город Омск |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А75-3424/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6009/2012) Общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 по делу N А75-3424/2012 (судья Зубакина О.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089),
о признании недействительным предписания N 330-ОК/16 от 23.12.2011 года,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" - Корлыханов Вячеслав Александрович (паспорт, по доверенности N 46 от 13.07.2012 сроком действия по 31.12.2012);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - ООО "Заполярнефть", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 324-ОК/16 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 24.05.2012 по делу N А75-3424/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что Общество допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовом амбаре отходов бурения (бурового шлама), при этом, суд первой инстанции исходил из того, что шламовый амбар не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам захоронения опасных производственных отходов. Также суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что Общество не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, чем нарушило пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Заполярнефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало следующее:
- "Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. РД 39-133-94", утвержденной Роскомнедрами 28.12.1993, РАО "Газпром" 18.01.1994, ГП "Роснефть" 04.01.1994, предусмотрена технология захоронения бурового шлама в шламовых амбарах;
- на куст N 341 Вынгапуровского месторождения нефти оформлена соответствующая проектная документация, получившая соответствующее положительное заключение государственной экспертизы, которой предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбрах.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление Росприроднадзора в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Управления, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, пояснения к отзыву, пояснения к апелляционной жалобе, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением Росприроднадзора в соответствии с приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу N 658 от 21.11.2011 в отношении ООО "Заполярнефть" проведена плановая документарная проверка.
В результате проверки установлено, что общество в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований разместило путем захоронения отходы бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованные в процессе обустройства кустовой площадки N 341 Вынгапурского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства, предъявляемым к объектам захоронения отходов производства и потребления, а именно в шламовых амбарах кустовой площадки N 341 Вынгапурского месторождения нефти.
Итоги проверки были отражены в акте N 392 от 23.12.2011 (том 2 л.д. 51-94).
По окончании проверки ООО "Заполярнефть" выдано предписание N 324-ОК/16 от 23.12.2011 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (том 1 л.д. 20-21), которым обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 341) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
Полагая, что данное предписание не соответствуют закону и нарушает права общества, ООО "Заполярнефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 24.05.2012 по делу N А75-3424/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом статей 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 3, 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Суд первой инстанции выводы Управления признал правомерными.
Между тем, суд апелляционной инстанции правовую позицию административного органа и суда первой инстанции находит ошибочной, выводы административного органа о нарушении Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовых амбарах отходов бурения (бурового шлама) признает необоснованными.
Указанный вывод апелляционного суда основан на следующем.
Прежде всего, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Так, как было указано выше, в оспариваемом предписании N 324-ОК/16 от 23.12.2011 Управление, указывая на нарушение Обществом вышеперечисленных требований законодательства, предписало заявителю "Провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 341) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров)".
Как следует из содержания оспариваемого предписания, оно вынесено административным органом на основании акта проверки от 23.12.2011 N 392.
Проанализировав содержание акта от 23.12.2011 N 392, суд апелляционной инстанции установил, что фактически административный орган выявил единственное нарушение природоохранного законодательства - Общество не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, захоронение отходов в шламовых амбарах в районе кустовой площадки N 341 Вынгапуровского лицензионного участка.
Таким образом, сопоставляя содержание акта от 23.12.2011 N 392 и оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование Управления о рекультивации земельного участка касается только необходимости ликвидации щламовых амбаров.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание, в котором административный орган обязал Общество устранить описанное выше нарушение природоохранного законодательства, является незаконным. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из указанных норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом, размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не отрицается, что Общество осуществило захоронение отходов бурения в шламовых амбарах.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 РД 51-1-96 предусмотрены Мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Таким образом, вывод Управления о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность захоронения отходов бурения в шламовых амбарах, не основан на нормах действующего законодательства.
Следовательно, размещение Обществом отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Более того, апелляционным судом установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти.
Так согласно Проекту "Обустройство Вынгапуровского месторождения. III очередь" (том 7 комплекс N 6750) работы по рекультивации шламовых амбаров предусматривают: засыпку амбаров (твердые осадки и мусор) ранее разработанным грунтом от разборки площадок бригадного хозяйства; укладку геотекстиля с нахлестом полотнищ не менее 0.5 метров и скреплением их между собой; отсыпку поверх геотекстиля грунта толщиной слоя 1 м.
Пунктом 4.2 Проекта "Обустройство дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 6979) предусмотрено, что при строительстве кустовых оснований предусмотрено устройство шламовых амбаров.
Пунктом 4.3 названного проекта, в частности предусмотрено, что работы по ликвидации шламовых амбаров включают: очистку площадок от металлолома, мусора, оборудования и материалов; естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров; откачку осветленной жидкой фазы в нефтесборный коллектор; обезвреживание отработанных буровых растворов и шлама отвердением, в т.ч. отходов оставшихся в амбаре после откачки БСВ; с площадок, расположенных в водоохраной зоне, твердая составляющая содержимого шлама вывозится на полигон утилизации отходов; засыпку амбаров.
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 341 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров), требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается представленными в дело заключением государственной экспертизы N 145 от 20.09.2002 (т.1, л.д. 48-53).
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 37- ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на куст скважины N 341 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось Обществом в соответствии с обозначенной проектной документацией.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что шламовые амбары на кусте N 341 Вынгапуровского месторождения нефти поставлены на учет уполномоченным органом - Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в региональный реестр объектов размещения отходов как объекты размещения отходов (письмо Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.10.2011 N19/2-24399).
При этом, состояние данных объектов указано как "выведенные из эксплуатации, рекультивированные".
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства в совокупности подтверждают то, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в данном случае не является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что Обществом были проведены меропрития по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта N 1 стоимости выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к Договору N Д/2116/09-2327 от 14.09.2009, копией указанного Договора, копией Графика производства работ (т. 1, л.д. 99).
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что Общество допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте, и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Решение суда первой инстанции, содержащее выводы о нарушении Обществом указанных выше требований природоохранного законодательства, основано на неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенные в решении, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба и требования Общества по существу - удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования Общества подлежат удовлетворению, а также апелляционная жалобе Общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относятся на Управление.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пп.1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 по делу N А75-3424/2012 отменить.
Вынести по делу новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
Признать недействительным вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" предписание N 330-ОК/16 от 23.12.2011 года.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779) судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде первой и апелляционной инстанции в размере 3000руб. 00 коп..
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3424/2012
Истец: ООО "Заполярнефть"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5702/12
30.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6009/12
27.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6009/12
23.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6009/12
09.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6009/12
24.05.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3424/12