Тула |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А62-3881/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н., Тиминской О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прониной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02 мая 2012 года по делу N А62-3881/2010 (судья Бажанова Е.Г.), принятое по заявлению ОАО "Смоленский ДОК" (ОГРН 1026701441491, ИНН 6729001349) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Смоленский ДОК" (ОГРН 1026701441491, ИНН 6729001349) (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Смоленск) об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 111 441 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, п. Пронино, с кадастровым номером 67:27:0011030:7 в размере рыночной стоимости, соответствующей 42 182 647 руб., и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в сведения Государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка площадью 111 441 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, п. Пронино, с кадастровым номером 67:27:0011030:7, указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно 42 182 647 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Смоленской области (г. Смоленск), Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526)
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.05.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Департамент ссылается на то, что поскольку мотивом подачи заявления ОАО "Смоленский ДОК" об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной явилось то, что арендная плата за пользование земельным участком значительно увеличилась, решение суда об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости без разрешения вопроса об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка не может повлиять на величину арендной платы и платы за фактическое пользование земельным участком.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Смоленский ДОК", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация Смоленской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поддерживают доводы апелляционной жалобы и просят решение суда от 02.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация Смоленской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей. Данные ходатайства рассмотрены судом в порядке ст. ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворены с учетом надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.
ОАО "Смоленский ДОК" в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением.
На основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации г. Смоленска от 22.08.2003 N 1603 ОАО "Смоленский ДОК" по договору аренды от 02.10.2003 N 4299 был предоставлен в пользование из категорий земель "земли поселений" на неопределенный срок земельный участок с кадастровым номером 67:27:01 10 30:0005 площадью 123 939 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, пос. Пронино, под производственную базу
Соглашением от 19.12.2003 N 4299/1с в пункт указанный договор аренды внесены изменения с указанием в п. 1.2, что на арендуемом земельном участке расположены механический цех, склад, котельная, столярные цеха, административное здание; памятников и зеленых насаждений нет.
Постановлением главы города Смоленска от 12.01.2006 N 26 "О прекращении аренды части земельного участка, об утверждении проекта границ и о предоставлении в аренду земельного участка в поселке Пронино" ОАО "Смоленский ДОК" прекращено право аренды части земельного участка площадью 12498 кв.м. Этим же постановлением земельный участок площадью 12498 кв.м предоставлен в аренду ООО "ИНПРОКОМ" под строительство хранилища ГСМ и утвержден проект границ данного земельного участка.
По заявке ООО "ИНПРОКОМ" о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка от 27.02.3006 на основании указанного постановления главы города Смоленска от 12.01.2006 N 26 и материалов межевания органом кадастрового учета земельный участок площадью 12498 кв.м был поставлен на кадастровый учет 15.03.2006 с присвоением ему кадастрового номера 67:27:001 10 30:6.
Тогда же, 15.03.2006 согласно Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и правилам ведения ГКН, действовавшим до 01.03.2008, исходный земельный участок с кадастровым номером 67:27:0011030:5 был ликвидирован, с приобретением статуса "архивный".
Для внесения сведений о земельном участке, оставшемся в аренде у ОАО "Смоленский ДОК", в соответствии с правилами ведения ГКН необходима была заявка о постановке на кадастровый учет и материалы межевания земельного участка. Заявка поступила в орган кадастрового учета 05.12.2007. Земельный участок площадью 111441 кв.м был поставлен на кадастровый учет 11.12.2007 с присвоением кадастрового номера 67:27:0011030:7.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области приведена по состоянию на 1 января 2007 года, поэтому в Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, были включены земельные участки, стоящие на государственном кадастровом учете по состоянию на 1 января 2007 года. Земельный участок с кадастровым номером 67:27:0011030:7, поставленный на кадастровый учет 11.12.2007, не вошел в Перечень объектов оценки.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:0011030:7 была определена органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 и на основании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области. То есть для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка на момент его постановки на кадастровый учет было применено утвержденное постановлением администрации Смоленской области от 06.10.2003 N 258 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 9 группы видов разрешенного использования как для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности" кадастрового квартала 67:27:001 10 30, в котором расположен земельный участок (1283,84 руб./кв.м).
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных актов Смоленской области" постановление администрации Смоленской области от 06.10.2003 N 258 признано утратившим силу и с 1 января 2009 вступили в действие результаты актуализации (переоценки) кадастровой стоимости земель населенных пунктов.
Соответственно, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 1283,84 руб./кв.м утратил силу и в соответствии с п. 57 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, переведен в статус "архивный" и внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала 67127:0011030, в котором расположен земельный участок ОАО "Смоленский ДОК" (15 623,44 руб./кв.м).
Соглашением от 11.06.2008 в договор аренды внесены изменения, согласно которым предметом аренды по договору стал являться земельный участок с кадастровым номером 67:27:001 10 30:0007 из земель населенных пунктов площадью 111 441 кв.м, расположенный в г. Смоленске, пос. Пронино.
Участок предоставлен для использования под производственную базу сроком на 49 лет.
Департамент в 2009-2010 годах при расчете арендной платы в соответствии с пунктом 2.2.3 договора аренды использовал формулу АП=П х Кс х Бр, где АП - размер арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка за 1 кв.м.; П - площадь земельного участка; Бр - базовый размер арендной платы.
В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра от 13.12.2007 N 27/07-20655 кадастровая стоимость земельного участка составляла 143 072 413,44 руб.
Обществом 15 июня 2010 года был получен кадастровый паспорт земельного участка N 6727/205/10-16940 (выписка из государственного кадастра недвижимости), в котором указано, что УПКС составляет 15623,44 руб./кв.м, кадастровая стоимость - 1 741 091 777, 04 руб.
Таким образом, из-за увеличения кадастровой стоимости земельного участка в 12.17 раз увеличилась арендная плата.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области, кадастровая стоимость спорного земельного участка с 01.01.2009 составила 243 907 172, 22 руб.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) отчет об оценке объекта оценки (далее по тексту - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:
соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В данном случае основным допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельных участков является отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; и получивший положительное заключение.
В процессе рассмотрения настоящего дела Общество 21.11.2011 заключило с ООО "Центр оценки собственности "Дисконт плюс" (исполнитель) договор на оказание услуг по проведению оценки N 230/11, согласно которому исполнитель обязался произвести оценку рыночной стоимости земельного участка общей площадью 111441 кв.м с кадастровым номером 67:27:001 10 30:7, расположенного по адресу: г. Смоленск, пос. Пронино. Целью оценки является определение рыночной стоимости объекта оценки для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Исполнителем были произведены работы по договору, результатом которых явился Отчет N 230/11 от 08.12.2011 "по определению рыночной стоимости земельного участка площадью 111441 кв.м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пос. Пронино, кадастровый номер 67:27:001 10 30:7". Оригинал данного отчета был представлен суду. Лицам, участвующим в деле, была предоставлена возможность ознакомления с отчетом.
Представленный Обществом в качестве доказательства отчет N 230/11 от 08.12.2011 выполнен оценщиком ООО "Центр оценки собственности "Дисконт плюс" (г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 22) Демьяновым А.В., который является членом и включен в реестр оценщиков некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" (выписка N 00365 от 09.02.2011 из реестра саморегулируемой организации оценщиков, свидетельство).
На указанный отчет представлено экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" N 111216-246 от 09.04.2012, согласно которому оценка выполнена в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и Федеральных стандартов оценки. Расчеты стоимости объекта оценки соответствует описанным в отчете методам, выполнены в отчете в полном объеме и позволяют проверить полученный результат.
Согласно этому отчету итоговая величина рыночной стоимости спорного земельного участка составляет 42 182 647 руб.
Представленный Обществом отчет независимого оценщика лица, участвующие в деле, не оспорили; не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка; ходатайства о назначении по настоящему делу судебной экспертизы ответчиками и иными участниками процесса заявлены не были.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спор о достоверности величины рыночной оценки объекта, указанной в отчете оценщика, отсутствует; в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, в том числе проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; и получивший положительное заключение.
Следовательно, данный отчет является надлежащим доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка, арендуемого Обществом.
В этой связи ссылка Департамента на то, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости возможно исключительно на стадии проведения очередной кадастровой оценки земельных участков, несостоятельна.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что поскольку мотивом подачи заявления ОАО "Смоленский ДОК" об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной явилось то, что арендная плата за пользование земельным участком значительно увеличилась, решение суда об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости без разрешения вопроса об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка не может повлиять на величину арендной платы арендной платы и платы за фактическое пользование земельным участком.
Апелляционная инстанция не согласна с данным выводом, поскольку требований об обязательном указании сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка действующее законодательство не содержит, удельный показатель кадастровой стоимости земель может быть указан при его наличии.
В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод апелляционной жалобы о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка, и, соответственно, уменьшение арендной платы, приведет к недофинансированию расходных статей областного бюджета, а в масштабе массовости подобных решений приведет к экономической дестабилизации в Смоленской области, судом отклоняется, поскольку не является основанием для непринятия отчета об оценке, составленного в соответствии с действующим законодательством.
Довод Управления Росреестра по Смоленской области о том, что судом удовлетворены требования к нему как к ненадлежащему ответчику по делу, судебной коллегией отклоняется, поскольку из резолютивной части обжалуемого решения суда следует, что обязанность по внесению в сведения Государственного кадастра объектов недвижимости изменений в отношении земельного участка площадью 111 441 кв.м, расположенного по адресу: г. Смоленск, п. Пронино, с кадастровым номером 67:27:0011030:7, с указанием кадастровой стоимости в размере рыночной, а именно 42 182 647 руб., возложено не на Управление Росреестра по Смоленской области, а на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 02 мая 2012 года по делу N А62-3881/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3881/2010
Истец: ОАО "Смоленский ДОК"
Ответчик: Управление Росреестра по Смоленской области, ФГБУ "ФКП Росреестра "
Третье лицо: Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2922/12