город Омск |
|
11 ноября 2010 г. |
Дело N А75-3166/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.П.,
судей Гладышевой Е.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6255/2010) конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" Дудочкина Александра Геннадьевича на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.05.2010 по делу N А75-3166/2009 (суд в составе председательствующего судьи Максимовой Г.В., судей Лысенко Г.П., Рожновой Л.В.), принятое по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего Дудочкина Александра Геннадьевича о прекращении упрощённой процедуры конкурсного производства в рамках дела о признании муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании представителей:
от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" Дудочкина Александра Геннадьевича - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федеральной налоговой службы - Вишневский А.А. по доверенности N 82 от 07.04.2010 сроком действия до 11.03.2011;
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" (далее - МУП "Коммунальщик", должник) несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него процедуры наблюдения.
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2009 МУП "Коммунальщик" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре как отсутствующего должника сроком на четыре месяца, которое продлено сроком на шесть месяцев определением суда от 02.11.2009.
Определением арбитражного суда от 30.06.2009 конкурсным управляющим должника утверждён Дудочкин Александр Геннадьевич.
13.01.2010 в суд первой инстанции от конкурсного управляющего должника поступило ходатайство о прекращении конкурсного производства отсутствующего должника и переходе к конкурсному производству по общей процедуре в связи с установлением фактического наличия имущества.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2010 по делу N А75-3166/2009 в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего о прекращении конкурсного производства отсутствующего должника и переходе к конкурсному производству по общей процедуре отказано. Кроме этого, указанным судебным актом был продлен срок конкурсного производства в отношении МУП "Коммунальщик" на четыре месяца; назначено судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о завершении конкурсного производства.
Конкурсный управляющий Дудочкин А.Г., не согласившись с данным определением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт о прекращении конкурсного производства по упрощенной процедуре отсутствующего должника и переходе к конкурсному производству по общей процедуре.
Как указывает податель жалобы, при вынесении обжалуемого судебного акта были допущены нарушения норм материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
При этом конкурсный управляющий ссылается на пункт 3 статьи 228 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая, по его мнению, императивно предусматривает принятие арбитражным судом определения о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом, по ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника.
Данная норма права не применена судом первой инстанции. Отказывая в удовлетворении ходатайства арбитражного управляющего, суд первой инстанции сослался на Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573. Однако это Положение не определяет условия перехода от упрощенной процедуры конкурсного производства к общей процедуре конкурсного производства, следовательно, не может служить законным основанием для отклонения ходатайства конкурсного управляющего.
ФНС России в письменном отзыве, оспаривая доводы заявителя жалобы, возражает относительно удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность определения от 17.05.2010.
Конкурсный управляющий Дудочкин А.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия конкурсного управляющего должника.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое определение проверено лишь в части отказа в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего Дудочкина А.Г., поданного в порядке пункта 3 статьи 228 Закона о банкротстве в пределах доводов апелляционной жалобы; в части рассмотрения вопроса о продлении срока конкурсного производства обжалуемое определение не проверяется.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя уполномоченного органа, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2010, принятое по делу N А75-3166/2009 в обжалуемой части отмене или изменению не подлежит.
Как указывалось выше, конкурсный управляющий МУП "Коммунальщик" Дудочкин А.Г. обратился в суд первой инстанции с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры конкурсного производства и переходе к конкурсному производству по общей процедуре.
В обоснование указанного ходатайства конкурсный управляющий указал на то, что в процессе конкурсного производства по упрощенной процедуре у должника выявлено наличие имущества, в том числе недвижимого имущества в виде зданий и сооружений (5 единиц) на сумму 1 053 697 руб. 18 коп., транспортные средства в количестве 7 единиц на общую сумму 281 195 руб. 06 коп., а также дебиторская задолженность населения в размере 1 000 000 руб.
Из материалов дела, в том числе отчета конкурсного управляющего (т. 12, л. д. 56), ходатайства (т. 12 л. д. 3), следует, что конкурсным управляющим МУП "Коммунальник" была проведена независимая оценка выявленного имущества, согласно которой рыночная стоимость зданий, сооружений, транспортных средств, машин и оборудования должника составила 7 939 000 руб.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 3 статьи 228 Закона о банкротстве конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.
По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Как считает конкурсный управляющий МУП "Коммунальщик", названная норма права императивно предусматривает принятие арбитражным судом определения о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом, по ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника.
Однако конкурсным управляющим Дудочкиным А.Г. не учтены положения всего пункта 3 статьи 228 Закона о банкротстве, из которого следует, что переход к конкурсному производству по общим правилам настоящего Закона возможен, но только в случае обнаружения конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве.
Поэтому переход к общей процедуре конкурсного производства возможен лишь при достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов по настоящему делу.
При этом факт обнаружения имущества отсутствующего должника должен подтверждаться документальными сведениями о фактическом наличии данного имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, бремя доказывания наличия у должника имущества, позволяющего покрыть судебные расходы, возложено на конкурсного управляющего, обращающегося с соответствующим ходатайством.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, считает, что на данной стадии банкротства имеющиеся в деле доказательства безусловно не позволяют суду сделать вывод о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов в связи с делом о банкротстве.
Согласно материалам дела (отчет конкурсного управляющего от 02.12.2009 - т. 11 л. д. 42-49) имущество должника выявлено конкурсным управляющим МУП "Коммунальщик" Дудочкиным А.Г. еще в декабре 2009 года.
В ходатайстве о прекращении упрощенной процедуры конкурсного производства в отношении должника (т. 12 л. д. 3) конкурсный управляющий МУП "Коммунальник" указал, что первые торги по реализации выявленного имущества должника, назначенные на 19.02.2010, были признаны несостоявшимися. Повторные торги, объявленные на 16.04.2010, также не состоялись. В связи с этим конкурсный управляющий 24.04.2010 разместил объявление о продаже имущества посредством публичного предложения. Однако заявок о приобретении имущества должника на 17.05.2010 не поступало.
В соответствии с отчетом конкурсного управляющего от 21.04.2010 (том 12 листы дела 6-13) за весь период конкурсного производства реализована лишь одна единица техники - колесный трактор.
Как пояснил представитель ФНС России в заседании суда апелляционной инстанции - 02.11.2010, на имущество нет спроса, реализовать его по рыночной стоимости за 7 000 000 руб. фактически не представляется возможным. До принятия судебного акта торги по реализации спорного имущества прошли уже дважды; проведены все мероприятия конкурсного производства, но имущество не реализовано.
Учитывая, что с начала осуществления конкурсным управляющим должника мероприятий по реализации обнаруженного имущества МУП "Коммунальник" прошел достаточно длительный промежуток времени (почти девять месяцев), описанные выше обстоятельства свидетельствуют о неликвидности имущества, наличием которого конкурсный управляющий обуславливает необходимость перехода к конкурсному производству по общей процедуре банкротства.
В судебном заседании, состоявшемся 16.09.2010, представитель конкурсного управляющего Дудочкина А.Г. пояснил апелляционному суду, что имеется одна заявка, поступившая от Администрации на приобретение гаража по цене 900 000 руб.
Однако документов, подтверждающих данный факт, со стороны заявителя не представлено.
Поэтому обнаружение конкурсным управляющим имущества МУП "Коммунальник" само по себе не может служить основанием для удовлетворения ходатайства, поскольку не гарантирует фактического поступления денежных средств в конкурсную массу должника или того, что в случае продажи названного имущества, полученных средств будет достаточно для покрытия расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Данный вывод подателем апелляционной жалобы не опровергнут.
Что касается дебиторской задолженности, то по данным отчета конкурсного управляющего от 21.04.2010 ее размер составил 1 444 000 руб.
Вместе с тем наличие дебиторской задолженности также не свидетельствует о реальном поступлении денежных средств в конкурсную массу МУП "Коммунальник".
Так, права требования должника к третьим лицам имеют потребительскую ценность только при условии наличия документов, подтверждающих основания возникновения таких требований, при условии платежеспособности дебиторов, наличия у этих дебиторов ликвидных активов, на которые может быть обращено взыскание в случае их неплатежеспособности, а также при условии невозможности применения к требованиям исковой давности. Поэтому само по себе отражение в отчете дебиторской задолженности не может подтверждать наличие у должника имущества в виде прав требования к третьим лицам.
Дебиторская задолженность, как свидетельствует практика, не является доказательством действительного наличия возможности погашения расходов по делу о банкротстве за счет этой задолженности.
Сведений же о платежеспособности дебиторов, наличии у них активов в деле нет, также как и доказательств принятия конкурсным управляющим каких-либо действий по взысканию дебиторской задолженности.
Таким образом, доказательств действительного наличия реальной ко взысканию дебиторской задолженности податель жалобы не представил, так же как не представил иных документов, свидетельствующих о наличии у должника имущества, за счет которого возможно погашение судебных расходов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах законные основания для прекращения упрощенной процедуры банкротства МУП "Коммунальник" и перехода к обычной процедуре конкурсного производства отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что достаточных оснований для открытия конкурсного производства в отношении должника по общей процедуре банкротства не имелось.
Необходимо отметить и то, что при введении той или иной процедуры банкротства в отношении должника необходимо соблюсти баланс интересов должника и кредиторов.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что заявителем по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП "Коммунальщик" является ФНС России. Именно на основании заявления уполномоченного органа возбуждено настоящее дело и введена упрощенная процедура конкурсного производства.
В этом случае возмещение затрат, которые конкурсный управляющий понесет в связи с проведением упрощенной процедуры банкротства в отношении должника, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" возложено на уполномоченный орган. Однако данные затраты будут минимальными.
При открытии конкурсного производства по общей процедуре ФНС России как заявитель по делу о банкротстве, в случае недостаточности имущества должника, несет риск возмещения значительных судебных расходов и вознаграждения конкурсного управляющего в соответствии с правилами пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве.
То есть введение общей процедуры конкурсного производства при отсутствии достаточных доказательств наличия у должника имущества, достаточного для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, влечет риск возложения на уполномоченный орган дополнительных затрат, размер которых будет значительно выше, чем при проведении конкурсного производства отсутствующего должника.
Продолжение же процедуры конкурсного производства по упрощенной процедуре направлено на минимизацию подобных расходов.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего Дудочкина А.Г. о прекращении упрощенной процедуры конкурсного производства в отношении должника и переходе к общей процедуре конкурсного производства.
Следует отметить, что конкурсный управляющий должника при наличии у него достаточных доказательств необходимости и возможности перехода к общей процедуре конкурсного производства, а именно: данных о достаточности у МУП "Коммунальщик" имущества, за счет которого можно возместить судебные расходы, связанные с проведением процедуры банкротства в отношении должника, не лишен права повторного обращения в арбитражный суд с подобным заявлением.
При таких обстоятельствах судебный акт в обжалуемой части принят судом первой инстанции при полном выяснении фактических обстоятельств дела, надлежащей оценке доводов участвующих в деле лиц и правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Конкурсным управляющим Дудочкиным А.Г. при обращении с настоящей жалобой уплачена государственная пошлина, которая подлежит возврату из федерального бюджета, так как статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплату государственной пошлины при подаче жалобы на определение по рассмотрению ходатайства о завершении упрощенной процедуры конкурсного производства и переходе к общей процедуре конкурсного производства.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 мая 2010 года по делу N А75-3166/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражному управляющему Дудочкину Александру Геннадьевичу возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по квитанции от 03.06.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3166/2009
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик", Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик"
Третье лицо: Открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Конда", Некоммерческое Партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Континент", Комитет по финансам и налоговой политике Администрации Муниципального округа Кондинского района, Открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания", Открытое акционерное общество "Ростелеком", Конкурсный управляющий Дудочкин Александр Геннадьевич, Конкурсный управляющий Дудочкин Александр Геннадьевич
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2483/11
27.02.2012 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3166/09
01.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2483/11
01.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1285/2011
11.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9199/2009