г. Вологда |
|
10 августа 2012 г. |
Дело N А52-1920/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Чельцовой Н.С.,
судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки Улубаевой Я.В. по доверенности от 23.05.2012 N 1345,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки на решение Арбитражного суда Псковской области от 25 мая 2012 года по делу N А52-1920/2012 (судья Манясева Г.И.),
установил:
Комитет по управлению Муниципальным имуществом города Великие Луки (далее - КУМИ г. Великие Луки, Комитет) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - УФАС, Управление) о признании недействительными решения и предписания от 11.03.2012 по делу N 01/18.1/12-АМ (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Напитки мира" (далее - ООО "Напитки мира", общество).
Решением арбитражного суда от 25 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований Комитету отказано.
КУМИ г. Великие Луки обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
От Управления и ООО "Напитки мира" отзывы на жалобу на дату рассмотрения дела апелляционным судом не поступили.
УФАС и общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Комитета, изучив письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, КУМИ г. Великие Луки 18.01.2012 объявлен открытый аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Извещение 180112/0473321/01 о проведении вышеуказанного открытого аукциона размещено на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://torgi.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения заявок для участия в открытом аукционе комиссией по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 24.02.2012 N 004-1/15-24/02/12 аукционная комиссия, допустила к участию в аукционе: Фридолина П.П. по лоту N 2, Петрищева М.В. по лотам N 4, 11,15, ООО "ЭЛВО-Аудит" по лотам N 5, 7, 12, 13, 14, ООО "АПК ВЕЛАГРО" по лотам N 6, 8 ООО "Билборд Дизайн по лоту N 10 и отклонила заявки ООО "Напитки мира" и ЗАО ПГРП "Афиша", в связи с тем, что документы претендентов не соответствуют требованиям, изложенным в пункте 18 Правил проведения конкурсов или аукционов, утвержденными приказом ФАС от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечня видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила проведения конкурсов или аукционов).
ООО "Напитки мира" обратилось в УФАС с жалобой на действия организатора аукциона - КУМИ г. Великие Луки и аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением 11.03.2012 вынесено решение по делу N 01./18.1/12-АК, которым в действиях аукционной комиссии установлены нарушения пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в непредусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, создании нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, что может привести к ограничению конкуренцию при проведении торгов, в результате необоснованного отказа в доступе к участию в торгах ООО "Напитки мира" в нарушение пунктов 24, 25 Правил проведения конкурсов и аукционов, в действиях организатора торгов - КУМИ г. Великие Луки - нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, в результате включения в документацию об аукционе двусмысленной информации о расчетном счете для перечисления задатка. Антимонопольным органом выдано предписание об устранении нарушений организации торгов от 11.03.2012 по делу N 01./18.1/12-АМ.
Не согласившись с такими решением и предписанием Управления, КУМИ г. Великие Луки обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая Комитету в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа.
Апелляционная инстанция считает решение суда обоснованным по следующим основаниям.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ).
При этом для признании недействительным оспариваемых решений необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
В данном случае предметом рассмотрения жалобы ООО "Напитки мира" явились действия организатора аукциона - КУМИ г. Великие Луки и аукционной комиссии по проведению конкурсов и аукционов по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Великие Луки", выразившиеся в отказе в допуске заявителя к участию в аукционе.
Комиссией УФАС по рассмотрению жалобы ООО "Напитки мира" установлено, что решением Великолукской городской Думы от 16.12.2010 N 127 проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Великие Луки, осуществляется в форме аукциона. Аукцион проводится в порядке, установленном Правилами проведения конкурсов и аукционов.
Постановлением Администрации города Великие Луки от 11.11.2011 N 2490 создана комиссия, уполномоченная администрацией города Великие Луки организовывать и осуществлять процедуру проведения конкурсов и аукционов по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Великие Луки" в соответствии с действующими нормативными актами.
Документация об аукционе утверждена председателем КУМИ г. Великие Луки Куплайсом В.И.
Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участником торгов (в форме аукциона или конкурса) не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными (часть 5.2 статьи 19 Закона).
Частью 5.3 статьи 19 Закона о рекламе определено, что преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций).
Согласно части 5.5 статьи 19 Закона для участия в торгах (аукционе или конкурсе) лицо обязано предоставить в орган государственной власти, орган местного самоуправления информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории.
Как правильно указал суд первой инстанции, анализ статьи 19 Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что невозможность быть участником торгов связана исключительно с положением лица в сфере наружной рекламы, а, именно, его положение должно быть преимущественным на момент подачи заявки.
Порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе определен пунктом 130 Правил проведения конкурсов или аукционов, согласно которому аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 настоящих Правил.
Пункт 18 Правил проведения конкурсов или аукционов предусматривает, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Документация об аукционе в разделе 11 содержит исчерпывающий перечень документов, которые подаются с заявкой, и в ней отсутствует пункт об обязательном приобщении участником информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешение на установку которых выданы претенденту и его аффилированным лицам на территории муниципального образования город "Великие Луки".
Ни аукционной документацией, ни Законом о рекламе не установлена обязанность претендентов на участие в аукционе представлять информацию об общей площади информационных полей организатору торгов в составе заявок на участие в аукционе.
При этом организатор аукциона или аукционная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участников аукциона требованиям, указанным в пункте 18 Правил проведения конкурсов или аукционов у органов власти в соответствии с их компетенцией (пункт 20 Правил). Аналогичное положение закреплено и в пункте 13.14 аукционной документации.
Пунктом 24 Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрен перечень случаев, при которых заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, который является закрытым. В данном перечне такое основание для отказа претенденту в допуске к участию в аукционе, как не предоставление информации об общей площади информационных полей организатору торгов в составе заявок на участие в аукционе, не указано.
В силу пункта 25 Правил проведения конкурсов или аукционов отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев указанных в пункте 24 Правил, не допускается.
Аукционная комиссия не устанавливала долю и не определяла преимущественное положение и долю претендентов в сфере распространения наружной рекламы.
Доказательств того, что ООО "Напитки мира" не соответствует требованиям, предъявляемым законом к участникам аукциона, а его заявка не соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации Комитетом не представлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Запреты, установленные в части 1 статьи 17 данного Закона, распространяются на все торги.
Частью 2 этой статьи предусмотрено, что, наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Доказательств того, что ООО "Напитки мира" занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на территории города Великие Луки на момент подачи заявки на участие в торгах Комитетом также не представлено.
Таким образом, в нарушение Правил проведения конкурсов или аукционов аукционной комиссией необоснованно отказано ООО "Напитки мира" в допуске к участию в аукционе и признании его участником аукциона.
Материалами дела также подтверждается, что описи документов, представленных вместе с заявками на участие в аукционе Фридолиным П.П. (лот N 2), Петрищевым М.В. (лоты N 4, 11, 15), ООО "Элво-Аудит" (лоты N 5, 7), ООО "АПК ВЕЛАГРО" (лоты N 6, 8), ООО "Билборд Дизайн" (лот N 10), ООО "ЭЛВО-Аудит" (лот N 12, 13, 14) не содержали сведений о предоставлении претендентами информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций, однако им не отказано в участии в торгах по основаниям не предоставления такой информации.
Следовательно, аукционная комиссия, допустив к участию в аукционе названных выше претендентов, создала 5 участникам торгов преимущественные условия участия в торгах в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 114 Правил проведения конкурсов или аукционов документация об аукционе должна содержать требование о внесении задатка, размере задатка, сроке и порядке внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка.
В ходе проверки жалобы комиссией УФАС установлено, что в документации об аукционе и в соглашении о задатке, которое является приложением N 3 к аукционной документации, указаны разные банковские реквизиты для перечисления суммы задатка: в пункте 17.1 аукционной документации организатора аукциона в строке об оплате суммы задатка для участия в аукционе указано: "заявителю необходимо внести в течение срока подачи заявок с 19 января 2012 года по 20 февраля 2012 года задаток", сумма задатка для участия в аукционе должна поступить единовременно на лицевой счет Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки N 05573005340, расчетный счет 403028110858053000042 в ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской области г. Пскова", а в приложении N 3 к аукционной документации организатора (соглашение о задатке) в пункте 9.1 "Комитет: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки" указаны банковские реквизиты для перечисления задатка - "расчетный счет N 4020481080000000028 в ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской области г. Псков, л/с N 03573005340". Данные неточности не привели к отказу в допуске к участию в аукционе ЗАО Псковское городское рекламное предприятие "Афиша", поскольку задаток данным обществом перечислен на другой счет, не указанный в документации об аукционе, что подтверждается платежным поручением от 06.02.2012 N 22.
На обращение ООО "Напитки мира" от 08.02.2012 N 10 в КУМИ г. Великие Луки с просьбой уточнить банковские реквизиты для перечисления задатка на участие в аукционе в связи с несоответствием сведений, указанных в аукционной документации и в соглашении о задатке Комитет письмом от 08.02.2012 сообщил ООО "Напитки мира" банковские реквизиты для перечисления задатка, которые совпадают с реквизитами, указанными в пункте 17.1 аукционной документации.
Хотя ООО "Напитки мира" обращалось к организатору аукциона с письменным заявлением 08.02.2012 с указанием на несоответствие реквизитов и получило ответ об уточнении банковских реквизитов, организатор аукциона не внес изменений в аукционную документацию и не устранил неточности, что могло привести к ограничению конкуренции при проведении торгов и является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 119 Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрено право организатора вносить изменения в документацию об аукционе. Ссылка Комитета на то, что в соглашении указаны его реквизиты: расчетный счет, а не счета для перечисления задатка, противоречат пункту 3 соглашения, а также действиям самого КУМИ г Великие Луки, который внес изменения в соглашения о перечислении задатка, заключенные с ООО "Напитки мира", подписав их, в то время как в соглашения с другими претендентами остались реквизиты расчетных счетов, указанных в проекте соглашения о задатке.
Понятие конкуренции дано в пункте 17 статьи 4 Закона о конкуренции, где конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, указанные действия организатора аукциона - КУМИ г. Великие Луки и комиссии по ограничению доступа к участию в аукционе, могут привести к невозможности хозяйствующих субъектов принять участие и победить в аукционе на право заключения договора на установку рекламных конструкций, а следовательно, к невозможности заключения соответствующего договора и получения разрешения на установку рекламных конструкций, что в свою очередь приведет к невозможности действовать на рынке рекламы в сфере распространения наружной рекламы и сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке, является признаком ограничения конкуренции в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленными в материалы дела документами подтверждается наличие нарушений со стороны аукционной комиссии пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона защите конкуренции, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, создании нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а со стороны организатора нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, в результате включения в документацию об аукционе двусмысленной информации о расчетном счете для перечисления задатка. Следовательно, УФАС обосновано и законно принято решение и выдано предписание, оспариваемые Комитетом.
Доводов, опровергающих установленные обстоятельства, КУМИ в жалобе не приведено.
С учетом изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Комитетом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 25 мая 2012 года по делу N А52-1920/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1920/2012
Истец: КФХ Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
Третье лицо: ООО "Напитки Мира"