Тула |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А68-1325/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Капустиной Л.А., Каструбы М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3721/2012) открытого акционерного общества "Тульский оружейный завод" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 по делу N А68-1325/11 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тульский оружейный завод" (город Тула, ИНН: 7107003303, ОГРН: 1027100507147) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Тула, ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного унитарного предприятия Тульской области "Тулземкадастр" (город Тула, ИНН: 7107032086); Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (город Тула, ИНН: 7104027842, ОГРН: 1027100595213); Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (город Тула, ИНН: 7701018922, ОГРН: 1027739346502); Министерства обороны Российской Федерации (город Москва, ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284), о признании недействительным результата межевания; незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым N 71:30:999999:60, при участии представителей от истца: Костина А.А. (доверенность от 03.05.12 N 153-20-74), от ответчика: Иванниковой Н.Л. (доверенность от 06.02.12 N 71/2012-04), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации: Кулева Г.В. (доверенность от 16.06.12 N 207/454 д), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Тульский оружейный завод" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными результата межевания - межевого плана земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, и акта согласования границ земельного участка; о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по принятию на кадастровый учет уточненных границ и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60; о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по принятию на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 71:30:000000:138, 71:30:000000:139, 71:30:000000:140, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (том 1, л.д. 11-15; том 3, л.д. 12-14).
Протокольным определением от 30.06.2011 суд принял к производству следующие требования истца: о признании недействительным результата межевания - межевого плана земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, акта согласования границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, расположенного на территории Клоковского аэродрома в Зареченском районе города Тула; о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по принятию на учет уточненных границ и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, расположенного на территории Клоковского аэродрома в Зареченском районе города Тула (том 3, л.д. 42-43).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2011 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Тульский оружейный завод" отказано (том 3, л.д. 69-84).
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 решение суда первой инстанции от 14.07.2011 по настоящему делу оставлено без изменения (том 4, л.д. 47-51).
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.02.2012 решение Арбитражного суда Тульской области от 14.07.2011 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области (том 4, л.д. 97-103).
В данном постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что суд не исследовал и не дал оценки основаниям предмета спора, заявленным истцом в первоначальном и уточненном заявлениях.
Отметил, что судом не было установлено, принималось ли уполномоченным органом решение об учете изменений о спорном земельном участке, а также не дана оценка таким обстоятельствам, как наложение границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:999999:60 и 71:30:010609:6 и что при осуществлении землеустроительных работ и кадастровом учете сведений о земельном участке с кадастровым номером 71:30:999999:60 не учитывались кадастровые сведения о земельном участке с кадастровым номером 71:30:010609:6, что является нарушением требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости).
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил заявленные требования, просит признать недействительным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области от 17.12.2010 N 30/10-56-14 "Об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости"; незаконными действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по принятию на учет уточненных границ и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, расположенного на территории Клоковского аэродрома в Зареченском районе города Тула (том 5, л.д. 126-128).
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 5, л.д. 137-138).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 в удовлетворении требований ОАО "Тульский оружейный завод" отказано (том 5, л.д. 162-174).
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Тульский оружейный завод" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования (том 5, л.д. 176-181).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указывает на то, что, поскольку судом установлено, что земельный участок ОАО "Тульский оружейный завод" является ранее учтенным и ему присвоен уникальный кадастровый номер 71:30:010609:6, то орган кадастрового учета обязан располагать сведениями о ранее учтенном земельном участке ОАО "Тульский оружейный завод", так как в соответствии с пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказам Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, реестр объектов недвижимости состоит, в том числе, из форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.
По мнению заявителя, согласование уточненных границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, произведено с нарушением установленной процедуры согласования, так как, поскольку перечень смежных землепользователей на листе 13 межевого плана названного земельного участка является исчерпывающим и отражает их почтовые адреса и кадастровые номера смежных земельных участков, то опубликование извещения о проведении собрания с заинтересованными лицами произведено незаконно.
Также заявитель апелляционной жалобы отмечает, что непредоставление надлежащей выписки органом кадастрового учета исполнителю кадастровых работ повлекло незаконное невключение ОАО "Тульский оружейный завод" в число смежных землепользователей, указанных на листе 13 межевого плана земельного участка, принадлежащего Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что при постановке на кадастровый учет уточненных границ и площади земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, действующее законодательство не было нарушено.
По мнению заявителя, нельзя признать законным результат проведенных землеустроительных работ, в результате которых нарушены права смежного землепользователя. При осуществлении землеустроительных работ и кадастровом учете сведений о земельном участке с кадастровым номером 71:30:999999:60 не учитывались кадастровые сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 71:30:010609:6, что является нарушением Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Министерство обороны Российской Федерации направило в Двадцатый арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (том 6, л.д. 13-15).
Указывает, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 71АБ N 029897 земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:60 на землях поселений, для нужд обороны, общей площадью 3 205 160 кв.м, по адресу: установлено относительно ориентира кирпичного здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тульская область, Зареченский район, территория Клоковского аэродрома, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, на основании акта на право пользования землей от 28.10.1975.
Ссылаясь на статью 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что, поскольку ОАО "Тульский оружейный завод" не является государственным или муниципальным учреждением, казенным предприятием, органом государственной власти, органом местного самоуправления, то у него не может находиться на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 10 000 кв.м, расположенный в поселке Горелки Зареченского района города Тулы.
Полагает, что пересечения границ земельного участка N 71:30:010609:6 с земельным участком с кадастровым номером 71:30:999999:60 не существует, так как на данный момент земельный участок N 71:30:999999:60, как объект кадастрового учета, прекратил свое существование.
Считает, что право ОАО "Тульский оружейный завод" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком N 71:30:010609:6, площадью 10 000 кв.м, расположенным в поселке Горелки Зареченскрго района города Тулы, прекратилось с момента приватизации предприятия и, соответственно, ОАО "Тульский оружейный завод" не является смежным землепользователем, его права никак не затронуты. Утверждает, что ОАО "Тульский оружейный завод" не надлежащий истец в данном деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Представитель ответчика возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации также возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области и Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" направили письменные ходатайства, в которых просили рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством без участия их представителей (том 6, л.д. 9, 23), которые были удовлетворены судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Государственного унитарного предприятия Тульской области "Тулземкадастр" (далее - ГУП ТО "Тулземкадастр"), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей истца, ответчика и Министерства обороны Российской Федерации, явившихся в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных третьих лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения Главы Администрации города Тулы от 08.10.1992 N 639 для закрепления фактически занимаемой территории насосной станции с плотиной производственному предприятию "Тульский оружейный завод" (правопреемником которого является ОАО "Тульский оружейный завод") на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, площадью 10 000 кв.м, расположенный в поселке Горелки Зареченского района города Тулы, что подтверждается свидетельством N 2689 от 28.01.1993 (том 1, л.д. 55).
На указанном земельном участке расположено нежилое здание (насосная станция) общей площадью 159,6 кв.м, принадлежащее ОАО "Тульский оружейный завод" на праве собственности, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 71 АБ N 318454 от 16.02.2007 (том 1, л.д. 56).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 71 АБ N 029897 от 06.07.2005 земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:60 на землях поселений, для нужд обороны, общей площадью 3 205 160 кв.м, по адресу: установлено относительно ориентира кирпичного здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тульская область, Зареченский район, территория Клоковского аэродрома, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, на основании постановления Главы Администрации Тульской области от 10.07.1992 N 354, постановления Главы Администрации города Тулы от 04.06.1992 N 333, акта на право пользования землей от 28.10.1975 (том 2, л.д. 38).
С целью перерегистрации в установленном законом порядке права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а также уточнения его местоположения
и площади ГУП ТО "Тулземкадастр" по договору подряда N 185/10 СК (том 1, л.д. 86-87) выполнило для ОАО "Тульский оружейный завод" кадастровые работы в отношении указанного земельного участка, результатом которых явился межевой план N 7130/108/10-2889 от 17.12.2010 (том 1, л.д. 23-38).
ОАО "Тульский оружейный завод" обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области с заявлением N 7130/108/10-2889 от 17.12.2010 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 71:30:010609:6, расположенного на территории Клоковского аэродрома в поселке Горелки Зареченского района города Тулы и используемого ОАО "Тульский оружейный завод" в соответствии со свидетельством на право бессрочного пользования землей от 28.01.1993 N 2689.
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области от 12.01.2011 было отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, так как местоположение границ уточняемого земельного участка в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не считается согласованным с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 (по сведениям государственного кадастра недвижимости собственником указанного участка является Российская Федерация); имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (пункт 1 часть 2 статья 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"); строка "2" графы "2" и "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости (собственником земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 является Российская Федерация); граница уточняемого земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 (пункт 2 часть 2 стать 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости") (том 1, л.д. 20).
12.11.2010 Министерство обороны Российской Федерации обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
17.12.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области принято решение N 30/10-5614 осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым N 71:30:999999:60, расположенного по адресу: город Тула, Зареченский район, территория Клоковского аэродрома (том 5, л.д. 158).
ОАО "Тульский оружейный завод", считая решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области N 30/10-5614 от 17.12.2010 недействительным и действия по принятию на учет уточненных границ и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, расположенного на территории Клоковского аэродрома в Зареченском районе города Тула, незаконными, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с настоящими требованиями, с учетом уточнения (том 1, л.д. 11-15; том 3, л.д. 12-14).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 часть 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер - кадастровый номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Как установлено судом первой инстанции, кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 выполнялись Тульским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по распоряжению ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 216 от 03.09.2010 "Об оказании услуг Министерству обороны Российской Федерации" (том 2, л.д. 121-122), в соответствии с техническим заданием на оказание услуг по получению правоустанавливающих и технических документов в отношении объектов недвижимого военного имущества для нужд Минобороны России в 2010 году (том 2, л.д. 123-124).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" для проведения кадастровых работ в отношении объекта, указанного в техническом задании, земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, были заказаны выписки из государственного кадастра недвижимости в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области на уточняемый земельный участок и смежные с ним земельные участки, что подтверждается заявлением N 7130/237/10-14358 от 02.10.2010.
На основании рассмотренного запроса отделом подготовки сведений ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области было вынесено решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта N 30/10-4774 от 11.10.2010 (том 2, л.д. 117-118).
Причиной отказа являлось то обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 не были установлены с надлежащей точностью.
Также в данном решении было указано на то, что границы данного земельного участка, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:060302:1, 71:30:060302:2, 71:30:060302:3, 71:30:060302:4, 71:30:060302:5, 71:30:060302:7, 71:30:060302:8, 71:30:060302:17, 71:30:060302:18, 71:30:060302:19, 71:30:060302:20, 71:30:060302:21, 71:30:060302:22, 71:30:060302:23, 71:30:060302:24, 71:30:060302:37, 71:30:060302:39, 71:30:060302:78, 71:30:010609:1.
В данном перечне земельный участок с кадастровым N 71:30:010609:6, принадлежащий заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, указан не был (отсутствует).
Для устранения указанных причин отказа рекомендовалось провести комплекс кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым N 71:30:999999:60.
При рассмотрении ситуации с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 и ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 71:30:010609:6, было выяснено, что земельный участок, принадлежащий ОАО "Тульский оружейный завод" на основании свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования от 28.01.1993 N 2689 с декларированной площадью 10 000 кв.м, является ранее учтенным земельным участком, которому органом
кадастрового учета (ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области) присвоен
уникальный кадастровый номер.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области, получив от Тульского
филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заявление о предоставлении
сведений государственного кадастра недвижимости, не выдала надлежащим образом выписки государственного кадастра недвижимости на принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Тульский оружейный завод" земельный участок, так как исполнитель кадастровых работ - Тульский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" сведениями о таком земельном участке не располагал, поскольку распоряжение сведениями о земельном участке осуществляется органом кадастрового учета.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, Тульским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" были выполнены все действия для получения сведений государственного кадастра недвижимости обо всех земельных участках, расположенных в границах Клоковского аэродрома. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел, что земельный участок ОАО "Тульский оружейный завод" расположен по адресу: г. Тула, Зареченский район, поселок Горелки, а адрес земельного участка Министерства обороны Российской Федерации - город Тула, Зареченский район, территория Клоковского аэродрома, и местоположение границ земельного участка, принадлежащего ОАО "Тульский оружейный завод", не было установлено.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что кадастровые работы выполнялись без проведения полевых геодезических работ в камеральных условиях с использованием сведений государственного кадастра недвижимости: кадастровая выписка о земельном участке N 7130/237/10-14358 от 06.10.2010, кадастровый план территории N 7130/237/10-14351 от 05.10.2010; правоустанавливающих документов на земельный участок: свидетельство о государственной регистрации права серия 71 АБ N 029897 от 06.07.2005, государственный акт на право пользования землей N 86 от 10.11.1975.
Все данные, полученные из выписок из государственного кадастра недвижимости,
при подготовке межевого плана по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, местоположение которого установлено относительно ориентира кирпичное здание, расположенного в границах земельного участка, адрес ориентира: город Тула, район Зареченский, территория Клоковского аэродрома, были учтены, все существующие пересечения границ были устранены.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера может проводиться посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ может опубликовываться в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц.
Согласно статье 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков
считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ
вносится соответствующая запись.
Как установлено судом первой инстанции, поскольку в полученных выписках из государственного кадастра недвижимости и иных документах отсутствовали сведения о правообладателях смежных земельных участков, а так же ввиду отсутствия возможности уточнить информацию о них, для соблюдения процедуры согласования местоположения границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством было принято решение о проведении собрания с заинтересованными лицами путем опубликования соответствующего извещения в официальном печатном издании - общественно-политической региональной газете "Тула" N 52(997) от 05.10.2010, которое состоялось 05.11.2010 (том 2, л.д. 119-120).
В данном извещении были указаны номера кадастровых кварталов (в том числе, кадастрового квартала 71:30:010609, в границах которого находится земельный участок, принадлежащий заявителю), в границах которых расположены земельные участки.
В подготовленном Тульским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" межевом плане содержится акт согласования местоположения границ земельного участка N 71:30:999999:60 (том 2, л.д. 28), в котором указано, что заинтересованные лица извещены надлежащим образом, но в установленный срок не выразили свое согласие и не предоставили возражения.
Учитывая, что 05.11.2010 заинтересованные лица не явились для согласования, согласно части 3 статьи 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" граница земельного участка считается согласованной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что все нормы законодательства, касающиеся проведения кадастровых работ, в частности согласования границ уточняемого земельного участка, были соблюдены.
Частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (пункт 2 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Если иное не следует из Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
Необходимыми для кадастрового учета документами является: межевой план (при
постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом данного пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Орган кадастрового учета в свою очередь лишь осуществляет проверку представленных документов на соответствие требованиям закона (в частности, соблюдение установленного порядка согласования) и сведениям государственного кадастра недвижимости (выявляет противоречия и возможные пересечения границ).
Как установлено судом первой инстанции, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений границ объекта недвижимости, представило межевой план земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о том, что на момент уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о местоположении границ земельного участка ОАО "Тульский оружейный завод", орган кадастрового учета не имел возможности определить, является ли данный участок смежным с уточняемым участком, а также, имеются ли между ними пересечения границ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, органом кадастрового учета не было выявлено оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, вследствие чего было принято решение от 17.12.2010 N 30/10-5614 об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, и сведения об уточненном местоположении данного участка 21.12.2010 были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что решение от 17.12.2010 и действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по учету изменений земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 не противоречат действующему законодательству.
Как указано в пункте 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что удовлетворение заявленных требований ОАО "Тульский оружейный завод" о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по принятию на учет уточненных границ и площади земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60 не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя, так как из материалов дела следует, что, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 71:30:999999:60 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 71:30:000000:138, 71:30:000000:139, 71:30:000000:140 и в любом случае нарушения прав заявителя, вызванные пересечением границ принадлежащего ему земельного участка земельным участком с кадастровым номером 71:30:999999:60 устранены не будут, и как правильно указало в отзыве Министерство обороны Российской Федерации, данный объект кадастрового учета прекратил свое существование.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что требования ОАО "Тульский оружейный завод" удовлетворению не подлежат.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласование границ земельного участка путем извещения смежных землепользователей может быть осуществлено только в случае, если неизвестны почтовые адреса заинтересованных лиц, вследствие чего согласование границ путем извещения в данном случае произведено необоснованно, отклоняется по следующим основаниям.
Как подтверждается материалами дела, в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о правообладателях смежных земельных участков, в том числе и их почтовые адреса, вследствие чего опубликование извещения о проведении собрания с заинтересованными лицами в официальном печатном издании - общественно-политической региональной газете "Тула" N 52(997) от 05.10.2010, которое состоялось 05.11.2010 (том 2, л.д. 119-120), осуществлено ответчиком обосновано.
Ссылка ответчика на то, что указанная информация имелась на листе N 13 межевого плана земельного участка с кадастровым номером 71:30:999999:60, отклоняется, поскольку, в соответствии с пунктом 2.3 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, при составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а именно: во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах); во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.
Доказательств наличия у ответчика указанных документов по всем правообладателям смежных земельных участков в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что результат землеустроительных работ нельзя признать законным, поскольку нарушены права смежного пользователя, является несостоятельным, так как судом не установлено каких-либо нарушений при проведении уполномоченными органами кадастровых работ.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого законного и обоснованного судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относятся на заявителя - ОАО "Тульский оружейный завод".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2012 по делу N А68-1325/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тульский оружейный завод" (город Тула, ИНН: 7107003303, ОГРН: 1027100507147) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1325/2011
Истец: ОАО "Тульский оружейный завод"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области, ФГУП Земельная кадастровая палата по Тульской области
Третье лицо: ГУП "Тулземкадастр", ГУП ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ТУЛЗЕМКАДАСТР", Департамент имущественных и земельных отношений Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, Управление Росреестра по То, Управление Росреестра по Тульской области, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17504/12
17.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17504/12
07.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-14/12
17.08.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3721/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-1325/11
17.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-14/12
14.11.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4138/11