г. Москва |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А41-32877/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от истца: Зайчиков Е.Н., доверенность от 05.06.2012 N 9-Д,
от ответчика: генеральный директор Колотов А.В., предъявлен паспорт,
от третьих лиц:
от открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - Харлановская В.В., доверенность от 10.01.2012 N 2767-Д,
от общества с ограниченной ответственностью "Национальный Лермонтовский центр в Середниково", администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, администрации муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью "Большаково", Федерального агентства лесного хозяйства, Управления лесного хозяйства по г.Москве и Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства культуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2012 по делу N А41-32877/10, принятое судьей Сороченковой Т.В., по иску Министерства культуры Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "СенежПроектСтрой", при участии в качестве третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Национальный Лермонтовский центр в Середниково", администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, администрации муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью "Большаково", открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания", Федерального агентства лесного хозяйства, Управления лесного хозяйства по г.Москве и Московской области, о признании выполнения работ по прокладке кабеля незаконными и об обязании демонтировать кабельную линию электропередачи,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Московской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СенежПроектСтрой" (далее - ответчик, ООО "СенежПроектСтрой") о признании выполнения работ по прокладке кабеля незаконным, об обязании ответчика демонтировать кабельную линию электропередачи.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Национальный Лермонтовский центр в Середниково" (далее - ООО "Национальный Лермонтовский центр в Середниково"), администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, администрация муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью "Большаково" (далее - ООО "Большаково"), открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК"), Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление лесного хозяйства по г.Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.02.2011, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011, суд обязал ООО "СенежПроектСтрой" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу демонтировать кабельную линию электропередачи, проходящую по территории объекта культурного наследия федерального значения - Усадьба "Мцыри (Спасское), ХХVII-XXVIII вв.", расположенного в пос.Фирсановка Солнечногорского муниципального района Московской области и в зоне его охраны, а также осуществить работы по приведению места производства работ в прежнее состояние.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.09.2011 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2012 в удовлетворении требования об обязании ответчика демонтировать кабельную линию электропередачи отказано. В части требований о признании незаконным проведение ответчиком работ по прокладке кабельной линии электропередачи на территории объекта культурного наследия федерального значения Усадьба "Мцыри (Спасское), ХХVII-XXVIII вв." производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным решением, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 усадьба (Мцыри (Спасское), XXVII-XXVIII вв." является объектом культурного наследия федерального значения, расположенным в пос. Фирсановка Солнечногорского района Московской области.
Постановлением Главы администрации Московской области от 17.01.1992 N 26 установлены территория и зоны охраны данной усадьбы, а также режимы их содержания, которые действовали до издания соответствующих нормативных актов: распоряжения Министра культуры Московской области от 11.09.2009 N 309-р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Мцыри (Спасское), XXVII-XVIII вв."; постановления Правительства Московской области от 21.01.2010 N 24/56 "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - Усадьбы "Мцыри (Спасское), XXVII-XXVIII вв.".
В процессе осуществления государственного контроля за сохранением, использованием и государственной охраной объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба Мцыри (Спасское), XVII-XVIII вв." 24.11.2009 выявлен факт проведения работ ответчиком с нарушением указанных выше норм. Проверкой установлено, что ООО "СенежПроектСтрой" осуществлялись работы по прокладке кабельной линии электропередачи от существующей электростанции в д. Лигачево до многоэтажной жилой застройки в д. Брехово по территории памятника и в зонах его охраны. На момент проверки ответчиком на территории усадьбы было уложено в прокопанную траншею около 300 м электрического кабеля.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.12.2009 N 005 установлено, что ООО "СенежПроектСтрой", являясь подрядчиком - исполнителем работ по договору от 6.08.2009 N 26-07/219, заключенному с ГУП "Москоллектор", проводило земляные работы на территории указанного объекта культурного наследия федерального значения.
Как следует из указанного постановления, в результате проведенных земляных работ по прокладке электрокабеля на территории объекта культурного наследия прорыта траншея глубиной более 70 см. и длинной более 300 метров. Работы проведены в нарушение требований статьи 35 Федерального Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно данному постановлению, ООО "СенежПроектСтрой" нарушило требования сохранения и государственной охраны объекта культурного наследия федерального значения, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем на ООО "СенежПроектСтрой" наложен штраф в размере 30 000 руб.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.12.2009 N 006 наложен штраф в размере 3 000 руб. на руководителя ООО "СенежПроектСтрой" Колотова А.В.
ООО "СенежПроектСтрой" выдано предписание от 26.11.2009 N 23-09 П о немедленном приостановлении работ на территории объекта культурного наследия.
На обращения ответчика Министерство культуры Московской области дважды отказывало в согласовании проекта прокладки кабеля и выдачи разрешения на производство работ, а также предлагало рассмотреть варианты прокладки линии электропередачи в обход территории памятника и зон его охраны (письма от 05.11.2009 N 16-5480/1-27, от 30.12.2009 N 16/6587/1-27).
Ответчиком продолжены работы по прокладке кабеля. Общая длина траншеи, в которую уложен кабель линии электроснабжения, составила около 1300 м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части обязания ответчика демонтировать кабельную линию электропередачи, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что доказательств нарушения ответчиком границ охранной зоны памятника истцом не представлено. От проведения экспертизы участвующие в деле лица отказались.
Прекращая производство по делу в части требований о признании незаконным проведение ответчиком работ по прокладке кабельной линии электропередачи на территории объекта культурного наследия федерального значения Усадьба "Мцыри (Спасское), ХХVII-XXVIII вв.", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такое требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Обжалуя решение суда первой инстанции, министерство указывает, что в подтверждение нарушения ответчиком границ охранной зоны памятника им представлены материалы административных дел, возбужденных в отношении ООО "СенежПроектСтрой" и его руководителя, проекты прокладки кабельной линии электропередачи, землеустроительное дело и иные документы. Истец также указывает на то, что предложения министерства проработать варианты прокладки кабельной линии электроснабжения за границами территории объекта культурного наследия оставлены ООО "СенежПроектСтрой" без внимания.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ОАО "МОЭСК" в судебном заседании поддержал позицию ответчика по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Другие третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 названного Федерального закона (пункт 4 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Обращаясь в суд с иском об обязании ООО "СенежПроектСтрой" демонтировать кабельную линию электропередачи министерство обязано доказать, что ответчик нарушил границы охранной зоны памятника.
Ссылки министерства на материалы административных дел, возбужденных в отношении ООО "СенежПроектСтрой" и его руководителя, проекты прокладки кабельной линии электропередачи, землеустроительное дело, не могут быть приняты апелляционным судом в качестве доказательств достоверно подтверждающих факт прокладки кабельной линии электропередачи в границах охранной зоны памятника.
Тот факт, что постановления по делам об административных правонарушениях и предписание обществом и его руководителем не оспорены и вступили в законную силу, при том, что ответчик оспаривает изложенные в названных ненормативных актах обстоятельства, не может однозначно свидетельствовать о том, что прокладка кабельной линии электропередачи ведется именно в границах территории объекта культурного наследия федерального значения Усадьба "Мцыри (Спасское), ХХVII-XXVIII вв.".
Кроме того, вопрос о возможности удовлетворения требования о демонтаже проложенного кабеля подлежит разрешению с учетом не только установления его нахождения в границах охранной зоны памятника, но и с учетом выявления последствий, к которым может привести демонтаж кабеля. Так, направляя дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области, Федеральный арбитражный суд Московской округа указал, что при новом рассмотрении необходимо проверить доводы ОАО "МОЭСК" о том, что демонтаж проложенного электрокабеля повлечет отключение от электропитания нескольких многоквартирных домов, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о возможности и необходимости назначения экспертизы для проверки этих обстоятельств, и проверить наличие всех необходимых согласований для проведения работ по прокладке электрокабеля, в том числе и по охраняемой территории, если таковые имели место.
Суд первой инстанции предлагал сторонам рассмотреть вопрос о назначении экспертизы, однако данные процессуальные действия сторонами предприняты не были.
При рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции суд специально откладывал судебное заседание для предоставления участвующим в деле лицам возможности обосновать свои правовые позиции с учетом указаний суда кассационной инстанции по настоящему делу, в том числе определиться с необходимостью назначения судебной экспертизы. Однако как истец, так и ответчик с ОАО "МОЭСК" в судебном заседании апелляционного суда пояснили, что не видят необходимости в назначении судебной экспертизы с целью установления повлечет ли демонтаж проложенного электрокабеля отключение от электропитания нескольких многоквартирных домов. Наступление указанных последствий в виде отключения от электропитания жилых домов в случае демонтажа электрокабеля не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Апелляционным судом также не может быть принят во внимание довод истца о том, что предложения министерства проработать варианты прокладки кабельной линии электроснабжения за границами территории объекта культурного наследия оставлены ООО "СенежПроектСтрой" без внимания, поскольку согласно справке ОАО "МОЭСК" (т. 14, л.д.19-20) другой технической возможности осуществить электроснабжение объектов - жилых домов в п.г.т. Брехово, д.Благовещенка, в районе д. Николо-Черкизово, д.Голиково, д.Юрлово и т.д. не имеется.
Таким образом, требование министерства об обязании общества демонтировать кабельную линию электроснабжения не подлежит удовлетворению.
Прекращая производство по делу в части требований о признании незаконным проведение ответчиком работ по прокладке кабельной линии электропередачи на территории объекта культурного наследия федерального значения Усадьба "Мцыри (Спасское), ХХVII-XXVIII вв.", суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно пришел к выводу о том, что требование о признании незаконным проведения работ ответчиком на территории объекта культурного наследия, само по себе, не восстановит прав истца и подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Требование о признании незаконным проведение указанных работ не подпадает под правовую защиту ни по статье 12, ни по статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установление данного факта в судебном порядке не требуется, так как не влечет за собой каких-либо правовых последствий. Такое требование по сути являются обстоятельством, которое оценивается при рассмотрении требования об обязании демонтировать кабельную линию электропередачи.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции выполнены указания Федерального арбитражного суда Московского округа, установлены и оценены обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2012 по делу N А41-32877/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32877/2010
Истец: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МО, Министерство культуры Московской области, ОАО "МОЭСК" филиал Северные электрические сети
Ответчик: ООО "СенежПроектСтрой"
Третье лицо: Администрация муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, ОАО "Московская областная электросетевая компания", ОАО "Московская областная электросетевая компания" Северные электрические сети, ООО "Большаково", ООО "Национальный Лермонтовский Центр в Середниково", ООО "Национальный Лермонтовский Центр в Середниково" п/о Фирсановка.
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5683/12
12.05.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-32877/10
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8631/11
07.06.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1900/11