г. Самара |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А55-3589/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С.,
cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.08.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2012
по делу N А55-3589/2012 (судья Стенина А.В.),
принятое по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ИНН 7709827266, ОГРН 1097746150292), г.Москва,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара,
третье лицо: Самарская таможня, г.Самара, об оспаривании действий и обязании устранить допущенные нарушения,
с участием в судебном заседании:
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области Гребневой Е.Н. (доверенность от 26.07.2012 N 5432),
представителей Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Антиповой Т.В. (доверенность от 30.01.2012 N 30) и Половайкиной Л. В. (доверенность от 30.01.2012 N 54),
представителей Самарской таможни Варивцевой О.В. (доверенность 19.12.2011 N 01-08-30/22059) и Фещенко А.А. (доверенность от 14.03.2012 N 01-08-28/3889),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - ФГКУ Росгранстрой) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) по заверению записей об изменении сведений о балансовой и остаточной стоимости объектов учета с реестровыми номерами 1.2.630012391, 1.2.630012390, 1.2.630012393 (здания с электрокотельными литер Е4В, литер Е2ЕЗ, литер ЕЕ1), совершенные 29.08.2011 и об обязании ТУ Росимущества в Самарской области исключить из реестра федерального имущества указанные записи.
Самарская таможня, участвующая в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, предъявила требования о признании незаконными действий ФГКУ Росгранстрой, выразившихся в отказе принять стоимость ранее принятых объектов ("одноэтажное служебное производственное здание и электрокотельная") на общую сумму 2415536 руб. 80 коп. и об обязании ФГКУ Росгранстрой принять стоимость указанных объектов.
Решением от 29.05.2012 по делу N А55-3589/2012 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил требования, заявленные ФГКУ Росгранстрой. В удовлетворении требований, заявленных Самарской таможней, было отказано.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просило отменить указанное судебное решение в части удовлетворения требований ФГКУ Росгранстрой. По мнению ТУ Росимущества в Самарской области, в обжалуемой части решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
ФГКУ Росгранстрой в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Самарская таможня в отзыве просила отменить обжалуемое судебное решение по заявлению ФГКУ Росгранстрой к ТУ Росимущества в Самарской области и отказать ФГКУ Росгранстрой в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Самарской области поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители Самарской таможни просили удовлетворить апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области, отменить решение суда первой инстанции в той части, в которой требования ФГКУ Росгранстрой были удовлетворены, и отказать ФГКУ Росгранстрой в удовлетворении этих требований.
Представители ФГКУ Росгранстрой отклонили апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, установленными части 5 статьи 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, распоряжением ТУ Росимущества в Самарской области от 18.11.2009 N 1090-р "О прекращении права оперативного управления Самарской таможни на объекты движимого и недвижимого имущества федеральной собственности и их последующем закреплении на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" за ФГКУ Росгранстрой на праве оперативного управления были закреплены следующие объекты:
- одноэтажное служебно-производственное здание и электрокотельная автомобильного пункта пропуска "Теплое" литер Е4В;
- одноэтажное служебно-производственное здание и электрокотельная автомобильного пункта пропуска "Теплое" литер Е2Е3;
- одноэтажное служебно-производственное здание и электрокотельная автомобильного пункта пропуска "Теплое" литер ЕЕ1.
Указанные здания расположены по адресу: Оренбургская область, Первомайский район.
Из письма Самарской таможни от 17.10.2011 N 01-06-08/17863, поступившего 31.10.2011, ФГКУ Росгранстрой узнало о том, что 29.08.2011 ТУ Росимущества в Самарской области совершило действия по заверению записей об изменении сведений о балансовой и остаточной стоимости указанных зданий, принадлежащих ФГКУ Росгранстрой, - объектах учета с реестровыми номерами 1.2.630012391, 1.2.630012390, 1.2.630012393. Эти изменения ТУ Росимущества в Самарской области внесло в реестр федерального имущества по заявлению Самарской таможни от 01.08.2011 N01-06-08/12907.
В соответствии с Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.09.2011 N 296 территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляют контроль полноты, достоверности и своевременности предоставления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра федерального имущества и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей.
Пунктом 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании учета федерального имущества" от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение), обязанность внесения сведений в реестр федерального имущества возложена на правообладателя федерального имущества.
Согласно пункту 15 Положения при изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 8 Положения, правообладатель в 2-недельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице:
- запись об изменениях сведений об объекте учета в двух экземплярах по форме согласно приложению N 2 в соответствующей карте сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом, с указанием реестрового номера объекта. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета, то правообладатель представляет запись по каждой из них;
- копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета, заверенные надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 19 Положения территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений: о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации; о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, решение о заверении записей об изменениях сведений об объекте учета может быть принято территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по результатам проведения экспертизы документов, представленных именно правообладателем.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 распоряжения ТУ Росимущества в Самарской области от 18.11.2009 N 1090-р право оперативного управления Самарской таможни в отношении вышеуказанных объектов было прекращено.
Актами о приеме-передаче зданий (сооружений) от 01.07.2010 N N 44, 45, 46, составленными по форме ОС-1а, подтверждается факт передачи данного имущества с баланса Самарской таможни на баланс ФГКУ Росгранстрой. Эти акты утверждены ТУ Росимущества в Самарской области.
Государственная регистрация права оперативного управления ФГКУ Росгранстрой на указанные объекты была проведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 05.04.2011, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи N N 56-56-22/002/2011-005, 56-56-22/002/2011-001, 56-56-22/002/2011-006.
Сведения об указанных объектах, являющихся собственностью Российской Федерации, учтены в реестре федерального имущества (реестровые номера 1.2.630012391, 1.2.630012390, 1.2.630012393).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обязательным условием для внесения каких-либо изменений в сведения реестра федерального имущества является наличие заявления правообладателя, в рассматриваемом случае - ФГКУ Росгранстрой.
Между тем ФГКУ Росгранстрой не обращалось в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с заявлениями об изменении каких-либо сведений об объектах, принадлежащих ему на праве оперативного управления.
Следовательно, на момент совершения оспариваемых действий (29.08.2011) ТУ Росимущества в Самарской области не должно было принимать инвентарные карточки, составленные Самарской таможней, в качестве оснований для изменения содержащихся в реестре федерального имущества сведений о балансовой и остаточной стоимости этих зданий.
Совершив оспариваемые действия, ТУ Росимущества в Самарской области нарушило права и законные интересы ФГКУ Росгранстрой в сфере хозяйственной деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что при подаче заявления ФГКУ Росгранстрой не пропустило трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Этот вывод суда первой инстанции в апелляционной жалобе не оспаривается.
На основании вышеизложенного и с учетом положений частей 2 и 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил требований, заявленные ФГКУ Росгранстрой.
Таким образом, в обжалуемой части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права, приведших к принятию неправильного решения в обжалуемой части (часть 3 статьи 270 АПК РФ) или могущих повлечь отмену судебного акта по безусловным основаниям (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области и Самарской таможней, основаны на ошибочном толковании закона, и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2012 года по делу N А55-3589/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3589/2012
Истец: ФГБУ Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ФГКУ Росгранстрой"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Самарская таможня