г. Киров |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А29-3419/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Кухарь О.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2011,
представителя ответчика Жидковой Л.В., действующей на основании доверенности от 20.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу арбитражного управляющего Нечаевой Татьяны Сергеевны
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2012
по делу N А29-3419/2012, принятое судом в составе судьи Новосельцевой А.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191)
к арбитражному управляющему Нечаевой Татьяне Сергеевне (ИНН: 110115321578, ОГРНИП: 307110136000028)
о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - заявитель, Управление Росреестра, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Нечаевой Татьяны Сергеевны (далее - ответчик, арбитражный управляющий, Нечаева Т.С.) к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2012 требования Управления Росреестра удовлетворены, Нечаева Т.С. привлечена к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, арбитражный управляющий обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении требований административного органа.
По мнению ответчика, суд сделал неверный вывод о наличии события административного правонарушения, поскольку Федеральный закон от 26.10.2008 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в редакции, действовавшей до введения изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", не содержит специальных требований к сообщению о продаже имущества путем публичного предложения, в том числе не содержит требований о необходимости соблюдения пункта 6 статьи 110 Закона о банкротстве. Также не содержит таких требований и утвержденное комитетом кредиторов муниципального унитарного предприятия по материально-техническому снабжению муниципального образования "Город Воркута" (далее - МУП МТС МОГО "Город Воркута") Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества. Сведения, неопубликование которых вменено административным органом в вину арбитражному управляющему, не являются существенными условиями в смысле статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 140 Закона о банкротстве и названного Положения. Заявитель жалобы отмечает, что в данном случае отсутствует практическая необходимость и целесообразность публикации таких сведений.
Также ответчик считает, что судом первой инстанции не установлено наличие вины Нечаевой Т.С. в совершении административном правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку при публикации сообщения о проведении торгов по продаже имущества должника она осознавала, что соблюдает требования Закона о банкротстве, действует в соответствии с Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества МУП МТС МОГО "Воркута" и сложившейся практикой применения арбитражными судами пункта 6 статьи 110 Закона о банкротстве.
Кроме того, по мнению ответчика, при вынесении обжалуемого решения судом не были учтены существенные нарушения Управлением Росреестра норм процессуального права. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.02.2012 указывалось на нарушение ответчиком пункта 10 статьи 110 и пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве. Административный орган известил арбитражного управляющего о возможности составления протокола по данным нарушениям. Однако при составлении протокола в вину Нечаевой Т.С. вменено нарушение пункта 6 статьи 110 Закона о банкротстве, в связи с чем была нарушена процедура привлечения к административной ответственности, ответчик был лишен возможности представить свои возражения касательно вмененного нарушения.
Управление Росреестра представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы арбитражного управляющего, полагает, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, и не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
В судебном заседании представитель Нечаевой Т.С. настаивала на доводах апелляционной жалобы, представитель Управления Росреестра поддержал позицию, изложенную в отзыве, просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.08.2008 по делу N А29-683/2008 МУП МТС МОГО "Город Воркута" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Нечаева Т.С. (л.д. 7-10).
28.01.2012 арбитражным управляющим в газете "Коммерсантъ" опубликовано сообщение о назначении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения (л.д. 11).
При изучении данного сообщения должностным лицом Управления Росреестра было установлено, что публикация не содержит сведений, опубликование которых обязательно в силу требований Закона о банкротстве.
27.02.2012 начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций административного органа Галикаева Е.К., рассмотрев служебную записку специалиста-эксперта названного отдела Кухарь О.А. от 26.02.2012 касательно наличия в действиях Нечаевой Т.С. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 009/2012 (л.д. 21-22).
По результатам проведенного административного расследования, усмотрев в действиях ответчика нарушения требований пункта 6 статьи 110 Закона о банкротстве, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Росреестра Фролов В.М. составил в отношении арбитражного управляющего, извещенного о времени и месте надлежащим образом, протокол об административном правонарушении от 26.03.2012 N 00091112 (л.д. 5-6).
Административный орган направил материалы административного дела и заявление о привлечении ответчика к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в Арбитражный суд Республики Коми для рассмотрения по существу.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и привлек Нечаеву Т.С. к административной ответственности, назначив ей административное наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности порядок действий при банкротстве МУП МТС МОГО "Город Воркута".
Нечаева Т.С. является субъектом ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку, как подтверждается материалами дела, применительно к периоду совершения вменяемого правонарушения исполняла полномочия конкурсного управляющего должника.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о банкротстве.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в рассматриваемом случае следует руководствоваться положениями Закона о банкротстве без учета вышеназванных изменений.
При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Федеральным законом не установлен иной порядок продажи имущества должника.
Согласно пункту 6 статьи 139 данного Закона продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 статьи 110 и статьей 111 настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Внешний управляющий (организатор торгов) также вправе опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации.
В силу пункта 6 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже имущества должника должны содержаться: сведения о предприятии, его характеристики и порядок ознакомления с ними; сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложения о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае его проведения; срок, время и место подачи заявок и предложений о цене предприятия; порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены ("шаг аукциона") в случае открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; время и место подведения итогов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи; условия и сроки платежа, реквизиты счетов; сведения об организаторе торгов.
Пунктом 7 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения; при этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
Несмотря на то, что применяемая редакция Закона о банкротстве не устанавливала отдельных требований к содержанию публикуемого сообщения о продаже имущества должника посредством публичного предложения, Законом также не было предусмотрено и изъятий в отношении необходимости публикации каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 6 статьи 110 Закона о банкротстве.
Из опубликованного арбитражным управляющим сообщения следует, что в нем не были указаны сведения о размере задатка (или его отсутствии), сроках и порядке его внесения, реквизитах счетов; начальной цене продажи имущества должника; времени и месте подведения итогов торгов; условиях платежей; реквизитах счетов, на которые вносятся платежи.
Следовательно, ответчиком не исполнена обязанность, установленная пунктом 6 статьи 110 Закона о банкротстве. Данный факт отражен в протоколе об административном правонарушении, подтверждается материалами дела, событие административного правонарушения имеет место.
С учетом выше изложенного аргументы заявителя жалобы об отсутствии в Законе требований о необходимости соблюдения пункта 6 статьи 110 Закона о банкротстве при публикации сообщения о продаже имущества должника посредством публичного предложения являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права. Установленные требования являются императивными, в связи с чем мнение Нечаевой Т.С. об отсутствии целесообразности указания в сообщении предусмотренных сведений также отклоняется.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что последующие редакции Закона о банкротстве более подробно определяют правила проведения торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения. В частности, действующая редакция закона предусматривает, что при продаже имущества в данной форме в сообщении о проведении торгов указываются сведения, предусмотренные статьей 110 Закона.
Таким образом, вывод об однозначной позиции законодателя в части отнесения публичного предложения к одной из форм проведения торгов по продаже имущества должника в рамках процедур банкротства и обязательного применения к публикации сообщения о нем установленных правил, является правильным.
Согласно части 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Частью 2 статьи 448 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Доводы арбитражного управляющего о том, что нормы гражданского законодательства не предполагают обязательное опубликование тех существенных условий, отсутствие которых вменено ей в качестве нарушения, отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае сообщение о продаже имущества имело место в рамках процедуры банкротства, в связи с чем применению подлежит специальная норма - пункт 6 статьи 110 Закона о банкротстве.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В рассматриваемом случае арбитражным управляющим не были приняты меры по соблюдению законодательства о банкротстве, что в силу статьи 2.2 КоАП РФ свидетельствует о вине арбитражного управляющего в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Конкурсный управляющий выступает как профессиональный участник процедур, применяемых в деле о банкротстве, имеет специальную подготовку для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего и необходимый опыт, и обязан выполнять свои функции согласно действующим нормам законодательства и правилам.
В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших арбитражному управляющему исполнить требования Закона о банкротстве, не установлено, вследствие чего деяние ответчика в соответствии со статьями 1.5, 2.4 КоАП РФ является виновным.
Аргумент об отсутствии вины в связи с временной нетрудоспособностью Нечаевой Т.С. в период с 02.01.2012 по 06.06.2012 не имеет правового значения. Правонарушение совершено при исполнении Нечаевой Т.С. обязанностей конкурсного управляющего 28.01.2012, то есть в указанный период.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Ссылка ответчика на судебные акты различных судов, содержащие иные выводы относительно схожих нарушений, не может являться основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции и подлежит отклонению, как не свидетельствующая об отсутствии вины профессионального арбитражного управляющего в совершении вменяемого правонарушения, поскольку данные судебные решения приняты с учетом обстоятельств конкретных дел, отличных от рассматриваемого, и не имеют преюдициального значения для разрешения данного спора.
Довод заявителя жалобы о допущенных административным органом процессуальных нарушениях был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку в решении суда. Оснований для опровержения выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении подробно описано существо вменяемого ответчику правонарушения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности судом отклоняются.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судом полно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В связи с этим по приведенным в апелляционной жалобе доводам решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, что также отражено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ". Оснований для рассмотрения вопроса о судебных расходах в указанной части у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2012 по делу N А29-3419/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего Нечаевой Татьяны Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3419/2012
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
Ответчик: Арбитражный управляющий Нечаева Татьяна Сергеевна
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17022/12
10.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17022/12
05.10.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5072/12
22.08.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4490/12
21.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3419/12