Тула |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А62-294/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Полынкиной Н.А. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю., рассмотрев в открытом заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2012 по делу N А62-294/2012 (судья Лукашенкова Т.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вяземский льнокомбинат" (ОГРН 1036706004499; ИНН 6722016000) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (ОГРН 1026700851066; ИНН 6722014518) о признании незаконным решения от 29.12.2011 N 076/002/736-2011 и встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области к обществу с ограниченной ответственностью "Вяземский льнокомбинат" о взыскании финансовых санкций в сумме 645 298 руб. 90 коп., при участии от заявителя - Иванова М.В. (доверенность от 14.03.2012), от ответчика - Рогатко Т.С. (доверенность от 27.05.2012), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Вяземский льнокомбинат" (правопреемник ООО "Вяземский выставочный комплекс" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (далее - Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.12.2011 N 076/002/736-2011.
ГУ-УПФ РФ в Вяземском районе обратилось с встречным иском к ООО "Вяземский льнокомбинат" о взыскании 3961 руб. штрафа.
Решением арбитражного суда от 14.05.2012 заявленные Обществом требования удовлетворены. Управлению в удовлетворении встречных требований отказано.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области не согласилось с судебным решением, в апелляционной жалобе просит отменить решение и в удовлетворении требований Общества отказать и взыскать с общества 3961 руб. 50 коп. штрафных санкций.
Из материалов дела следует, что Государственным учреждением -Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхований и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за 2008-2010 годы в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вяземский выставочный комплекс", по результатам проверки составлен акт от 17.10.2011 N 076/002/736-2011.
Рассмотрев материалы выездной проверки, заместитель начальника Управления вынес решение от 29.11.2011 N 076/002/736-2011, которым Общество привлечено к ответственности:
- по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 20 % от неуплаченных сумм в виде штрафа в размере 9134,40 руб.;
- по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за недостоверность представленных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 10 % от сумм, причитающихся за 1 и 2 полугодие 2010 года в отношении застрахованных лиц, сведения персонифицированного учета за которого являются недостоверными, в виде штрафа в размер 645298,9 руб.
Кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 45 672 руб., а также пени в общей сумме 5 261,49 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод Управления о том, что Общество не включило в налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов в 2010 году стоимость подарков к юбилейным датам, новогодних подарков за 2009 - 2010 годы, стоимость подарков ко Дню защитника Отечества в феврале 2010 года, к 8 Марта в марте 2010 года, не оформленных договором дарения. По этим же основаниям Управление посчитало представленные Обществом индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц недостоверными в отношении исчисленных сумм страховых взносов.
Рассмотрев дело по существу и удовлетворив заявленные требования, арбитражный суд руководствовался следующим.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу статьи 18 этого же Закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В силу статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
При этом плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Несвоевременная уплата страховых взносов, в силу положений части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ, является основанием для начисления пеней, под которыми понимается установленная указанной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи обязаны ежегодно представлять в орган Пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей сведения, необходимые для персонифицированного учета. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно материалам дела работникам организации Обществом были переданы безвозмездно новогодние подарки в январе 2010 года за 2009 год на общую сумму 73 807 руб., в декабре 2010 года за 2010 год на сумму 100 497 руб., подарки ко Дню защитника Отечества в феврале 2010 года на сумму 7 718 руб., подарки к 8 Марта в марте 2010 года на сумму 5 100 руб., а также подарки к юбилейным датам Желновой А.И. в феврале 2010 года в сумме 1 186 руб., Емельяновой В.Г. в феврале 2010 года в сумме 1 191 руб., Куприянову В.С. в июле 2010 года в сумме 5 132 руб., Цой Л.А. в марте 2010 года в сумме 2 538 руб.
Стоимость переданных подарков не была учтена Обществом в составе выплат, учитываемых в целях исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование со стоимости подарков исчислены не были и данные о суммах страховых взносов, подлежащих исчислению с них, не включены в сведения индивидуального персонифицированного учета.
Общество исходило из того, что выдача подарков не связана с результатом выполнения работниками своих трудовых функций и не предусмотрена действующей в организации системой оплаты труда.
Исследовав представленные сторонами доказательства, арбитражный суд согласился с утверждением Общества о том, что выдача подарков обусловлена новогодними праздниками и не связана с трудовой деятельностью сотрудников Общества; подарки не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов и качества труда работников общества; условие о выдаче подарков не включено в систему оплаты труда. Факт наличия трудовых отношений между Обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Довод Управления о том, что поскольку вручение работникам подарков не оформлено договорами дарения в письменной форме, то стоимость подарков является объектом обложения страховыми взносами, подлежит отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Квалифицирующим признаком дарения, как это следует из п. 1 ст. 572 Кодекса, является его безвозмездность.
В силу статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей; когда договор содержит обещание дарения в будущем, а также при дарении недвижимого имущества.
Исходя из положений указанной статьи дарение может быть совершено в устной форме в случае передачи (символической передачи) дара одаряемому. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи либо вручения правоустанавливающих документов.
В рассматриваемом случае Общество, вручая работникам соответствующие подарки, не обусловливало передачу подарков встречным выполнением работниками каких-либо функций, не предусматривало вручение подарков в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей (успехи в работе). Основанием выдачи подарков, как это следует из приказа, являлось наступление соответствующих праздничных дат. Данное обстоятельство подтверждает факт безвозмездности передачи подарков.
Получение работниками подарков подтверждается ведомостями на получение подарков с подписями сотрудников. Поскольку стоимость подарков каждому из сотрудников Общества не превышала трех тысяч рублей, заключение договора дарения в письменной форме в соответствии со ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не требуется.
Исходя из изложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что подарки вручены работникам в рамках гражданско-правовых договоров дарения, предметом которых является переход права собственности на имущество, в силу прямого указания части 3 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ стоимость врученных работникам Общества подарков не является объектом обложения страховыми взносами.
Кроме того, пунктом 11 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Законом о страховых взносах не установлен какой-либо порядок выплаты материальной помощи в целях освобождения соответствующих сумм от уплаты страховых взносов, а определена лишь сумма, в пределах которой объект обложения страховыми взносами не возникает (4 тыс. рублей).
В соответствии с п. 7.5.4 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 N 34р, в ходе выездных проверок анализируется обоснованность отнесения выплат к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Если выплата, по которой не были начислены страховые взносы, соответствуют критериям, установленным частями 1,2 и 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, необходимо проверить документальное подтверждение и размер данной выплаты.
Органом пенсионного фонда не обосновано, что стоимость подарков, предоставленных конкретным работникам общества к Новому году, Дню защитников Отечества и к 8 Марта, превысила 4 000 рублей за расчетный период. Так, в список работников на получение подарков к Дню защиты Отечества 19.02.2010 вошли 15 человек, общая сумма подарков составила 7 718 руб. В списке на получение сувениров к 8 Марта 2010 значится 16 человек, израсходовано 7638 руб. Приказом от 24.12.2009 N 12 работникам предприятия к Новому году выданы продовольственные наборы на сумму 289 руб. 23 коп. каждому, а приказом от 25.12.2010 N 116 наборы на сумму 303 руб. 42 коп. каждому. На основании приказа от 22.02.2010 N 18 праздничный набор к Дню защитника Отечества составил 514 руб. 53 коп. на каждого работника.
Кроме того, в нарушение п. 7.4 указанных Рекомендаций орган пенсионного фонда не исследовал комплект первичных документов общества, на основании которого возможно прийти к выводу о том, что стоимость праздничных подарков в совокупности с подарками ко Дню рождения и юбилейным датам (3 человека) превысили 4 000 рублей.
Поскольку у Общества отсутствовала обязанность по включению стоимости подарков в базу для исчисления страховых взносов, определяемую по правилам части 1 статьи 8, п.11 ч.1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, им не допущено занижения суммы страховых взносов и несвоевременной уплаты страховых взносов, что является основанием для начисления пеней, предусмотренных ст. 25 Закона N 212-ФЗ, и для применения ответственности, установленной ст. 47 названного Закона.
Также Обществом не допущено и нарушение, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, - представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так как сведения об исчисленных им суммах страховых взносов соответствуют действительности.
Ссылку заявителя жалобы на постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 17950/10 следует считать необоснованной, поскольку виды материальной помощи, которые не облагаются страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", перечислены в специальном нормативном правовом акте - Правилах начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 02.03.200 N 184.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области от 29.12.2011 N 076/002/736-2011, как не соответствующее положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2012 по делу N А62-294/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-294/2012
Истец: ООО "Вяземский выставочный комплекс"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4348/12
22.08.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3110/12
14.05.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-294/12
28.02.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-989/12