г.Самара |
|
18 июля 2012 г. |
Дело N А65-31228/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Балакиревой Е.М. и Терентьева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2012 года по делу N А65-31228/2011 по иску индивидуального предпринимателя Мухамадиева Роберта Ринатовича (ОГРНИП 311169033900184, ИНН 165902280660) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казань, принятое судьей Хасаншиным И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мухамадиев Роберт Ринатович (далее предприниматель Мухамадиев Р.Р., истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:12 площадью 1487 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, ул.Фрезерная, указав ее равной его рыночной стоимости 7289274 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:13 площадью 1265 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, ул.Фрезерная, указав ее равной его рыночной стоимости 6201030 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:160202:14 площадью 4774 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, ул. Рихарда Зорге, указав ее равной его рыночной стоимости 24032316 руб.
Истец уточнил предмет иска и просил установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности: земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:12 площадью 1487 кв.м., расположенного по адресу: г Казань, Приволжский район, ул.Владимира Кулагина, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 4135789 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:13 площадью 1265 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Владимира Кулагина, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 3669461 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:160202:14 площадью 4774 кв.м., расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул.Рихарда Зорге, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 11012380 руб., и обязать ответчика внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости данных земельных участков.
Заявление об уточнении предмета иска принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.04.2012.
Определением суда от 21.02.2012 в порядке процессуального правопреемства в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан на его правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Татарстан, ответчик).
Определением от 12.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра по Республике Татарстан, 1-е третье лицо) и Кабинет Министров Республики Татарстан (далее Кабинет Министров, 2-е третье лицо, заявитель апелляционной жалобы).
Определением суда от 21.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казань (далее Исполком, 3-е третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции установил кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности истцу: с кадастровым номером 16:50:080102:13, общей площадью 1265 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Кулагина, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 3669461 руб., с кадастровым номером 16:50:080102:12, общей площадью 1487 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Кулагина, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 4135789 руб. и с кадастровым номером 16:50:160202:14, общей площадью 4774 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Зорге, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 11012380 руб.
Суд первой инстанции обязал ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих на праве собственности истцу: с кадастровым номером 16:50:080102:13, общей площадью 1265 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Кулагина, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 3669461 руб., с кадастровым номером 16:50:080102:12, общей площадью 1487 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Кулагина, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 4135789 руб., с кадастровым номером 16:50:160202:14, общей площадью 4774 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Зорге, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 11012380 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что истцом представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствующий о том, что их кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка, назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость принадлежащих истцу земельных участков, отличающаяся от их кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
2-е третье лицо - Кабинет Министров Республики Татарстан, с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
2-е третье лицо считает решение суда первой инстанции не соответствующим законодательству и необоснованным. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которое вступило в силу с 01.01.2011. Указанное постановление не обжаловано, не изменено и является действующим.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что государственный контракт на кадастровую оценку земель населенных пунктов Республики Татарстан заключен 26.07.2010, то есть до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на который ссылается истец, не применялся и действовала статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно данной редакции статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Заявитель апелляционной жалобы, считает, что в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость или быть равной ей, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки только на Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, поэтому суд первой инстанции неправомерно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Представитель 2-го третьего лица - Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания 2-е третье лицо извещено надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу 2-го третьего лица с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения. Истец в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания истец извещен надлежащим образом. Истцом подано заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу 2-го третьего лица не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
1-е третье лицо - Управление Росреестра по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
3-е третье лицо - Исполком, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд установил.
Предпринимателю Мухамадиеву Р.Р. принадлежат на праве собственности земельный участок кадастровый номер 16:50:080102:12 площадью 1487 кв.м., расположенный по адресу: г Казань, Приволжский район, ул.Владимира Кулагина, земельный участок кадастровый номер 16:50:080102:13 площадью 1265 кв.м., расположенный по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Владимира Кулагина, земельный участок кадастровый номер 16:50:160202:14 площадью 4774 кв.м., расположенный по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул.Рихарда Зорге (т.1 л.д.18, 19, 20).
Земельный участок кадастровый номер 16:50:080102:12 и земельный участок кадастровый номер 16:50:080102:13, расположенные по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Владимира Кулагина, образованы в результате раздела земельного участка 16:50:080102:9 и поставлены на кадастровый учет 29.11.2010 (т.1 л.д.11-14).
Земельный участок кадастровый номер 16:50:160202:14 площадью 4774 кв.м., расположенный по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул.Рихарда Зорге, поставлен на кадастровый учет 04.04.2008 (т.1 л.д.15-17).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков (выпискам из государственного кадастра недвижимости) от 03.11.2011 кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:12 площадью 1487 кв.м. составляет 14614206 руб. 26 коп, земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:13 площадью 1265 кв.м. - 12432394 руб. 70 коп., земельного участка кадастровый номер 16:50:160202:14 площадью 4774 кв.м. - 0 руб. (т.1 л.д.11-17).
Кадастровая стоимость земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:12 площадью 1487 кв.м. составляет 7289274 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:13 площадью 1265 кв.м. - 6201030 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:160202:14 площадью 4774 кв.м. - 24032316 руб. (т.1 л.д.34-145).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему также в соответствии со статьей 24.21 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Определением суда первой инстанции от 11.03.2012 по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению эксперта рыночная стоимость принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляет: земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:12 площадью 1487 кв.м., расположенного по адресу: г Казань, Приволжский район, ул.Владимира Кулагина, - 4135800 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:080102:13 площадью 1265 кв.м., расположенного по адресу: г.Казань, Приволжский район, ул.Владимира Кулагина, - 3669500 руб., земельного участка кадастровый номер 16:50:160202:14 площадью 4774 кв.м., расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул.Рихарда Зорге, - 11012400 руб. (т.2 л.д.67-141).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, установив кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2012 года по делу N А65-31228/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
Е.М.Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31228/2011
Истец: ИП Мухамадиев Роберт Ринатович, г. Казань
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, Муниципальное образование г.Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ООО "АПК "Бизнес-Актив", ООО "КОНСЭКО-РТ", ООО "Регион-Эксперт", ООО "Центр оценки", ООО "Бизнес-Содействие", Региональное отделение РОО "Общество оценщиков Татарстана"