г. Владивосток |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А51-4368/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
при участии
от администрации г. Владивостока: Дьячишин П.А., представитель по доверенности от 19.12.2011 N 1-3/4643, сроком действия до 31.12.2012; удостоверение N 3916;
от Управления муниципальной собственности г.Владивостока: Дьячишин П.А., представитель по доверенности от 19.12.2011 N 1-3/4643, сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3916;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления муниципальной собственности г.Владивостока и администрации г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-5215/2012, 05АП-5216/2012
на решение от 14.05.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-4368/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1092540004424) третье лицо: Управление муниципальной собственности г.Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
об оспаривании действий.
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Владивостока (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление), совершенных 12.12.2011 и выразившихся в утверждении акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 28.10.2011 в одностороннем порядке (с учетом уточнения заявителем предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.05.2012 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация и УМС г. Владивостока обратились в суд с совместной апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 14.05.2012. Податели апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование своих доводов настаивают на невозможности передачи спорного объекта в муниципальную собственность. Муниципальное образование готово принять жилые помещения общей площадью 540 кв.м. в виде отдельно оформленных квартир, в то время как спорные помещения являются общедомовым имуществом и не могут быть переданы в муниципальную собственность. Кроме того, передаваемый жилой дом используется как общежитие и полностью заселен, в связи с чем орган местного самоуправления не сможет его использовать для предоставления квартир нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В представленных в материалы дела письменных дополнениях к апелляционным жалобам Администрация и УМС г.Владивостока ссылаются на отсутствие согласия Администрации на принятие спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Управление явку своих представителей в суд не обеспечило. Письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. Жалобы рассмотрены в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель Администрации и УМС г.Владивостока в судебном заседании доводы апелляционных жалоб и дополнений к ним поддержал в полном объеме.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Распоряжением от 28.10.2011 N 405-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в муниципальную собственность города Владивостока Приморского края" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае передало жилой дом общей площадью 665,3 кв.м, расположенный по адресу Приморский край, г. Владивосток, ул. Ялтинская, 3-а, в муниципальную собственность города Владивостока.
Одновременно отделу перераспределения федерального имущества и земельных участков Теруправления предписано оформить передачу имущества в муниципальную собственность в соответствии с актом приема-передачи и обеспечить внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а Администрации г. Владивостока - представить на утверждение подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания распоряжения. В распоряжении также указано, что в случае непредставления Администрацией подписанного акта приема-передачи акт утверждается Теруправлением в одностороннем порядке; распоряжение является основанием возникновения права муниципальной собственности на спорное имущество, которое возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Поскольку Администрация не подписала акт приема-передачи, полагая, что передаваемый объект не может быть идентифицирован как жилой дом, поскольку, как объект жилищных прав, представляет собой жилые и нежилые помещения, Теруправление 12.12.2011 в одностороннем порядке утвердило данный акт.
Посчитав, что действия ответчика по утверждению акта приема-передачи объекта не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы муниципального образования в сфере экономической деятельности, Администрация г. Владивостока оспорила их в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из технического паспорта здания по ул. Ялтинская, 3-а в г. Владивостоке (лит. 1), выданного 20.09.2011, спорный объект имеет год постройки 1951, состоит их 2-х этажей, площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет 176,3 кв.м, площадь квартир составляет 665,2 кв.м, в том числе жилая площадь 573,2 кв.м. В разделе "Распределение жилой площади квартир жилого здания с учетом архитектурно-планировочных особенностей" отражено распределение показателей "в общежитиях": количество квартир - 34, количество комнат - 38, площадь квартир - 609,3 кв.м, площадь жилая - 573,3 кв.м.
Материалами дела подтверждается тот факт, что при разграничении государственной собственности спорный объект в муниципальную собственность передан не был.
Положения абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154, Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П).
В федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Как предусмотрено пунктом 6 статьи 14, пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, спорный объект необходим для осуществления органом местного самоуправления возложенных на него полномочий, подлежал передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Учитывая тот факт, что общежитие является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона и не может находиться в федеральной собственности, поскольку не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, суд правомерно признал, что оно подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о готовности принять только жилые помещения общей площадью 540 кв.м. в виде отдельно оформленных квартир, коллегией апелляционного суда отклоняются как необоснованные, законодательно не подкреплённые.
Согласно техническому паспорту от 20.09.2011, выписке из реестра федерального имущества от 28.10.2011 N 1001/1, свидетельству о государственной регистрации права от 08.07.2011 серия 25-АБ N 616539 спорный объект, и как объект технического учета, и как объект зарегистрированных прав, описан следующим образом: жилой дом, назначение: жилое, 2-этажный, общая площадь 665,3 кв.м, инв. N 05:401:002:000346840, лит. 1, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ялтинская, д. 3-а.
Именно так спорный объект описан и в акте приема-передачи. Ссылки заявителя на положения жилищного законодательства суд отклоняет, поскольку предметом спорных правовоотношений между публичными собственниками здание по ул. Ялтинская, д. 3-а, а не отдельные квартиры в этом здании.
Не могут быть приняты во внимание как не соответствующие части 11 ст. 154 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" доводы о том, что администрация г.Владивостока выполняет только техническую функцию по формированию списка имущества, которое может быть принято в муниципальную собственность, а само решение о возможности передачи имущества принимает Дума г.Владивостока.
Коллегией установлено, что общежитие является объектом жилищного фонда, следовательно, в силу Постановления N 3020-1 относится к объектам муниципальной собственности.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, в силу которого обязанность принятия спорного объекта в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование, в связи с чем оспариваемые действия по принятию акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 28.10.2011 в одностороннем порядке соответствуют нормам действующего законодательства.
При этом наличие либо отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на принятие общежития решающего значения в рассматриваемом случае не имеет, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии данного объекта, который подлежит обязательной передаче и приему муниципальными органами в силу закона.
При таких обстоятельствах, установив отсутствие нарушений порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, суд, руководствуясь положениями части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, статей 16, 50, пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.05.2012 по делу N А51-4368/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4368/2012
Истец: Администрация г. Владивостока
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Третье лицо: Управление муниципальной собственности г. Владивостока