город Омск |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А75-7875/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Солодкевич Ю.М., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-118/2012, 08АП-125/2012) общества с ограниченной ответственностью "МДМ - Транссервис" и Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2011 по делу N А75-7875/2011 (судья Федоров А.Е.), принятое по иску прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обществу с ограниченной ответственностью "МДМ-Транссервис" (ОГРН 1078603003522, ИНН 8603143518) о признании договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА недействительным и применении последствий недействительности сделки,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель Ягудин Р.Р. по доверенности N 13 от 10.01.2012 сроком действия 1 год,
от общества с ограниченной ответственностью "МДМ-Транссервис" - представитель не явился,
от прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился,
установил:
Прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - прокурор) 26.09.2011 обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент), о признании недействительным (ничтожным) договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обществом с ограниченной ответственностью "МДМ-Транссервис", и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что договор N 015/10-08-ДА от 25.02.2010, по которому лесной участок площадью 8,714 га в выделе 47 квартала 196 и выделах 3,4,12,13,14 квартала 231 Нижневартовского участкового лесничества в Нижневартовском районе ХМАО-Югры с видом использования под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередач и других линейных объектов предоставлен под размещение площадки для переработки нефтяных и буровых шламов, не соответствует требованиям пунктов 1, 6 статьи 101 Земельного кодекса РФ, статьям 21, 25 Лесного кодекса РФ. Кроме того, неправомерно предоставление лесного участка в долгосрочную аренду на срок 49 лет, превышающий срок действия заключенного между ООО "МДМ-Транссервис" и ОАО "Самотлорнефтегаз" договора на выполнение комплекса работ по очистке шламонакопителей, утилизации и обезвреживанию нефтешламов, что позволяет ООО "МДМ-Транссервис" даже в случае прекращения вышеуказанной деятельности незаконно арендовать лесной участок на протяжении длительного времени.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2011 ООО "МДМ-Транссервис" привлечено в качестве второго ответчика (л.д.138-139 т.1).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2011 по делу N А75-7875/2011 исковые требования прокурора удовлетворены. Договор аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА между Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обществом с ограниченной ответственностью "МДМ-Транссервис" признан недействительным.
В качестве последствий недействительности договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА между Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обществом с ограниченной ответственностью "МДМ-Транссервис" суд обязал общество с ограниченной ответственностью "МДМ-Транссервис" в месячный срок после вступления решения в законную силу вернуть Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры лесной участок площадью 8,714 га.
С ООО "МДМ-Транссервис" в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, оба ответчика обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, считая обжалуемый судебный акт принятым с нарушением норм материального права, а выводы суда первой инстанции - не соответствующими фактическим обстоятельствам.
При этом ООО "МДМ-Транссервис" в своей апелляционной жалобе указало следующее.
1) Согласно договору аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА лесной участок, расположенный в кварталах NN 196, 231 Нижневартовского участкового лесничества, предоставленный ООО "МДМ-Транссервис", учтен в государственном лесном реестре под объект "площадка переработки нефтяных и буровых шламов" и под объект "подъездная дорога к площадке".
Данная дорога является линейным объектом и, в свою очередь, площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов неразрывно связана с подъездной автодорогой, поскольку не может без неё эксплуатироваться.
Из чего следует, что в силу статей 134, 135 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов является сложным объектом, в состав которого входит объект "подъездная дорога", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2011 N 86-АБ 243924. Указанная площадка является, тем самым, неотъемлемой технологической частью объекта "подъездная дорога".
2) ООО "МДМ-Транссервис", являясь собственником площадки переработки нефтяных шламов и буровых шламов, в силу пунктов 3, 4 статьи 35, пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ имеет право арендовать лесной участок, вместе с тем, суд первой инстанции, признавая ничтожным договор аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА, на котором располагается площадка, произвел отчуждение участка, на котором находится объект, принадлежащий как и участок, одному лицу - ООО "МДМ-Транссервис".
3) Суд первой инстанции не учел, что приказом директора Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.08.2011 N 330-п внесены изменения в приказ от 05.02.2010 N 37-З "О предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры", согласно которому ранее установленный вид использования лесов для "строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов" дополнен видом разрешенного использования "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых". На основании данного приказа между ООО "МДМ-Транссервис" и Департаментом 06.09.2011 заключено дополнительное соглашение N1 к договору аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА (государственная регистрация произведена 08.12.2011). Указанным дополнительным соглашением в договор внесены изменения, согласно которым вид использования лесов по арендуемому участку дополнен заготовкой древесины, выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
4) На площадке по переработке буровых и нефтяных шламов (район УДС-4 Белозерного ГПЗ), расположенной на арендуемом лесном участке, ООО "МДМ-Транссервис" проводит обезвреживание нефтяных шламов, являющихся отходами от деятельности ОАО "Самотлорнефтегаз". На основании лицензии на право пользования недрами ХМН 01134 НЭ от 31.12.1999 осуществляется разработка Самотлорского месторождения нефти в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Таким образом, мероприятия по обезвреживанию нефтяных шламов, полученных в ходе разработки указанного месторождения, являются неотъемлемой частью процесса разработки месторождения и входят в технологию его разработки в силу требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах.
Указанная правовая позиция сформирована в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2011 по делу N А75-11781/2010.
В нарушение пункта 10 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) суд первой инстанции доводы ответчиков о законности заключения договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА с учетом дополнительного соглашения от 06.09.2011 N 1 к нему не принял во внимание.
К апелляционной жалобе ООО "МДМ-Транссервис" приложило имеющее штамп регистрации от 08.12.2011 дополнительное соглашение N 1 от 06.09.2011 к договору аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА (с соответствующими приложениями к нему).
В апелляционной жалобе Департамента изложены доводы, по существу аналогичные доводам апелляционной жалобы ООО "МДМ-Транссервис". Кроме того, ссылаясь на части 4, 7 статьи 71 АПК РФ, Департамент полагает, что судом не дана оценка дополнительному соглашению N 1 от 06.09.2011 к договору аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА, а также данным с учетом указанного дополнительного соглашения пояснениям представителей Департамента. Судом первой инстанции не отражены мотивы отказа в принятии дополнительных доказательств.
До начала заседания суда апелляционной инстанции от ООО "МДМ-Транссервис" и Департамента поступили письменные ходатайства о переходе в порядке части 6.1 статьи 268 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлечении к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Данные ходатайства мотивированы тем, что обжалуемое решение суда затрагивает интересы регистрирующего органа (не привлеченного к участию в деле при его рассмотрении судом первой инстанции), поскольку признание сделки недействительной влечет расторжение договора аренды лесного участка, что возлагает на Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность по регистрации расторжения сделки в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, ООО "МДМ-Транссервис" в своём ходатайстве о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции изложило и иное ходатайство - отложить рассмотрение дела в том числе в целях обеспечения явки своего представителя, мотивировав это временной нетрудоспособностью представителя Бузаева С.В., а также в связи с необходимостью представления последним дополнительных документов, необходимых для вынесения законного решения. К ходатайству ООО "МДМ-Транссервис" приложило справку врача-терапевта.
От прокурора отзывы на апелляционные жалобы ответчиков не поступили.
Представители прокурора и ООО "МДМ-Транссервис", извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента заявленное ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции поддержал, кроме того, поддержал ходатайство ООО "МДМ-Транссервис" об отложении судебного заседания, а также указал на необходимость такого отложения в связи с непредставление прокурором отзыва на апелляционные жалобы.
Рассмотрев ходатайство ООО "МДМ-Транссервис" об отложении судебного заседания с учетом доводов представителя Департамента, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) оснований для отложения судебного заседания в связи с неявкой представителя ООО "МДМ-Транссервис", поскольку ответчик - ООО "МДМ-Транссервис" не обосновал невозможность рассмотрения дела в его отсутствие и не указал, какие именно доказательства, имеющие значение в рамках рассмотрения апелляционной жалобы, ответчик дополнительно предполагает представить. Кроме того, приложенная к ходатайству медицинская справка о посещении Бузаевым С.В. врача-терапевта не является доказательством временной нетрудоспособности представителя и не свидетельствует о наличии уважительных причин, в связи с которыми суд апелляционной инстанции должен был бы отложить судебное заседание в порядке статьи 158 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие представителя ответчика - ООО "МДМ-Транссервис" и отзыва прокурора на апелляционные жалобы не препятствует их рассмотрению в данном судебном заседании.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей ответчика - ООО "МДМ-Транссервис" и прокурора.
Представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу Департамента по изложенным в ней основаниям, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований прокурора - отказать; апелляционную жалобу ООО "МДМ-Транссервис" считает подлежащей удовлетворению.
На вопрос суда о том, считает ли представитель спорный договор аренды законным изначально или с учетом дополнительного соглашения к нему, представитель пояснил, что поскольку площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов составляет единый технологический комплекс с дорогой, договор аренды был заключен в соответствии с действующим законодательством и является законным изначально, с момента его заключения.
На вопрос суда о цели подписания дополнительного соглашения в условиях предполагаемого ответчиком соответствия договора аренды требованиям закона в первоначальной редакции представитель Департамента ответить затруднился.
Приложенные к апелляционной жалобе ответчиком - ООО "МДМ-Транссервис" дополнительные доказательства - имеющее штамп регистрации от 08.12.2011 дополнительное соглашение N 1 от 06.09.2011 к договору аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА (с приложениями к нему) суд апелляционной инстанции определил возвратить ответчику в связи с отсутствием ходатайства об их приобщении к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы (с учетом ходатайств ответчиков о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции) выслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Доводы ответчиков о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, влекущем переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции и отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
В своих ходатайствах ответчики не привели доводов относительного того, на какие права и обязанности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу.
Исполнение регистрирующим органом функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не делает его субъектом гражданско-правовых отношений в регистрируемых им сделках. Само по себе возложение на Управление Росреестра по ХМАО-Югре обязанностей совершить регистрационное действие на основании судебного акта соответствует правилам статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не может расцениваться как обстоятельство, влекущее возникновение у регистрирующего органа прав или обязанностей по отношению к одной из сторон судебного спора по настоящему делу. В связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения указанного лица к участию в деле по собственной инициативе, и от сторон соответствующее ходатайство также не поступало. Основания для перехода к рассмотрению дела по правилам для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
По существу спора принятое судом решение также не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "МДМ-Транссервис" обратилось в Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в настоящее время - Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики) с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (л.д.115 т.1). Цель использования лесного участка согласно заявлению - строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для использования линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса РФ). Вид использования лесов заявлен как: 1) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 2) заготовка древесины (в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ).
Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издан приказ от 05.02.2010 N 37-З "О предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры", которым предусмотрено предоставление ООО "МДМ-Транссервис" в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, согласно приложению N1, при условии выполнения требований к охране и защите лесов согласно приложению N 2 (л.д.11 т.1). Согласно приложению N1 к названному приказу ООО "МДМ-Транссервис" под объект: "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов" предоставляется лесной участок в аренду в границах Нижневартовского участкового лесничества, эксплуатационные леса, площадью 0,248 га (аренда сроком на три года) и 8,714 га (аренда сроком на 49 лет) (л.д. 12 т.1).
На основании данного приказа между Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (арендодатель) и ООО "МДМ-Транссервис" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА (л.д.13-19 т.1), в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 8,714 га, предоставляемый под объект: "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов". Вид использования лесов указан как: "строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; заготовка древесины".
Лесной участок, предоставляемый в аренду по настоящему договору, расположен в границах, которым присвоены следующие номера в государственном лесном реестре:
- N 86/05/008/2010-02/00043 - площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов, квартал (выдел) 196 (47), 231 (3,4,12,13), площадь 8,527 га, назначение лесов - эксплуатационные;
- N 86/05/008/2010-02/00044 - подъездная автодорога к площадке, квартал (выдел) 231 (13,14), назначение лесов - эксплуатационные.
Категория земель - земли лесного фонда.
Договор аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА зарегистрирован в ЕГРП 09.06.2010 (л.д.19 т.1).
Во исполнение поручения Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, требования Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры от 20.07.2011 исх. N 03-18/2031-2011 старшим инспектором Нижневартовского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Бирюковой С.А. проведено обследование вышеназванных лесных участков, предоставленных ООО "МДМ-Транссервис", по результатам которого составлен акт обследования от 25.07.2011 (л.д. 42-44 т.1).
Прокурор, посчитав, что при заключении договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА не были соблюдены требования Лесного кодекса РФ, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Перечень видов использования лесов установлен статьей 25 Лесного кодекса РФ. В соответствии с подпунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В силу статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Для указанных целей лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ для указанных целей договоры аренды заключаются без проведения аукционов. Согласно пункту 5 статьи 74 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 12 - 14 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (действовало в период заключения договора аренды) в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящих Правил. В заявлении указываются в том числе, обоснование цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду. К заявлению прилагаются следующие документы: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); иные документы, необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона (представляются по усмотрению заявителя); копии лицензии на пользование недрами - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Как указывалось выше, ООО "МДМ-Транссервис" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (л.д. 115 т.1).
При этом участок испрашивался для размещения объекта: "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, к числу существенных условий договора аренды лесного участка относится вид использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду. Одним из оснований для возврата заявления о предоставлении участка в аренду в силу подпункта "д" пункта 16 указанных Правил, является несоответствие заявленного использования лесного участка лесному плану субъекта РФ или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (часть 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, лесохозяйственным регламентом Нижневартовского лесничества на период с 01.01.2009 по 31.12.2018 в отношении участков, расположенных в кварталах 196, 231, установлены, в числе прочего, такие виды разрешенного использования, как:
- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
- работы по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых (л.д. 123-125 т.1).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение вышеприведенных норм права Департамент предоставил ООО "МДМ-Транссервис" по договору аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА участок лесного фонда под объект "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов", который не относится к линейным объектам. Следовательно, вид использования лесов (целевое назначение участка), указанный в договоре как: "строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов" не соответствует цели предоставления участка под размещение объекта "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов", который линейным объектом не является.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции правильным.
Доводы апелляционной жалобы ООО "МДМ-Транссервис" о том, что в силу статей 134, 135 ГК РФ площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов является сложным объектом, в состав которого входит объект "подъездная дорога", и является, тем самым, неотъемлемой технологической частью объекта "подъездная дорога", соответственно, объект, под размещение которого предоставлен спорный участок лесного фонда, является линейным объектом, судом апелляционной инстанции отклонены в связи с их несостоятельностью.
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости от 06.05.2011 N 86-АБ 243924, выданного ООО "МДМ-Транссервис" в отношении объекта: площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов (1 этап строительства), назначение: нежилое, общая площадь 6 317,9 кв.м, инв. N 71:119:000:000154180 (л.д.131 т.1), видно, что в состав объекта включена, в числе прочего, подъездная дорога (лит. I) длиной 312 п.м, что со всей очевидностью свидетельствует о её вспомогательном назначении.
В Приложении к характеристике спорного лесного участка имеются данные инструментальной съемки границы участка, из которых наглядно усматривается вспомогательный характер подъездной автодороги к площадке переработки нефтяных шламов и буровых шламов (л.д.30 т.1). Указанная дорога необходима для доступа к участку в целях размещения и последующей переработки на данной территории нефтяных и буровых шламов, что соответствует функциональному назначению площадки.
Ссылка ответчиков на подписанное ими в период рассмотрения дела дополнительное соглашение N 1 от 06.09.2011 к договору аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА (л.д.2-6 т.2), которым пункт 1 подпункта 1.1 абзаца 2 договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА изложен в новой редакции: "вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; заготовка древесины; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" в рассматриваемом случае не имеет правового значения и не влияет на правильность выводов суда первой инстанции.
На момент принятия судом обжалуемого решения указанное дополнительное соглашение не прошло государственную регистрацию, в материалах дела имеется лишь расписка регистрирующего органа о получении документов на государственную регистрацию (л.д.7 т.2). Следовательно, дополнительное соглашение N 1 от 06.09.2011 не являлось заключенным, и договор аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА действовал в первоначальной редакции.
Копия данного дополнительного соглашения с отметкой регистрирующего органа о произведенной 08.12.2011 государственной регистрации приложена к апелляционной жалобе ООО "МДМ-Транссервис".
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
ООО "МДМ-Транссервис" не заявляло ходатайство о приобщении указанного дополнительного доказательства (дополнительного соглашения с отметкой регистрирующего органа), в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствует процессуальная возможность его приобщения к материалам дела.
Доводы ответчиков, основываемые на указанном дополнительном соглашении и его регистрации, судом апелляционной инстанции не оцениваются в связи с возвращением, кроме того, в силу части 7 статьи 268 АПК РФ являются новыми, не заявлявшимися суду первой инстанции при рассмотрении дела, поскольку вытекают из дополнительного соглашения, прошедшего государственную регистрацию.
В апелляционной жалобе ООО "МДМ-Транссервис" также указало следующее.
На площадке по переработке буровых и нефтяных шламов (район УДС-4 Белозерного ГПЗ), расположенной на арендуемом лесном участке, ООО "МДМ-Транссервис" производит обезвреживание нефтяных шламов, являющихся отходами от деятельности ОАО "Самотлорнефтегаз". На основании лицензии на право пользования недрами ХМН 01134 НЭ от 31.12.1999 осуществляется разработка Самотлорского месторождения нефти в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Таким образом, мероприятия по обезвреживанию нефтяных шламов, полученных в ходе разработки указанного месторождения, являются неотъемлемой частью процесса разработки месторождения и входят в технологию его разработки в силу требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах.
Указанная правовая позиция поддержана в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2011 по делу N А75-11781/2010.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с пунктом 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N118, в проектную документацию включаются: мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятия по рациональному использованию и охране недр; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
В силу статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства.
Из материалов дела усматривается, что между ОАО "Самотлорнефтегаз" (заказчик) и ООО "МДМ-Транссервис" (подрядчик) 30.03.2011 был заключен договор N СНГ-0663/11 сроком действия по 31.12.2011, согласно которому подрядчик, имея лицензию на осуществление необходимых видов деятельности N ОП-57-001078 (72) от 15.12.2009, обязался выполнить по заданию заказчика в соответствии со спецификацией объемов работ и календарным планом комплекс работ по очистке шламонакопителей (первая и вторая технологические стадии), транспортированию нефтешламов, их переработке с получением вторичной продукции 4,5 классов опасности, транспортированию до пункта площадки обезвреживания, находящейся в районе кустовой площадки 1274 и др. работы. (л.д. 68-103 т.1).
Актом N 2 сдачи-приемки выполненных работ за июнь 2011 г. по указанному договору стороны констатировали выполнение ООО "МДМ-Транссервис" работ на общую сумму 10 461 017 руб. 72 коп. (л.д. 50).
Согласно справке ООО "МДМ-Транссервис" исх. N 411-11 от 22.07.2011 по состоянию на 25.07.2011 на площадку переработки нефтяных шламов и буровых шламов в районе УДС-4 БГПЗ завезено нефтяных шламов в ориентировочном объеме 2500 куб.м, из них переработано 615,6 куб. м (л.д. 52 т.1).
ООО "МДМ-Транссервис" в качестве подрядчика по заключенному с ОАО "Самотлорнефтегаз" договору действует на основании лицензии N ОП-57-001078 (72) от 15.12.2009, место осуществления деятельности по которой определено в приложении: ХМАО-Югра, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение, КСП-3 (л.д. 53-56 т.1).
Таким образом, из позиции ООО "МДМ-Транссервис" следует и подтверждается материалами дела, что проводимые ответчиком мероприятия по утилизации отходов бурения и бурового шлама, полученных в ходе эксплуатации ОАО "Самотлорнефтегаз" нефтяного месторождения, их обезвреживание (переработка) являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации скважин и входят в технологию разработки месторождений полезных ископаемых в силу требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации. То есть, цель договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА состоит в обслуживании деятельности ОАО "Самотлорнефтегаз".
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Таким образом, в силу указанных норм права владелец лицензии вправе как самостоятельно осуществлять весь цикл работ, связанных с геологическим изучением недр и разработкой (добычей) полезных ископаемых, так и привлекать для этих целей сторонние организации.
На основании лицензии на право пользования недрами ХМН 01134 НЭ от 31.12.1999 ОАО "Самотлорнефтегаз" осуществляется разработка Самотлорского месторождения нефти в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (л.д. 9-10 т.2).
Как указано выше, в целях переработки и обезвреживания отходов бурения на лицензионном участке, разрабатываемом ОАО "Самотлорнефтегаз", последним был заключен соответствующий договор с ООО "МДМ-Транссервис".
При этом необходимо исходить из того, что привлечение лицом, осуществляющим разработку месторождения на основании лицензии, иных лиц в целях возложения на них части своих обязанностей, вытекающих из деятельности по разработке полезных ископаемых, может осуществляться в пределах срока соответствующей лицензии.
Из обстоятельств дела видно, что договор аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА заключен ООО "МДМ-Транссервис" для исполнения ответчиком обязательств по переработке и обезвреживанию нефтяного и бурового шлама, образующегося в процессе разработки ОАО "Самотлорнефтегаз" нефтяного месторождения на основании лицензии. Вместе с тем, вид использования лесов, указанный в данном договоре аренды, не соответствует фактическому использованию - для размещения объекта "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов". Именно в этой связи стороны договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА дополнительным соглашением N 1 от 06.09.2011 изъявили волю на дополнение пункта 1 договора аренды таким видом разрешенного использования, предусмотренного в отношении лесных участков в кварталах 196, 231 Нижневартовского участкового лесничества, как "выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых", констатировав post factum фактическое использование спорного земельного участка для переработки и обезвреживания нефтяных и буровых шламов.
В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 по делу N А75-3273/2011 установлены следующие обстоятельства, имеющие в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела.
ОАО "Самотлорнефтегаз" выдана лицензия сроком действия до 29.12.2013 на право пользования недрами с целевым назначением и видом работ "добыча нефти, газа и конденсата в пределах Самотлорского лицензионного участка".
Согласно лицензионному соглашению (приложение N 1 к лицензии ХМН N 01134 НЭ) лицензия ХМН N 00896 НЭ переоформлена на ОАО "Самотлорнефтегаз" в соответствии с пунктом 3 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в связи с проведенной согласно действующему законодательству реорганизацией ОАО "Нижневартовскнефтегаз" путем выделения из него ОАО "Самотлорнефтегаз".
ОАО "Самотлорнефтегаз" заключило договор аренды земельного участка от 22.05.2009 N 275/09-008-ДА, в соответствии с которым обществу был передан в аренду лесной участок площадью 1 534,696 га под объект: "Объекты обустройства Самотлорского месторождения нефти" по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Нижневартовское лесничество, Нижневартовское участковое лесничество. Срок аренды до 31.12.2038 (вид использования лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов), подтверждает факт нахождения в аренде у общества лесного участка, на котором расположен шламовый амбар, в котором административным органом обнаружены опасные отходы.
Целевое назначение и разрешенное использование лесного участка, переданного по названному договору аренды ОАО "Самотлорнефтегаз", позволяют прийти к выводу, что ОАО "Самотлорнефтегаз" располагает территорией для размещения и хранения отходов, образующихся в результате разработки нефтяного месторождения.
Право пользования недрами в силу пункта 1 статьи 20 Закона о недрах прекращается по истечении установленного в лицензии срока её действия.
Учитывая, что срок лицензии ОАО "Самотлорнефтегаз" установлен до 29.12.2013, а также наличие в его распоряжении лесного участка для обеспечения деятельности по разработке полезных ископаемых, предоставленного до 31.12.2038, суд апелляционной инстанции считает установленным факт, что срок договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА, предназначенного для размещения объекта "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов" и эксплуатируемого в целях транспортирования и обезвреживания образующихся в результате деятельности ОАО "Самотлорнефтегаз" буровых и нефтяных отходов, превышает не только срок действия самой лицензии заказчика (ОАО "Самотлорнефтегаз"), но также значительно превышает срок действия договора аренды земельного участка от 22.05.2009 N 275/09-008-ДА (спорный договор действует по 04.02.2059, в то время как указанный договор аренды - до 31.12.2038). Исходя из чего, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии спорного договора аренды от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА требованиям закона и в части установленного в нём условия о сроке аренды - на 49 лет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "МДМ-Транссервис", приведенные со ссылкой на статью 209 ГК РФ о том, что судом нарушены права ответчика на распоряжение принадлежащим ему объектом недвижимого имущества "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов" в связи с признанием договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА ничтожным.
Ссылка на пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ в обоснование позиции ответчика не может быть принята во внимание, поскольку по смыслу указанной нормы право на земельный участок, расположенный под соответствующим объектом недвижимого имущества, не может быть предоставлено заинтересованному лицу в случае несоответствия разрешенного использования земельного участка целям эксплуатации здания, строения, сооружения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена в том числе обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Из указанных норм следует, что лицо, которое осуществляет хранение (размещение и захоронение) отходов либо их накопление (складирование на срок не более 6 месяцев), обязано соблюдать установленные нормы в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Данные требования также распространяются на лиц, осуществляющих хранение и накопление отходов, образуемых либо образованных при добыче нефти.
Так, Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, который является перечнем образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. В соответствии с указанным федеральным классификационным каталогом отходов, отходы при добыче нефти и газа отнесены к отходам добывающей промышленности (код 34100000 00 00 0).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссией и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
Право собственности ООО "МДМ-Транссервис" на объект: "площадка переработки нефтяных шламов и буровых шламов", зарегистрированное на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.04.2011, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту на данный объект само по себе не влечет возникновение преимущественного права на предоставление лесного участка в аренду, разрешенное использование которого не соответствует назначению объекта недвижимости. В связи с чем признание договора аренды лесного участка от 25.02.2010 N 015/10-08-ДА недействительным в силу ничтожности право собственности ООО "МДМ-Транссервис" на площадку переработки нефтяных шламов и буровых шламов не нарушает.
Ссылка ответчиков на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2011 по делу N А75-11781/2010 как предопределяющее разрешение спора и по рассматриваемому спору, подлежит отклонению, поскольку в рамках дела N А75-11781/2010 установлены иные обстоятельства, связанные с оспариванием договора аренды лесного участка, на котором размещен объект, не являющийся недвижимым имуществом.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о недействительности в силу статьи 168 ГК РФ оспариваемого договора аренды лесного участка и обязанности ответчика - ООО "МДМ-Транссервис" возвратить его Департаменту в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки (статья 167 ГК РФ).
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежит.
Апелляционные жалобы ответчиков оставляются без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ООО "МДМ-Транссервис" относятся на её заявителя, по апелляционной жалобе Департамента - не распределяются, поскольку указанное лицо от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2011 по делу N А75-7875/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7875/2011
Истец: прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Прокурор ХМАО-Югра
Ответчик: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевой экономики ХМАО-Югры, ООО "МДМ-Транссервис
Третье лицо: ООО ""МДМ-Транссервис"