предоставлен отпуск по беременности и родам, она не осуществляла своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Это обстоятельство подтверждается также декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представленной предпринимателем Федосовой О.Г. за 2010 год в инспекцию Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа 17.02.2011 с нулевыми показателями.
Также согласно представленным в инспекцию сведениям среднесписочная численность работников предпринимателя Федосовой О.Г. за 2010 год составила ноль человек.
При изложенных обстоятельствах, свидетельствующих о том, что с 11.01.2010 Федосовой О.Г. не осуществлялась деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, она с указанной даты не должна была уплачивать страховые взносы в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов в силу того, что в указанный период относилась к категории неработающего населения в целях обязательного социального страхования.
Учитывая, что за период с 01.01.2010 по 10.01.2010, когда Федосовой О.Г. еще осуществлялась предпринимательская деятельность, ею своевременно были исчислены и уплачены соответствующие страховые взносы, основания для начисления предпринимателю страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2010 год, начиная с 11.01.2010, у Пенсионного фонда отсутствовали.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды за 2010 год, в том числе, в сумме 1 251,51 руб. - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, в сумме 536,36 руб. - на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии, в сумме 556,20 руб. - на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 011,26 руб. - на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования начислены предпринимателю Федосовой О.Г.управлением Пенсионного фонда по г. Воронежу необоснованно.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления предпринимателю Федосовой О.Г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 1 251,51 руб., на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 536,36 руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 556,20 руб., на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 011,26 руб., также неправомерным является и начисление пеней в сумме 76,94 руб. - по страховым взносам на страховую часть пенсии, в сумме 32,97 руб. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии, в сумме 34,19 руб. - по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 62,17 руб. - по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 названной статьи взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Указанное требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете, в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (пункты 2 и 6 статьи 22 Закона).
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пунктов 5, 6 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после дня вынесения указанного решения.
Таким образом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, заключающаяся, в частности, в направлении страхователю требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов; вынесении решения о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов; направлении в банк инкассовых поручений на списание денежных средств.
При этом, в любом случае процедура принудительного взыскания страховых взносов, пеней и санкций осуществляется только при условии наличия у страхователя неисполненных обязанностей по уплате страховых взносов.
Поскольку, как установлено судом, у предпринимателя Федосовой О.Г. за период 2010 год отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в соответствующие фонды, у управления Пенсионного фонда не имелось оснований для выставления в адрес предпринимателя требования N 04603340106073 от 17.08.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов", а также для вынесения решения N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках", в соответствии с которыми с предпринимателя Федосовой О.Г. подлежали взысканию, в частности, 1 251,51 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 536,36 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии, 556,20 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 011,26 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 76,94 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 32,97 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии, 34,19 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 62,17 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Следовательно, у суда области отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований предпринимателя Федосовой О.Г. о признании недействительными требования управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 04603340106073 от 17.08.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" и решения управления N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках".
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Все доводы фонда, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Воронежской области отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого управление Пенсионного фонда в городе Воронеже освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 по делу N А14-13125/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий два месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13125/2011
Истец: ИП Федосова О. Г.
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеж, Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже