Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Степиной Л.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
При участии в заседании: |
|
от государственного учреждения-управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (Пушкинская ул., д. 5а, г. Воронеж, 394036 ИНН 3666145300, ОГРН 1073667025728) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от ИП Федосовой О.Г. (Ленинский пр., д. 74, кв. 49, г. Воронеж, 394000 ОГРНИП 309366828500027)
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
|
рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения- управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 (судья В.М. Шишкина) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (судьи Т.Л. Михайлова, В.А. Скрынников, Н.Д. Миронцева) по делу N А14-13125/2011,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Федосова Оксана Геннадьевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, управление, фонд) о признании недействительными:
- требования N 04603340106073 от 17.08.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- решения N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, УПФР в г. Воронеже обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, предпринимателем Федосовой Оксаной Геннадьевной, состоящей на учете в качестве страхователя в управлении Пенсионного фонда по г. Воронежу, представлен фонду расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год, в котором за период осуществления ею предпринимательской деятельности с 01.01.2010 по 10.01.2010 исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 195,55 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 83,81 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 15,36 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 27,94 руб.
Данные суммы страховых взносов в полном объеме были уплачены предпринимателем в соответствующие внебюджетные фонды 29.12.2010, о чем свидетельствует реестр поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2010 по 11.04.2012.
Управление Пенсионного фонда, посчитав, что ИП Федосова О.Г. обязана исчислить и уплатить страховые взносы за весь расчетный период - 2010 год, произвело доначисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 7 078,85 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 3 033,79 руб., а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 556,20 руб. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 011,26 руб.
На указанную недоимку произведено начисление пени за период с 01.01.2010 по 03.05.2011.
Для уплаты сложившейся задолженности в добровольном порядке в адрес ИП Федосовой О.Г. направлено требование от 17.08.2011 N 04603340106073.
В связи с неисполнением предпринимателем Федосовой О.Г. требования в установленный в нем срок, управление Пенсионного фонда в г. Воронеже вынесло решение N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках", в соответствии с которым с предпринимателя подлежали взысканию 7 078,85 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, 3 033,79 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии, 556,20 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1 011,26 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 435,17 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии, 186,51 руб. пени по страховым взносам на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии, 34,19 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 62,17 руб. пени на недоимку по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Полагая, что решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках" и требование фонда N 04603340106073 от 17.08.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы, предприниматель Федосова О.Г. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) предусматривалось, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ).
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 которого индивидуальные предприниматели также отнесены к плательщикам страховых взносов на обязательное социальное страхование, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ был введен новый порядок уплаты страховых взносов, согласно которому размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определяется исходя из стоимости страхового года.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что стоимость страхового года - это определяемая в соответствии с частью 2 названной статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Таким образом, с принятием Федерального закона N 212-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа были отменены с 01.01.2010.
С указанного момента плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование исходя из стоимости страхового года.
Вместе с тем, изменившийся механизм исчисления страховых взносов не повлек изменений установленного Федеральным законом N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядка зачета не страховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Так, согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона (в том числе, гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 названного Федерального закона, в страховой стаж засчитывается, в том числе, как период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (подпункт 2 пункта 1), так и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определении от 12.05.2005 N 182-О, нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29.05.2002), во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулировались до 01.01.2011 Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.06.1991 N 1499-1), с 01.01.2011 регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целью которого является обеспечение гражданам гарантий получения при возникновении страхового случая медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Из статьи 2 Закона N 1499-1 следует, что страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.
Поскольку в период отпуска по беременности и родам и в период ухода за ребенком до достижения им определенного возврата лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, лишены возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, приносящую им доход, то в эти периоды они относятся к категории неработающего населения, в отношении которого уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на что прямо указано в статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, относящей к застрахованным неработающим лицам одного из родителей или опекуна, занятых уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также иных не работающих по трудовому договору и не указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 названной статьи граждан, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Таким образом, в 2010 году, так же как и в последующие периоды в соответствии с введенным правовым регулированием, индивидуальные предприниматели - женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также один из родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, не должны были уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, так как предоставление им медицинской помощи осуществляется за счет средств, выделяемых бюджетами субъектов и местными бюджетами на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Как установлено судом, ИП Федосова О.Г. с 11.01.2010 по 31.05.2010 находилась в отпуске по беременности и родам.
В связи с рождением дочери (13.03.2010) ИП Федосова являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком предпринимательскую деятельность в период 2010 года последняя не осуществляла, а поэтому отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в соответствующие фонды.
При таких обстоятельствах дела арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о неправомерном доначислении ИП Федосовой О.Г. оспариваемых сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, а также начислении пени на эту недоимку.
Поскольку, как установлено судом, у предпринимателя Федосовой О.Г. за период 2010 год отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в соответствующие фонды, у управления Пенсионного фонда не имелось оснований для выставления в адрес предпринимателя требования N 04603340106073 от 17.08.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов", а также для вынесения решения N 046 033 11 ВД 0028413 от 12.09.2011 "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках".
Учитывая изложенное, вышеназванные решение и требование контролирующего органа не соответствуют требованиям действующего законодательства, а поэтому судом обоснованно признаны недействительными.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений процессуального законодательства, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А14-13125/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в период отпуска по беременности и родам и в период ухода за ребенком до достижения им определенного возврата лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, лишены возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, приносящую им доход, то в эти периоды они относятся к категории неработающего населения, в отношении которого уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на что прямо указано в статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, относящей к застрахованным неработающим лицам одного из родителей или опекуна, занятых уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также иных не работающих по трудовому договору и не указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 названной статьи граждан, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2012 г. N Ф10-4252/12 по делу N А14-13125/2011