г. Хабаровск |
|
16 августа 2012 г. |
А80-63/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е. Г.
судей Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
от индивидуального предпринимателя Проненкова Артема Анатольевича (ОГРНИП 311870912600011, ИНН 380503248222): представитель не явился;
от Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (ОГРН 1028700587244): представитель не явился;
от третьего лица:
от Правительства Чукотского автономного округа Комиссии Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
на решение от 04.06.2012
по делу N А80-63/2012
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Проненкова Артема Анатольевича
к Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа
о признании решения недействительным
третьи лица Правительство Чукотского автономного округа Комиссия Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Проненков Артем Анатольевич (далее - ИП Проненков А.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованием признать недействительным решение Комиссии Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия) от 09.12.2012 в отношении заявки ИП Проненкова А.А. и обязать Комиссию допустить бизнес-план ИП Проненкова А.А. "Проведение энергетических обследований" к оценке и произвести его оценку в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 10.09.2010 N 280.
Определением от 15.05.2012 ответчик по делу - Правительство Чукотского автономного округа (далее - Правительство ЧАО) заменен на Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - Департамент), Правительство ЧАО привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, судебное заседание отложено на 31.05.2012.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2012 решение Комиссии ЧАО по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, оформленное протоколом от 09.12.2011 N 1 в части отказа в допуске к оценке бизнес-плана ИП Проненкова А.А. признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Закон N 209-ФЗ). Суд обязал Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО устранить нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем организации проведения процедуры оценки бизнес-плана в соответствии с Постановлением Правительства ЧАО от 10.09.2010 N 280 и с учетом положений ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований предпринимателю отказать.
ИП Проненков А.А. в своем отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции соответствующим действующем законодательству и обстоятельствам дела, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, своих представителей не направили. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей истца и ответчика.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, апелляционный суд установил следующее.
ИП Проненков А.А. зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу в качестве индивидуального предпринимателя 06.05.2011, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРИП (ОГРНИП 311870912600011).
Основными видами экономической деятельности предпринимателя являются деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу, деятельность в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, продажа, сдача внаем имущества, предоставление услуг по монтажу и ремонту различного оборудования.
Предпринимателем, в целях получения государственной поддержки на организацию собственного дела по оказанию услуг в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, термографии на территории Чукотского автономного округа, подготовлен бизнес-план проекта "Проведение энергетических обследований".
29.09.2011 в Департамент поступила заявка ИП Проненкова А.А. с прилагаемыми документами, для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии на финансирование части целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в сумме 300 000 рублей.
09.12.2011 Комиссией Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства заявка предпринимателя признана несоответствующей требованиям пунктов 1.5 Порядка (бизнес-план направлен на проведение энергетических обследований, что не является инновационной деятельностью или деятельностью по оказанию консультационных и информационных услуг), проект не является социально значимым для развития Чукотского АО, так как не направлен на оказание услуг населению.
Решение Комиссии оформлено протоколом от 09.12.2011 N 1, в соответствии с пунктом 1.3 которого ИП Проненкову А.А. отказано в допуске к оценке бизнес-плана, решение о предоставлении средств субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии в отношении предпринимателя не принималось.
Посчитав, что решение Комиссии не соответствует Порядку предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в ЧАО и Закону N 209-ФЗ предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункта 4 Указа Президента РФ от 04.04.1996 N 491 (ред. от 06.01.1999) "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие департаменты (комитеты) в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, фонды поддержки малого предпринимательства, бизнес-центры, технологические парки, бизнес-инкубаторы.
Согласно Положению о Департаменте финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (утв. Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 30.12.2004 N 292), последний является исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, реализующим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сферах развития предпринимательства, в том числе малого и среднего.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В статье 10 Закона N 209-ФЗ приведены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в их числе участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства (пункт 1 части 1). Закон предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления (часть 2).
Согласно статье 14 Закона N 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3), открытость процедур оказания поддержки (пункт 5). В оказании поддержки должно быть отказано в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 14 Закона.
В соответствии с частью 5 статьи 14 названного Закона в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки;
3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.09.2009 N 270 утверждена долгосрочная региональная целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2010-2012 годы" (далее - Программа). Одним из основных мероприятий Программы является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации Программы Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 10.09.2010 N 280 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования, критерии и условия предоставления из средств окружного бюджета и федерального бюджета грантов на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам конкурсного отбора заявок начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства.
Критерии оценки бизнес-плана, представляемого в составе заявки, установлены разделом 3 Порядка. Порядок рассмотрения и конкурсного отбора заявок определен разделом 5.
В соответствии с разделом 5 Порядка Управление экономики (структурное подразделение Департамента) направляет заявки и документы, соответствующие требованиям Порядка на рассмотрение Комиссии.
Комиссия осуществляет предварительное рассмотрение заявок и документов на предмет соответствия целям и задачам Программы и выносит решение о допуске (отказе в допуске) к оценке бизнес-плана. Допущенные к оценке бизнес-планы оцениваются Комиссией в соответствии с критериями, установленными в разделе 3 Порядка.
Из правового содержания и смысла статьи 14 Закона N 209-ФЗ и пункта 1.2 Порядка следует, что решение о предоставлении субсидии либо отказе в предоставлении субсидии может быть вынесено исключительно после конкурсного отбора допущенных к участию заявок начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом заявка ИП Проненкова А.А. была допущена к участию в конкурсном отборе, поскольку заявителем были представлены необходимые документы и установлено соответствие его требованиям Порядка, между тем представленный бизнес-план предпринимателя в конкурсном отборе не участвовал, поскольку не был допущен к его оценке.
Департаментом в нарушении статей 65 и 200 АПК РФ не представлены доказательства законности и обоснованности данного отказа, безусловно нарушившего права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку является препятствием для реализации права на помощь (гранд) при создании собственного бизнеса за счет совместных средств федерального бюджета и Чукотского автономного округа.
Из совокупности норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в их системном толковании, с учетом значения, придаваемого им правоприменительной практикой, следует, что основанием для удовлетворения требований о признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными является одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку судом в ходе рассмотрения дела установлено наличие указанных условий, а именно, несоответствия оспариваемого отказа Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в допуске к оценке бизнес-плана, выраженного в пункте 1.3 протокола заседания комиссии по отбору заявок начинающих субъектов малого предпринимательства, претендующих на предоставление грантов нормам действующего законодательства и нарушение им (отказом) прав и законных интересов предпринимателя обоснованно удовлетворено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Выводов арбитражного суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального и процессуального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 04.06.2012 по делу N А80-63/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-63/2012
Истец: ИП Проненков Артем Анатольевич
Ответчик: Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Правительство Чукотского АО Комиссия Чукотского АО по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
Третье лицо: Департамент финансов, экономики и имущественных отношений ЧАО, Правительство Чукотского автономного округа Комиссия Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6753/13
11.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5412/12
16.08.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3319/12
04.06.2012 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-63/12