г. Ессентуки |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А15-4/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Баканова А.П., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Дагестан
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.05.2012
по делу N А15-4/2012 (судья Алиев А.А.),
по заявлению ООО "Бухучет Эксперт" (ОГРН 1100570003390, г. Махачкала, ул. Заманова, 11, 17)
к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Дагестан (г. Махачкала, ул. Богатырева, 8)
об оспаривании решения от 17.10.2011 N 1, акта от 14.09.2011 N 5031,
с участием третьих лиц: Межрайонной ИФНС России по г. Махачкале Республики Дагестан, УФНС России по Республике Дагестан,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной ИФНС России по г. Махачкале Республики Дагестан: Гаджиев Р.А. (доверенность от 15.02.2012),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бухучет Эксперт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - учреждение) о признании незаконными решения от 17.10.2011 N 1 и акта камеральной проверки N5031 от 14.09.2011.
Определением суда от 20.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России по г. Махачкале Республики Дагестан (далее - инспекция).
Определением суда от 07.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС России по Республике Дагестан.
Решением суда от 04.05.2012 производство по делу в части требования общества о признании недействительным акта камеральной проверки от 14.09.2011 N 5031 прекращено. Признано недействительным решение учреждения от 17.10.2011 N 1.
Учреждение обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов учреждение указало на то, что решение от 17.10.2011 N 1 вынесено обоснованно. Требования общества о признании незаконным решения учреждения от 17.10.2011 N 1 являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки расчета по форме N 4ФСС РФ за 6 месяцев (полугодие) 2011 года учреждением вынесено решение от 17.10.2011 N1, которым не приняты к зачету произведенные обществом расходы в размере 180643, 33 руб., в том числе больничный лист по беременности и родам в размере 150000, 20 руб., пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 30643, 13 руб.
Основанием для непринятия к зачету расходов общества послужило то, что оно зарегистрировано в учреждении в качестве страхователя 11.05.2012, а страховой случай наступил 13.12.2010.
Доводы общества об отсутствии его вины в несвоевременной регистрации не приняты во внимание учреждением.
Считая, что имеются достаточные основания для признания недействительными акта камеральной проверки от 14.09.2011 N 5031 и решения от 17.10.2011 N 1, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с п/п 7 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ) "Об основах обязательного социального страхования" страховщики обязаны осуществлять регистрацию страхователей в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п/п 1 пункта 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика: страхователей - юридических лиц в пятидневный срок со дня представления в территориальный орган страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (ред.от 08.12.2008) "О Едином государственном реестре юридических лиц" (действующее на дату регистрации общества) регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 к настоящим Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.
Согласно пункту 1 Порядка информационного взаимодействия территориальных регистрирующих (налоговых) органов и исполнительных органов фонда социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.12.2003 N БГ-3-09/728/308 "Об утверждении порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Фонда социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде", территориальный регистрирующий орган (далее-регистрирующий орган) с использованием транспортной среды налоговых органов ежедневно представляет сведения ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в соответствующий региональный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее-региональный орган ФСС) с учетом схемы информационного взаимодействия (приложение N 3 к настоящему порядку).
Таким образом, обязанность регистрирующего органа по представлению сведений о зарегистрированном юридическом лице предусмотрена действующим законодательством.
Из материалов дела видно, что общество зарегистрировано 02.11.2010, ОГРН 1100570003390. Тем самым сведения о регистрации общества не позднее 08.11.2010 инспекция должна была довести до учреждения.
Однако в нарушение установленного порядка сведения о регистрации общества в качестве юридического лица инспекцией учреждению не представлены.
Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела перепиской между обществом и инспекцией (от 17.03.2011, от 30.09.2011 N 2).
Из отзыва Управления ФНС России по Республике Дагестан следует, что согласно сведениям, содержащимся в интегрированной коммуникационной системе Почта "Dipostca", файл выгрузки из инспекции поступил в управление только 14.01.2011.
После получения из инспекции названного файла выгрузки он был в тот же день направлен управлением в учреждение.
Согласно пунктам 6 и 7 Постановления ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 (ред. от 12.08.2011) "Об организации работы территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей", вместе с "Порядком организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации юридических лиц в качестве страхователей на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц", "Порядком регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации" структурное подразделение регионального отделения Фонда, ответственное за обмен информацией, в течение не более одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от регистрирующего органа: проводит контроль достоверности полученных сведений путем проверки соответствующих реквизитов электронно-цифровой подписи; при подтверждении подлинности электронно-цифровой подписи вложения полученного сообщения распаковывает сообщение с помощью программы-упаковщика; в случае ошибки подтверждения подлинности электронно-цифровой подписи вложения запрашивает подтверждение от регистрирующего органа о представленных сведениях, в том числе о повторном представлении сведений в полном объеме; в случае представления неполных сведений (отсутствия обязательных реквизитов) или несоответствия представленных сведений утвержденным форматам направляет запрос о повторном представлении сведений в полном объеме; осуществляет работу по импорту сведений в базу данных регионального отделения Фонда; в случае выявления недостоверных данных на этапе импорта (несоответствия данных правилам их формирования, например, по контрольной сумме в ИНН или по недопустимым символам в ОКВЭД и других элементах) направляет запрос о повторном представлении сведений по указанным записям.
При осуществлении регистрации страхователей в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации структурное подразделение регионального отделения Фонда, ответственное за регистрацию страхователей, в течение не более четырех рабочих дней со дня получения соответствующей информации осуществляет регистрацию юридического лица в качестве страхователя: присваивает страхователю регистрационный номер и код подчиненности, формируемые в соответствии с разделом III настоящего Порядка; определяет филиал регионального отделения Фонда, который будет осуществлять взаимодействие со страхователем; вносит данные о зарегистрированном страхователе в реестр страхователей; оформляет Извещение о регистрации в качестве страхователя в двух экземплярах (далее именуется - Извещение о регистрации) по установленной форме (приложение N 1 к настоящему Порядку) и регистрирует его в Журнале регистрации извещений о регистрации, выданных страхователям - юридическим лицам (приложение N 2 к настоящему Порядку); направляет экземпляр Извещения о регистрации страхователю.
Не реже одного раза в пять рабочих дней структурное подразделение регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ответственное за обмен информацией, по всем изменениям, произведенным в реестре страхователей, формирует файлы репликации и направляет их в филиалы регионального отделения Фонда, осуществляющие взаимодействие со страхователями.
Из материалов дела следует, что регистрация общества в качестве страхователя произведена учреждением 11.05.2011 согласно документам, представленным обществом на бумажном носителе, ввиду того, что на указанную дату сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, от органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, не поступили. Указанные сведения поступили на адрес электронной почты учреждения sots@r05.narod.ru лишь 05.07.2011.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие вины общества в несвоевременной его регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил доводы учреждения о том, что его обязанности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перед страхователем возникают с момента регистрации общества в учреждение - 11.05.2011.
Кроме того, отказывая в зачете расходов общества на выплату страхового обеспечения фонд в действиях общества усматривает создание искусственной ситуации в целях получения пособия по беременности и родам при отсутствии экономической обоснованности приема на работу Газиевой М.Г. (находившейся на большом сроке беременности), что, по мнению фонда, является нарушением статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом учреждение указывает на следующие факты.
По документам, представленным для проведения камеральной проверки, Газиева М.Г. принята на работу 03.11.2010, то есть на следующий день после регистрации общества в Управлении ФНС России по Республике Дагестан, на должность генерального директора с окладом 33000 руб., а в отпуск по беременности и родам ушла с 03.12.2010.
По данным расчета формы N 4ФСС общества за первое полугодие 2011 года, его численность составляла 4 человека, 2 из которых - женщины. База для начисления страховых взносов составила 83857 руб., в том числе 56286 руб. на Газиева Магомедгази Гитиновича (мужа Газиевой М.Г.), а остальным работникам начислено 27571 руб.
Согласно штатному расписанию фонд оплаты труда общества за один месяц составляет 110000 рублей. Расчет пособия по беременности и родам Газиевой М.Г. произведен из заработка за ноябрь 2010 года, что не отражено в форме 4ФСС за 1 полугодие 2011 года.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии со статьей 6 Закона N 165-ФЗ участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд в соответствии со статьей 11 Закона N 165-ФЗ обязан своевременно выплатить страховое возмещение.
В статье 12 Закона N 165-ФЗ указано, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьями 7, 8 вышеуказанного закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81 -ФЗ) выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3.3 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" (далее по тексту - Инструкция N 22) установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены страхователем-работодателем при возмещении расходов на выплату пособий по беременности и родам.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Кроме того, законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной работницы.
В силу статей 132 и 135 ТК РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375). Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
Из материалов дела следует, что обществом в подтверждение обоснованности заявленного возмещения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию были представлены в Фонд социального страхования все необходимые документы с расчетом размера пособия, предусмотренные действующим законодательством.
Действующее законодательство не ставит исчисление размера пособия по беременности и родам в зависимость от объема выполненной работником работы до оформления больничного листа по беременности и родам и от размера заработной платы других работников. Факт наличия трудовых отношений между обществом и работником -застрахованным лицом Гаджиевой М.Г. подтвержден материалами дела. В трудовом договоре установлен размер заработной платы застрахованного лица в размере 33000 руб., оплата труда производилась в соответствии с трудовым договором. Трудовой договор сторонами не расторгнут, в судебном порядке не оспорен и не изменен. Факты уплаты страховых взносов с доходов, полученных Гаджиевой М.Г., и наступления страхового случая подтверждаются материалами дела и учреждением не оспариваются.
Общество в качестве основания недействительности решения учреждения от 17.10.2011 N 1 также указывает, что в нарушение пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) оно не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки и письменных возражений страхователя.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6. Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 1 статьи 4.7. Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7. Закона N 255-ФЗ). Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5 статьи 4.7. Закона N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 1.1. Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Закона N 165-ФЗ, Закона N 212-ФЗ, иных федеральных законов.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов регулируется статьей 39 Закона N 212-ФЗ.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (части 4, 5 статьи 39 Закона N 212-ФЗ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 Закона N 212-ФЗ).
Из системного толкования названных норм следует, что правила проведения проверок по контролю за уплатой страховых взносов и принятия решений в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ, подлежат применению и при проверке правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, Фонд социального страхования обязан известить лицо, в отношении которого проводилась проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Необеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов является основанием для признания решения Фонда недействительным.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие извещение общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а также участие его представителя в рассмотрении материалов проверки.
Таким образом, обжалуемое решение принято учреждением с нарушением установленной процедуры, что лишило общество возможности защищать свои права и законные интересы.
Обществом заявлены требования о признании недействительным акта камеральной проверки от 14.09.2011 N 5031 и решения от 17.10.2011 N 1 учреждения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 180643,33 рублей.
В соответствии с п. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. При этом под ненормативным актом понимается акт органа, который обязателен для исполнения и влечет правовые последствия.
Суд первой инстанции правомерно указал, что, несмотря на наличие в акте проверки Фонда социального страхования вывода о том, что в возмещении расходов страхователю следует отказать, акт не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, а носит характер предложения, не устанавливает прав и не возлагает на предпринимателя какие-либо обязанности, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения страхователем.
В соответствии с п. 8.8 постановления Фонда социального страхования от 09.03.2004 N "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" решения отделений (филиалов отделений) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для внесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемый акт проверки не является актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, и не может быть обжалован в суде.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о прекращении производства по делу в части требования общества о признании недействительным акта камеральной проверки от 14.09.2011 N 5031, признании недействительным решения учреждения от 17.10.2011 N 1 являются правомерными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.05.2012 по делу N А15-4/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4/2012
Истец: ООО "Бухучет Эксперт"
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан, ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РД
Третье лицо: МРИ ФНС России по РД, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Дагестан, УФНС РФ по РД