г. Самара |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А72-681/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук - представителя Шапирова В.А. (доверенность от 02.04.2012),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - представителей Миги Л.А. (доверенность от 13.01.2012 N 16-03-11/00392), Горячевой М.А. (доверенность от 13.01.2012 N 16-03-11/00361),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 мая 2012 года
по делу N А72-681/2012, судья Бабенко Н.А., принятое
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, Ульяновская область, Цильнинский район с. Новое Никулино, ИНН 73220004000, ОГРН 1027301055759,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ОГРН 1047300819851,
о признании незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения (т. 2., л.д. 91-103) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - ответчик) по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств, выразившиеся в принятии решения N14884 от 20.01.2012 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, решений N15029, N15030 от 20.01.2012 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N2 по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, выразившиеся в принятии решения N 14884 от 20.01.2012 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств N15029, N15030 от 20.01.2012.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган сослался на то, что оспариваемые в судебном порядке решение N 14884 от 20.01.2012 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, решения N 15029, N 15030 от 20.01.2012 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, приняты не на всю сумму реструктурированной задолженности, а только на сумму, приходящуюся на срок оплаты до 15.12.2011 г., согласно расчета по реструктуризации задолженности ОНО ОПХ "Новоникулинское".
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области в судебном заседании просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрение апелляционной жалобы было отложено с 18 июля 2012 года на 08 августа 2012 года, о чем представители лиц, участвующих в деле, были извещены в судебном заседании под роспись. О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, были также поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Представители сторон поддержали позиции, изложенные в судебном заседании 18.07.2012.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнения к жалобе, отзыва, дополнений к отзыву, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
12.03.2004 года заявителем с МИ ФНС РФ N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам подписано соглашение о реструктуризации задолженности перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2004 в сумме 3 608 900 рублей.
Пунктом 2 указанного соглашения предусмотрено, что реструктуризация осуществляется путем отсрочки и рассрочки погашения задолженности до 2016 года, начиная с 2010 года.
Пунктом 10 соглашения предусмотрено, что если налогоплательщик на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк-агент, где открыт счет колхоза, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей, право на реструктуризацию указанных долгов приостанавливается.
Соглашение считается расторгнутым, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей. При расторжении соглашения долги колхоза подлежат восстановлению в полном объеме, за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов (пункты 11 и 12 соглашения).
В связи с несоблюдением условий реструктуризации налоговый орган восстановил ФГУП "Новоникулинское" РАСХН по лицевому счету суммы реструктуризации.
21.12.2011 Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области, в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, направила налогоплательщику требование N 171406 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.12.2011 в обшей сумме 848 286,00 руб., в том числе налога в сумме 611 396 руб., пени в сумме 236 874 руб., штрафа 16 руб., со сроком для добровольной уплаты до 18.01.2012 (т. 1, л.д. 20-21).
ФГУП "Новоникулинское" РАСХН в установленные сроки требование не исполнено.
20.01.2012 ответчиком вынесено решение N 14884 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств ФГУП "Новоникулинское" РАСХН, 831 287 руб., в том числе налога в сумме 594 397 руб., пени в сумме 236 874 руб., штрафа в сумме 16 руб. (т. 1, л.д. 17).
Кроме того, 20.01.2012 Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области вынесены решения N 15029 и N 15030 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Заявитель, полагая, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств, выразившиеся в принятии решения N 14884 от 20.01.2012 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, решений N 15029, N 15030 от 20.01.2012 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, ФГУП "Новоникулинское" РАСХН являются незаконными и нарушают его права в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 20 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (в редакции от 29.06.2004, далее - Закон N 83-ФЗ) реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов, в частности являются: неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов (статья 27 Закона N 83-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 и статьи 29 Закона, расторжение соглашения о реструктуризации долгов по указанным обстоятельствам осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Пунктом 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 предусмотрено, что если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию приостанавливается.
Если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по указанным платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется. В случае невыполнения этого условия сельскохозяйственный товаропроизводитель утрачивает право на реструктуризацию задолженности.
Процедура расторжения соглашения о реструктуризации долгов установлена Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 N 4.
Согласно пункту 11 Порядка сельхозтоваропроизводители - должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.
При этом, территориальная комиссия не позднее 14 дней со дня получения такого уведомления принимает решение о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов. Со дня принятия решения о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов возобновляется начисление пеней и штрафов на реструктурированную задолженность. Одновременно с принятием решения о приостановлении соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.
Согласно статье 11 Закона N 83-ФЗ территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации (пункт 1). Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе в соответствии с положением о ней и Федеральным законом (пункт 3). Территориальные комиссии принимают решения о расторжении соглашений о реструктуризации долгов и приостановлении их действия (пункт 4).
Приказом Министерства сельского хозяйства России N 103, Министерства финансов России N 69н, Министерства экономического развития и торговли России N 119, Министерства промышленности и энергетики России N 113 от 07.07.2005 "О федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях" (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2005 N 6867) утверждено Положение "О территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях", которым определены как состав комиссии, так и порядок принятия ею решений (далее - Положение).
Согласно подпункту "н" пункта 3 Положения в функции территориальной комиссии входит осуществление контроля за ходом исполнения должником обязательств, принятых по соглашению о реструктуризации долгов.
В соответствии с пунктами 5 - 8 Положения территориальную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства. В состав территориальной комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе, заседания комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Решения территориальной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем. Новое Положение с аналогичными условиями утверждено приказом Министерства сельского хозяйства России N 4, Министерства финансов России N 4н, Министерства экономического развития России N 12, Министерства промышленности и торговли России N 25 от 18.01.2010 (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2010 N 16388).
Таким образом, на основании анализа указанных норм судом правомерно указано, что принятие решения о приостановлении реструктуризации долгов и о расторжении соглашения о реструктуризации долгов предоставлено специально уполномоченному на то органу - территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей; и налоговый орган не может подменить указанный орган.
Налоговым органом не представлены доказательства принятия территориальной комиссией решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов, протоколами N 42 от 23.12.2011, N 43 от 06.04.2012 (т. 1, л.д. 138-139, т. 2, л.д. 116-119), следовательно, за ФГУП "Новоникулинское" РАСХН сохранено право на реструктуризацию долгов, действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности, включенной в соглашение о реструктуризации и последующему начислению пени на реструктуризированную задолженность неправомерны, поскольку срок уплаты сумм, установленных соглашением о реструктуризации, не наступил.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054 по делу N А43-1039/04-11-107.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно счел незаконным решение налоговой инспекции N 14884 от 20.01.2012 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук.
В соответствии со статьями 46, 47 Кодекса взыскание налога в принудительном порядке осуществляется на основании требования, выставляемого в соответствии со статьей 69 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу (сбору), размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога (сбора), установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Судом первой инстанции установлено, что требованием N 171406 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.12.2011 ФГУП "Новоникулинское" РАСХН предлагается уплатить задолженность в обшей сумме 848 286,00 руб., в том числе налога в сумме 611 396 руб., пени в сумме 236 874 руб., штрафа 16 руб.
Однако, доказательств наличия у заявителя недоимки по пени и расчетов, на основании которых произведено начисление, налоговым органом не представлено.
Кроме того, указанное требование не содержит данных о размере недоимки, на которую начислены пени, указания на дату, с которой произведено начисление пеней, а также ставках пени.
Следовательно, как правильно указал суд, оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют действующему законодательству.
Налогоплательщик также правомерно ссылается на несоответствие содержания направленного ему требования положениям пункта 4 статьи 69 Кодекса, что, по его мнению, влечет недействительность такого требования и, как следствие, недействительность решения налогового органа, принятого в результате неисполнения налогоплательщиком требования, оформленного с нарушением положений статьи 69 Кодекса.
Кроме того, требование налогового органа N 171406 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.12.2011 по содержанию не соответствует положениям пункта 4 статьи 69 Кодекса.
Таким образом, отсутствие в требовании указаний на суммы недоимок по налогам, на которые начислены пени; периоды, за которые начислены пени; ставки пеней, примененные налоговым органом при начислении пеней, нарушает права налогоплательщика, поскольку не позволяет ему проверить обоснованность суммы пеней.
Из материалов дела усматривается, что 31.12.2001 Межрайонной ИМНС России N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам вынесено решение N 213, которым ОПХ "Новоникулинское" (ИНН 7322000400) разрешено реструктуризировать (отсрочить, рассрочить) погашение кредиторской задолженности в федеральный бюджет по налогам и сборам в сумме 337,3 тыс. рублей, по начисленным на них пеням и штрафам в размере 482,1 тыс. руб. Всего в размере: 819,4 тыс. руб. (т. 2, л.д. 26).
31.07.2002 Межрайонной ИМНС России N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам вынесено решение, мотивированное постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N458, в соответствии с которым решение N213 Межрайонной ИМНС России N9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам было отменено (т. 2, л.д. 27).
04.01.2003 Межрайонной ИМНС России N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам вынесено решение, мотивированное Постановлениями Правительства РФ от 08.06.2001 N 458 и N 818 от 11.11.2002, о восстановлении в реструктуризации, которым установлено, что у ОПХ "Новоникулинское нет "Задолженности по текущим платежам по налогам на 01.01.2003" (т. 2, л.д. 28-33).
В этом же решении указано, что ОПХ "Новоникулинское" имеет ранее отсроченную (рассроченную) к уплате, т.е. реструктуризированную решением налогового органа от 31.07.2002 задолженность (имеются согласованные с налоговым органом графики погашения задолженности от 04.01.2003) по: налогу на прибыль в размере 20 509,05 руб., а также пеням и штрафам в размере 29 323,05 руб.; спецналогу в размере 2 476,02 руб., а также пеням и штрафам в размере 13 432,24 руб.; НДС в размере 224 355,65 руб., а также пеням и штрафам в размере 424 022,75 руб.
Таким образом, по данному решению реструктуризации подлежала задолженность по налогам, пени, штрафам в сумме 730 247,03 рублей, в том числе: всего по налогам в размере 247 340,72 руб.; всего пени и штрафам 482 906,31 руб., в т.ч. по пеням в размере 453 991,36 руб. и штрафам в размере 25 914,95 руб.
29.11.2003 налоговым органом и налогоплательщиком принято соглашение о реструктуризации и намерениях о сотрудничестве, согласно которому МРИ МНС РФ N 9 даёт согласие на реструктуризацию задолженности в сумме 10 519,6 тыс. рублей, согласно данным справки о задолженности по (сборам), по страховым взносам на 01.02.2004 без федеральных налогов задолженность налогоплательщика составляет 10 309,80 руб. (т. 2, л.д. 34).
01.02.2004 МИ МНС РФ N 9 в порядке подготовки соглашения о реструктуризации задолженности по налогам (сборам), пени и штрафам выносит справку о задолженности по данным информационных ресурсов налогового органа, без указания в ней фактической задолженности, возможность взыскания которой в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации утрачена (т. 2, л.д. 35).
26.02.2004 по заявлению ОНО ОПХ "Новоникулинское" включено в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, мотивированного законом РФ N 83-ФЗ с установленными условиями: - отсрочка 6 лет, рассрочка 5 лет.
12 марта 2004 года заключены соглашения о списании сумм пеней и штрафов в дополнение к решению о реструктуризации долгов от 01.02.2004, согласно которым ОНО ОПХ "Новоникулинское" имеет возможную к взысканию задолженность по неизвестным налогам и начисленным процентам в сумме 3 608 900 руб., в т.ч. по налогам и сборам в сумме 859 400 руб. и страховым взносам в сумме 2 749 500 руб. и о списании сумм пеней в размере 6 980 819 руб., в т.ч. в бюджеты всех уровней в размере 738 491 руб. и во внебюджетные фонды в сумме 6 242 328 руб. (л.д. 36-37 том 2).
По мнению заявителя, указанные соглашения не действуют, так как в нем не указаны виды налогов, период их начисления (то есть нет предмета), подписаны руководителем ОНО ОПХ "Новоникулинское" в силу правовой неграмотности, но в целях спасения предприятия от банкротства и в нарушение пункта 17 Соглашения о реструктуризации долгов оно не подписано членами территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий.
Согласно второму изменённому соглашению о списании сумм пени и штрафов стороны договорились списать невозможные к взысканию суммы пеней и штрафов, начисленные в размере 7 270 909,60 руб. в т.ч.:
- перед бюджетами всех уровней в сумме 873 840,49 руб.;
- по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в размере страховые взносы - 6 397 069,11 руб., в т.ч. перед налоговым органом - 5 847 565,62 руб.
Согласно изменённому соглашению о реструктуризации долгов ОНО ОПХ "Новоникулинское" имеет задолженность по налогам в размере 3 684 076,82 руб., в т.ч.: перед бюджетами всех уровней в сумме 938 010,94 руб.; по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 2 746 065, 88 руб.
Следовательно, по данным указанных соглашений подлежала реструктуризации задолженность на 12.03.2004 по налогам, пени, штрафам перед бюджетами всех уровней в сумме 1 811 851,43 руб.= 873 840,49 + 938 010,94 руб.; по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 10 016 975,48 руб. = 7 270 909,60 + 2 746 065, 88 руб. Всего в сумме 11 828 826,91 руб.
При этом 09 апреля 2004 года Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-560/07-7/121 признана невозможной ко взысканию задолженность по страховым взносам в размере 7 204 823 руб. 23 коп. (т. 2, л.д. 49-50).
В справке о размере реструктуризированной задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды ОНО ОПХ "Новоникулинское" на 01.01.2006 ответчиком указано, что заявитель имеет задолженность по Федеральным налогам в сумме 171 356,48 руб.; задолженность по региональным налогам в сумме 484 193,89 руб., в т.ч. по налогу 360 653,19 руб., пеням 123 540,70 руб.; задолженность по земельному налогу в сумме 360 894,30 руб., в т.ч. по налогу 318 324,00 руб., пеням 42 570,30 руб.; задолженность по ЕСН в сумме 1 541 299,30 руб., в т.ч. по налогу 1 150 269,57 руб., пеням 391 029,73 руб.; задолженность по взносам во внебюджетные фонды 2 550 576,83 руб., в т.ч. по налогу 1 684 473,58 руб., пеням 866 103,25 руб. Всего 5 108 320,80 руб. в т.ч. по налогу 3 685 076,82 руб., пеням 1 423 243,98 руб. (т. 2, л.д.).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что соглашение от 31.12.2001 исполнено ОНО ОПХ "Новоникулинское", что подтверждается отсутствием решений об отмене решения налогового органа от 04.01.2003 года о восстановлении реструктуризации по федеральным налогам; данными налогового органа: указанной в справке о задолженности по налогам (сборам), по страховым взносам по состоянию на 01.02.2004 задолженность по федеральным налогам, пеням и штрафам в размере 247 340,72 руб. отмечена как реструктуризированная (т. 2, л.д. 35).
Согласно графику погашения, задолженность налогоплательщика по соглашению от 29.11.2003 года на 31.03.2004 года должна быть не более 197 872,58 руб.
Из графика видно, что вменяемая к оплате задолженность на 05.04.2004 года должна была быть частично оплачена, а в настоящее время задолженность по федеральным налогам должна быть полностью погашена.
В подтверждение довода об уплате всех реструктуризированных федеральных налогов ФГУП "Новоникулинское" указало на отсутствие в оспариваемом требовании N 171406 от 21.12.2011 (п. 1 и п. 2 требования), а также в справке о размере задолженности в бюджет по состоянию на 01.01.2006 (п. 7 и п. 15 справки) сведений о всех реструктуризированных по соглашению от 29.11.2003 федеральных налогах, а также о начисленных и подлежащих взысканию пенях и штрафах. Отсутствие пени и штрафов связано с оплатой ФГУП "Новоникулинское" пеней, начисленных и указанных в решении о восстановлении реструктуризации от 04.01.2003; списанием налоговым органом задолженности по пеням и штрафам, в соответствии с пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских/фермерских хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 N 458 (л.д. 40 том 2).
При этом, пункт 5 Порядка установлено, что полное списание пеней и штрафов возможно только в случае полного исполнения обязательств по погашению задолженности по федеральным налогам и сборам,... в течение последующих 4 лет;
Межрайонная ИФНС России N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском о взыскании задолженности во внебюджетные фонды в размере 7 204 823,45 руб.
Из справки о задолженности по (сборам), по страховым взносам на 01.02.2004 следует, что вся задолженность составляла: 7 456 400 руб., в т.ч. 1 684 600 руб. - страховых взносов и 5 771 800 руб. - пеней и штрафов (л.д. 35 том 2).
09.04.2004 Арбитражный суд Ульяновской области решением по делу N А72-560/04-7/121 отказал Межрайонной ИМНС России N9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам во взыскании задолженности по страховым взносам в ФСС, Территориальный ФМС и ПФ, образованную на 01.01.2001, в сумме 7 204 823,45 коп., безнадежной к взысканию (т. 2, л.д. 49-50).
При этом суд первой инстанции указал, что данная задолженность возможна к списанию с информационных ресурсов налогового органа при условии принятия РФ нормативного акта, устанавливающего порядок такого списания.
В настоящее время такой порядок установлен новой редакций статьи 59 Кодекса, согласно которой порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию на основании перечня документов и по решению суда, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам установлен Приказом Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 19 августа 2010 N ЯК-7-8/393@.
То обстоятельство, что подлежащая списанию задолженность по страховым взносам, указанная в судебном решении от 09.04.2004 по делу N А72-560/04-7/121, является той же задолженностью, которая указана в соглашениях о реструктуризации, дополнительно подтверждается размером суммы задолженности, указанным в приобщенном к материалам дела документе налогового органа - "Таблице начисления процентов за пользование бюджетными средствами, согласно ФЗ-83 от 09.07.02 по ОНО ОПХ "Новоникулинское": 3 684 077,08 руб. (разница составляет 26 копеек).
Судом также установлено, что ОНО ОПХ "Новоникулинское" до 2006 года не являлось плательщиком земельного налога, т.к. в соответствии с пунктом 3 и пунктом 11 статьи 12 закона РФ "О плате на землю" оно освобождено от уплаты земельного налога.
Данное обстоятельство установлено решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.01.2008 по делу N А72-7546/2007-13/212 и в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требует повторного доказывания (л.д. 52-63 том 2).
06.06.2005 Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области принимает решение N9 о взыскании налога (сбора) за счет имущества в размере всей числящейся за ОНО ОНХ "Новоникулинское" задолженности: налогов (сборов) - 3 640 153,02 руб., пени- 1 648 867,20 руб., всего- 5 289 020,22 руб., ссылаясь при этом на требование N 1162 от 24.12.2004 со сроком исполнения 02.01.2005.
08.06.2005 налоговый орган, руководствуясь вышеназванным решением, вынес Постановление N 10 о взыскании налога (сбора) за счет имущества в размере всей числящейся за ОНО ОНХ "Новоникулинское" задолженности: налогов (сборов) - 3 640 153,02 руб., пени - 1 648 867,20 руб., всего 5 289 020,22 руб.
27.06.2005, на основании Постановления N 10, судебный пристав - исполнитель Тарасов Г.Е. возбудил исполнительное производство N 216-01 (л.д. 44 том 2).
30.09.2005 МИ ФНС России N 2 по Ульяновской области, обосновывая свои действия неисполнением постановления N 10, обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании должника банкротом (т. 2, л.д. 45-47).
29.11.2005 Арбитражный суд Ульяновской области вынес Определение по делу N А72-11094/05-19/70-Б, которым принял отказ МИ ФНС России N2 по Ульяновской области от иска, производство по делу прекратил (т. 2, л.д. 48).
06.12.2005 Арбитражный суд Ульяновской области решением по делу N А72-13645/05 - 6/3773 признал недействительным постановление МИ ФНС России N2 по Ульяновской области от 08 июня 2005 N10 о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика в сумме: налогов (сборов) - 3 640 153,02 руб., пени - 1 648 867,20 руб., всего 5 289 020,22 руб. (л.д. 51 том 2).
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшиеся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что заявитель не имел обязанности по уплате указанных налогов в оспариваемых суммах, включенных в требование N 171406 по состоянию на 21.12.2011, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для осуществления процедуры принудительного взыскания.
Поскольку в соответствии с документами, представленными заявителем в материалы дела, а именно: решением от 06.12.2005 по делу N А72-13645/05 - 6/3773, решением от 22.01.2008 по делу N А72-7546/07 - 13/212, решением от 25.01.2011 по делу NА72-8433/2010, определением от 29.11.2005 по делу NА72-11094/05-19/70-Б, решением от 09.04.2004 по делу NА72-560/04-7/121 (л.д. 48- 70 том 2), ФГУП "Новоникулинское" РАСХН задолженности по указанным налогам не имело.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора у организации-налогоплательщика прекращается: с уплатой налога и (или) сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; с ликвидацией организации.
Отмена реструктуризации не прекращает обязанности по уплате налога и (или) сбора.
Основания, запрещающие налоговой инспекции взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов и пеней, ранее включенные в реструктурируемую задолженность, налоговым законодательством не предусмотрены.
Судом правомерно указано, что в спорное требование включены суммы недоимки, штрафов и пеней, на уплату которых требования направлялись до принятия решения о реструктуризации и по ним были приняты указанные судебные акты (т. 2, л.д. 48-70). Налоговое законодательство не предусматривает возможности выставления повторного требования.
По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая, в соответствии со статьей 64 Кодекса, представляет собой изменение срока уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 46 Кодекса в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Кодекса, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.
Соблюдение налоговым органом процедуры бесспорного взыскания налога, установленной статьей 46 Кодекса, включает в себя как обязанность доказывания самой недоимки, так и соблюдение каждой из стадий взыскания недоимки, что инспекцией не было выполнено.
Статьей 47 Кодекса и статьей 46 Кодекса определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Пунктом 3 статьи 46 Кодекса определено, что решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Указанные сроки инспекцией не соблюдены.
В соответствии со статьей 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора и одновременно с принятием такого решения.
Поскольку действия налогового органа по принудительному взысканию налоговых платежей являются незаконными, приостановление операций по счетам в банках налогоплательщика, принятое в силу статьи 76 Кодекса для обеспечения решения о принудительном взыскании, также является незаконным.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ульяновской области от 05 мая 2012 года и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 мая 2012 года по делу N А72-681/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-681/2012
Истец: ФГУП "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП Новоникулинское Россельхозакадемии
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N2 по Ульяновской области
Третье лицо: ЗАО НИБ, Ульяновский РФ ОАО "Россельхозбанк"
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11004/13
20.08.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12231/13
21.05.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-681/12
04.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9136/12
15.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7547/12
05.05.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-681/12