г. Самара |
|
25 июля 2012 г. |
Дело N А65-7597/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Завод ЭЛЕКОН" - Евсина Ж.С., по доверенности от 30.12.2011 года,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Кабинета Министров Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Кабинета Министров Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-7597/2012, судья Сальманова Р.Р.,
по заявлению открытого акционерного общества "Завод ЭЛЕКОН" (ОГРН 1021603145541), Республика Татарстан, г. Казань,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533), Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Кабинет Министров Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Завод Элекон" обратилось к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" с заявлением с учётом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:110205:0016, указав её равной рыночной стоимости в размере 528 134 000 руб.; 16:50:110205:0017, указав её равной рыночной стоимости в размере 22 260 000 руб.; 16:50:110205:0019, указав её равной рыночной стоимости 510 000 руб.; 16:50:110205:0008, указав её равной рыночной стоимости 43 267 000 руб.; 16:50:110206:0002, указав её равной рыночной стоимости 12 525 000 руб.; 16:50:110205:0002, указав ее равной рыночной стоимости 2 099 000 руб. согласно Отчёту ООО "АУДЭКС" N 4844 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвержденному Экспертным заключением Регионального отделения РОО "Общество оценщиков Татарстана" от 11.04.2012 г.
Решением суда первой инстанции от 02 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно: применил закон, не подлежащий применению.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 16.07.2012 г. N 61-10/350 и дополнении к отзыву от 17.07.2012 г. N 61-15/355. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Открытое акционерное общество "Завод Элекон" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N 16:50:110205:0016 общей площадью 223378 кв.м. по адресу: г. Казань, ул. Короленко; N 16:50:110205:0017 общей площадью 8126 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Короленко; N 16:50:110205:0019 общей площадью 186 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Короленко; N 16:50:110205:0008 общей площадью 18300 кв. м по адресу: г. Казань, ул. Воровского; N 16:50:110206:0002 общей площадью 2680 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Гагарина, N16:50:110205:0002 общей площадью 430 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Гагарина у перекрестка с ул. Я. Гашека на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 25.09.2002 г., 17.01.2006 г., 14.03.2007 г. (том 1 л.д. 16-22).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым N 16:50:110205:0016 по состоянию на 23.05.2011 г. удельный показатель кадастровой стоимости определен в 9739,1 руб. за 1 кв. м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 2 175 500 679,8 руб.
По кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым N 16:50:110205:0017 по состоянию на 19.05.2011 г. удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в 9725,69 руб. за 1 кв. м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 79 030 956,94 руб.
По кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым N 16:50:110205:0019 по состоянию на 19.05.2011 г. удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в 9757,12 руб. за 1 кв. м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 1 814 824, 32 руб.
По кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым N 16:50:110205:8 по состоянию на 19.05.2011 г. удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в 9724,5 руб. за 1 кв. м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 177 958 350 руб.
По кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым N 16:50:110206:2 по состоянию на 19.05.2011 г. удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в 12179,98 руб. за 1 кв. м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 32 642 346,4 руб.
По кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым N 16:50:110205:2 по состоянию на 20.05.2011 г. удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в 12724,82 руб. за 1 кв.м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 5 471 672,6 руб.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, на основании которого ФБУ "Кадастровая палата" (ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по РТ) внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков увеличился в 4, 4 раза за 1 кв. м, соответственно были необоснованно увеличены кадастровые стоимости спорных земельных участков, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков по состоянию на 19.05.2011 г., 20.05.2011 г., 23.05.2011 г. (том 1 л.д.11-16 ).
Заявитель, посчитав, что кадастровые стоимости спорных земельных участков, составляющие общую сумму по шести земельным участкам в размере 2 472 418 830 руб. завышены, провёл независимую оценку рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.
Согласно Отчету N 4844 об оценке рыночной стоимости земельных участков ООО "АУДЭКС", рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011 г. составила сумму 608 795 000 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равным по шести земельным участкам от 2 400 до 4 700 руб. за 1 кв. м. (том 1 л.д. 140-179).
Указанный Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков прошел экспертное исследование в Экспертно-консультационном комитете Регионального отделения "Общество оценщиков Татарстана" Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", в которой на момент проведения экспертного исследования состоял оценщик и получил положительное заключение эксперта за N 020-2/ВН (том 2 л. д. 14 ).
Письмом от 06.02.2012 г. ОАО "Завод Элекон" обратилось к ответчику с просьбой о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью земельных участков, определенных Отчётом оценщика от 30.01.2012 г.
Согласно письму ответчика от 24.02.2012 г. N 1088-05 (ответ на обращение) в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, создаваемым уполномоченным органом по оценке земельных участков (том 1 л.д. 123-124).
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения ОАО "Завод Элекон" в арбитражный суд с настоящим заявлением, со ссылкой на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушением прав Общества как собственника этих земельных участков и плательщика земельного налога и что его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанный пункт закона допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Как установлено материалами дела Обществом был представлен Отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствующий о том, что их кадастровая стоимость более чем на 40 процентов превышает рыночную стоимость земельных участков, в связи с чем, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Согласно Экспертному исследованию N 020-2/ВН от 11.04.2012 г. Экспертно-консультационного комитета Регионального отделения "Общество оценщиков Татарстана" Общероссийской Общественной организации "Российское Общество оценщиков", в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик, подтверждено соответствие отчета N 4844 от 30.01.2012 г. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N135-Фз от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, а также подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков (том 2 л.д. 14-19).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, введенная в действие Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167 -ФЗ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
При этом частью 4 названной статьи закона в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка, является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-Фз от 29.07.1998 г. итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из материалов дела доказательством рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:110205:0016 общей площадью 223378 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Короленко; N 16:50:110205:0017 общей площадью 8126 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Короленко; N 16:50:110205:0019 общей площадью 186 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Короленко; N 16:50:110205:0008 общей площадью 18300 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Воровского; N 16:50:110206:0002 общей площадью 2680 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Гагарина, N16:50:110205:0002 общей площадью 430 кв. м. по адресу: г. Казань, ул. Гагарина у перекрестка с ул. Я. Гашека, является Отчёт независимого оценщика N 4844 от 30.01.2012 г., подтвержденный экспертным исследованием N 020-2/ВН от 11.04.2012 г. о соответствии определенной рыночной стоимости Федеральному закону N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки и ССО-РОО 2010.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объектов оценки, устанавливаемой в отчете оценщика и, исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, требования ОАО "Завод ЭЛЕКОН" являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Завод ЭЛЕКОН", оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-7597/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7597/2012
Истец: ОАО "Завод Элекон", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан